Пожарная каланча в Сокольниках - что внутри?

Aug 08, 2014 15:30

Через дорогу от метро Сокольники стоит кирпичная пожарная каланча. Ей чуть больше 130 лет.
Когда-то она возвышалась над низкоэтажной Москвой, на верхней галерее круглосуточно дежурил пожарный, а внизу наготове стояли запряженные для выезда по тревоге лошади. Долгое время пожарные каланчи были самыми высокими зданиями в Москве и вывешенные на верхушке шары и фонари позволяли быстро передать информацию о том, где пожар и нужен ли сбор всех частей. Об этом очень интересно пишет Гиляровский в книге "Москва и москвичи".

Сейчас пейзаж изменился - выходящий из метро видит шумный перекресток, высокие здания, "Макдональдс". На их фоне каланча кажется игрушечной. Но оказывается, каланча, а вернее всё здание, к которому она относится, живет и несет пожарную службу и сейчас. В здании по адресу Русаковская 26 корпус 1 располагается и действует пожарная часть N12.

Мне повезло побывать там на экскурсии в группе блогеров под предводительством silver-slider
Там очень интересно!

Каланча - та самая, которую охотно изображают на плакатах:




С Русаковской улицы виден только кусочек здания.




Пожарные относятся к МЧС.







Нам очень повезло - экскурсоводом был глава пожарной части, Максим Евгеньевич Шарапов.




Экскурсия начинается с посещения комнаты отдыха личного состава.
В карауле пожарной части состоит 12 человек - это два отделения по 4 пожарных, плюс руководители отделений и водители. Сотрудники заступают на дежурство на сутки и в свободное или в ночное время находятся в комнате отдыха. Тут есть бильярд и тренажеры.




В случае вызова на пожар в течение 1-2 минут выезжает машина. В остальное время есть штатный распорядок дня: ежедневно с 10 до 13 проходят занятия по пожарному делу и медицинской подготовке. Во второй половине дня время для хозяйственной деятельности и ухода за снаряжением. После 20:00 свободное время (но пожарную часть покидать нельзя).

Вот план района, который обслуживает пожарная часть. На схеме обаятельной кошачьей мордой выделяется парк Сокольники. Сама пожарная часть обозначена красным квадратом с цифрой 12, это правый нижний угол карты.
Расчетное время прибытия на любой объект участка - до 10 минут.




Вот святая святых части - пункт связи. Тут круглосуточно сидит диспетчер, который принимает и передает пожарным сигналы на выезд. Есть подменный диспетчер - он вступает в дело, если основному диспетчеру надо отойти. Это значит, что пункт связи никогда не остается без сотрудника, даже на пять минут.




Перед диспетчером монитор, куда выводится информация о всех вызовах по Москве.




Когда происходит вызов пожарных, звонок поступает в единый центр приема заявок, расположенный на Кропоткинской.
За 20-45 секунд уточняется необходимая информация и составляется электронная заявка. Затем заявка передается в соответствующую пожарную часть. После этого в дело вступает диспетчер и по его команде через 1-2 минуты выезжает машина.




Ежедневно по Москве поступает около 6 000 вызовов.
По всем вызовам выезжают пожарные.
А знаете сколько из вызовов реально связаны с пожарами? 500-600 в сутки.
Большое число вызовов оказывается ложными, так как пожара вовсе не было, показалось.
(Тут один из сотрудников пламенно говорит: "Но не надо смущаться, надо звонить обязательно. Лучше перепроверить, чем пропустить пожар на ранней стадии").




Система умеет "сшивать вместе" заявки, которые указывают на один адрес. Диспетчеры очень радуются, когда на один и тот же адрес поступает несколько заявок - это косвенное подтверждение того, что возгорание действительно есть.
Машина поедет в любом случае, но это дает дополнительную информацию.

Передав вызов пожарной команде диспетчер не выключается из работы. Вокруг рабочего места много папок и схем с информацией об объектах. В красных папках данные по объектам с ночным пребыванием людей (например, гостиницах). В других папках планы заводов, информация по подъезду и прочему. Пожарная команда получает возможный максимум информации о том, где пожар и как к нему подступиться.







В случае крупных пожаров собираются пожарные машины с разных пожарных частей. Эти схемы работ заранее известны и по соответствующей команде пожарная часть уже знает, какие ресурсы должна предоставить.




Что делать человеку, если он увидел пожар? Сразу звонить в пожарную службу (как вызвать пожарных: с мобильного 101 или 112,  с городского 101). Если ваш звонок продублирует чью-то заявку, беды не будет. Но бывает так, что куча зевак смотрит на пожар и снимает его на мобильный, а потом, полчаса спустя, пожарных вызывает кто-то из проезжающей машины.
Каждый думал, что вызвал кто-то другой.
(Тут диспетчер выстраданно добавил: "Только уделите пару секунд, проверьте, что это пожар, а не фонарь за окном качается").

Самые частые причины возгорания - это граждане в нетрезвом состоянии (не столько из-за того, что они неосторожны, сколько из-за того, что им море по колено, они не понимают, что уже стало опасно) и проблемы с проводкой.




Украшение коридора:
Провоторова Ксения, 14 лет "Сокольники. Пожарная каланча".




А напротив стена памяти.




