Если следить за хронологией поездки, то тут небольшой монтаж и мы переносимся в Больцано, это самый север Италии, Доломитовые Альпы. Этот скачок в 400 километров занял несколько часов и несколько поездок на поездах.
Я горячий поклонник итальянских железных дорог, хочу донести эту свою страсть до читателей.
Много плюсов железнодорожных дорог Италии, по итогам суммарного шестинедельного пребывания в стране в разные сезоны:
1) Расписание, цены, наличие поездов и мест всегда можно узнать на сайте
http://www.trenitalia.com/Там же можно купить билеты и узнать о специальных акциях с большими скидками. Чем раньше покупаешь билеты, тем они дешевле.
Что важно: по умолчанию показываются только скоростные поезда системы La Frecce. Кроме них есть масса поездов класса Regionale, которые идут дольше (иногда совсем чуть-чуть дольше), стоят ощутимо дешевле и связывают между собой близкие города. Например, из Болоньи в Равенну ходит пара "серьезных" поездов с пересадкой в Римини. А если выбрать фильтр Tutti i treni, выясняется, что еще каждый час ходит электричка, которая за час с небольшим доставит до места. И стоит она не 35, а 7 евро. Почувствуйте разницу :) Электричка немного менее комфортна, но тоже вполне пригодна для жизни.
Я обвела на скриншоте красным то место, где нужно выбрать показ всех поездов.
2) Если точно нет прямых поездов, не надо бояться пересадочных рейсов - они, как правило, хорошо подходят друг к другу. Более того, если один поезд задерживается, второй его в разумных пределах ждет (мы такое видели - ждали минуты 4, дали поезду приехать и всем жаждущим бегом добежать до стыковочного). Такой сложный маршрут с пересадками может предложить кассир или даже автомат по продаже билетов. Если указать точки старта и финиша, автомат предлагает несколько рейсов, подходящих под условия. Не надо сразу отвергать пересадочные, они могут быть очень удобными. Еще важное: если покупать билеты на маршрут с пересадками в кассе у кассира, он вам распечатает удобнейшую бумажку о том, как и во сколько надо выходить и пересаживаться на каждом участке. Потеряться невозможно.
Возможно, автомат тоже дает такую бумажку, просто не довелось убедиться.
3) Про "итальянские поезда опаздывают". Я неоднократно читала об этом, но сама объездила на поездах почти всю страну - от Неаполя до Больцано. Дважды дешевые регионале опоздали на три минуты. И один раз поезд был отменен. Это было в тот день, когда горела Тибуртина, центральный железнодорожный хаб страны. Через Тибуртину и Термини (это две станции, расположенные в Риме) проходит основная ветка, связывающая север и юг страны. Объехать их невозможно. В течение нескольких часов после пожара было развернуто движение по дублирующей ветке и поезда снова пошли. В то утро мы должны были уехать из Флоренции в Болонью. За час до поезда мы заглянули на вокзал и увидели, что 80% поездов (все, что были связаны с основной веткой) задерживаются. По вокзалу бегали толпы взволнованных людей.
Что сделала администрация:
- дала ориентиры по времени отправления
- развесила по вокзалу свежую газету со статьей о пожаре
- самое потрясающее: прямо в зале была организована стойка, где работал милый юноша, отлично говоривший на разных языках. К нему в порядке живой очереди подходили все, кто растерялся и не понимал, что им делать. Он каждому быстро и доброжелательно отвечал. На любые вопросы: сколько это продлится, что там с пожаром, можно ли доехать на автобусах, что делать с билетами, где купить воды. Нас он бесплатно посадил на первый же поезд в нашем направлении. В итоге мы погуляли по городу и уехали с опозданием в 1 час.
Такое было один раз, когда горела центральная железнодорожная развязка страны. Больше накладок не было.
4) В целом про сотрудников касс и вокзалов. Они все отлично говорят по-английски. Они всегда очень приветливы и готовы что-то подсказать. Один раз у нас была нештатная ситуация - мы купили неправильные билеты. Вернее сказать, мы купили одни, а потом увидели, что можно доехать в два раза быстрее и в полтора раза дешевле. Мы метнулись в кассу и сотрудник пересчитал нам новые билеты и оформил их вместо старых. Так как новая траектория оказалась более дешевой, он сделал нам билеты в 1-м классе. Вернуть деньги мы не смогли, но оказались на месте на 2 часа раньше. И всё это с улыбкой и с объяснениями.
5) В кассы почти всегда стоит очередь. Возможно, за приятным общением :) Но на вокзале обычно есть еще десяток автоматов, где можно купить билеты понажимав на кнопки и расплатившись наличными или карточкой. Очень удобно, есть интерфейсы на разных языках.
6) В поездах чисто и уютно. В любых поездах есть туалет в вагоне. В поездах классом выше регионале есть розетки и столики. В некоторых (кажется, в Евростарах) есть wi-fi. Ходят проводники, предлагают еду и напитки. В Евростарах это (еда и напитки) бесплатно.
Светло, работают кондиционеры (ну, почти всегда работают :) ).
7) Пассажиры в поездах ведут себя довольно сдержанно. Между собой болтают. К другим не цепляются. Иногда на нас поглядывали с любопытством, особенно, если мы разговаривали между собой по-русски, но никак не задевали и не заговаривали. Только "спасибо, извините, разрешите я пройду".
8) Цены на поездки (особенно на regionale) весьма разумные. Иногда билет стоит всего несколько евро.
9) В привокзальных кафе делают капучино:)
После Италии мы поехали в Австрию и там мгновенно ощутили разницу. Как только вышли за пределы итальянских железных дорог, всё стало резко дороже, резко хуже и очень непонятно. В Германии, впрочем, жизнь более-менее наладилась. Но всё равно итальянски железные дороги одни из лучших из тех, что я видела.
Горячо рекомендую не бояться их и использовать для поездок по стране.
Все мои рассказы про Италию