Следующее помещение: склад инвентаря, в первую очередь баллонов со сжатым воздухом. Пожарные почти всегда работают в условиях сильного задымления, им нужно иметь свой воздух.




Баллоны одеваются на спину в виде конструкции, похожей на ранец.




На лице маска. К системе подводится манометр, по показаниям которого можно понять, сколько воздуха осталось.
Одного баллона хватает на два часа, если нет нагрузки. Во время тушения пожара идет большая физическая нагрузка и баллона хватает примерно на 45 минут. За 10 минут до ожидаемого момента окончания воздуха система подает звуковой сигнал.
Неопытный боец после этого сигнала начинает волноваться и глубже дышать, чем повышает расход воздуха. Есть специальные тренировки, во время которых главной задачей является сохранение спокойствия после сигнала, чтобы не тратить лишний воздух.




Существуют специальные капюшоны для спасаемых людей. Они надеваются на голову и подключаются к тем же баллонам, воздухом из которых дышит пожарный. Если воздуха много, с пострадавшим поделятся. Но если воздух заканчивается, или пострадавший в неадекватном состоянии, шумно дышит или мешает пожарному, то важнее дать воздух спасающему.




На следующей фотографии очень важный прибор. Он умеет подавать световые и звуковые сигналы. В штатном режиме он ярко мигает - это позволяет различить пожарного в клубах дыма. Если пожарный неподвижен в течение 30 секунд, свет становится постоянным. Если он неподвижен 35 секунд, включается звук - это громкий не очень приятный вой. Предполагается, что пожарный всё время находится в движении и если он надолго замер, это знак ЧП и нужно приступать к поиску и эвакуации пострадавшего.

"В дым" ходят втроем или, в крайнем случае, двоем, чтобы было кому оказать помощь.




А вот люк номер 1.
В закрытом виде он похож на лифт. Но "дверцы" можно распахнуть одним движением и за секунду съехать вниз по спусковому столбу. Во время рассказа Максим Евгеньевич хитро улыбнулся и внезапно уехал вниз. Через три минуты поднялся обратно по лестнице, продолжая начатую фразу. Очень эффектно :)




Этой конструкцией пользуются для быстрого спуска к машинам во время выезда.




В дальней части здания располагаются столовая, актовый зал, мини-музей.




Очень интересно рассматривать старые фотографии.
Историческая байка гласит, что в XIX веке у пожарных была светлая форма. После возвращение с пожара надо было покормить лошадей, наполнить баки водой, а потом долго отстирывать форму. Это для того, чтобы люди были заняты и разные мысли в голову не лезли.




И сейчас машины выезжают именно из этих ворот:







А вот двор пожарной части.




Со стороны двора, да еще и на фоне окружающих домов, пожарная каланча кажется почти маленькой.




Демонстрация новой техники.
Если обобщенно, то пожарные машины делятся на два вида: одни привозят воду и рукава, а другие - лестницу.
Сейчас на фотографии машина, которая может как выдвинуть лестницу, так и подключить шланги к платформе на конце лестницы.




На платформе стоит оператор, который направляет поток воды с помощью пожарного ствола.







А вот гараж.
Тут стоят пожарные машины и полевая кухня. Кухня нужна на случай, если будет нужно организовывать питание людей возле места тушения пожара.




И главное - пожарные машины:




Левый борт машины откидывается и открывается склад оборудования.
Рукава, бензорез, вентили для подключения к городским коммуникациям.




Рукава




Сверху бензорез - он используется, например, если надо быстро разрезать дверь, за которой бушует пожар.
Снизу краны, штуцеры, пожарная колонка для присоединения к коммуникациям (например, к пожарному гидранту).
(Например, на этой картинке видно, как используется часть оборудования).




Кабина. Баллоны с воздухом для дежурной группы уже в машине, они надеваются уже в пути.







Перед выездом информация для водителя. В случае сложных погодных условияй он предупрежден.







На лобовом стекле карта Сокольников




Возвращается одна из машин. Паркуется ювелирно.







А вот интересный вопрос - что за короб стоит у стены?




Это тренировочный короб - тренажер для отработки пролезания по узким проходам, где могут быть совсем небольшие лазы и перепутанные провода. Говорят, что новички запутываются в веревочках насмерть, а опытные пожарные в снаряжении ползут быстро.




Вертикальную доску в конце пути можно поднимать или опускать, усложняя или упрощая задачу.




Для того, чтобы стать действующим пожарным, нужно пройти сложный отбор. Из формальных условий необходимо пройти службу в армии и не иметь страхов (высоты, огня). Нет формального запрета на прием женщин, но на тушении пожара женщины не работают, так как там очень высоки физические нагрузки, Трудовой кодекс не позволяет.
Ограничение срабатывает на самом первом этапе - форма и снаряжение весят до 50 килограмм, пожарная лестница весит 60 килограмм, женщине запрещены перемещения таких тяжестей (пример норм).

Но даже молодым сильным мужчинам поначалу трудны специфические нагрузки пожарных. Надо действовать в тяжелой экипировке, при высокой температуре, тащить тяжелые рукава или кувалды. И еще сохранять спокойствие.
Во время обучения есть сдача такого физического норматива: нужно в полной форме пройти ряд физических упражений (Пробежать по лестнице, взять и дотащить до места два рукава по 7 килограмм, бить кувалдой 30 секунд, челночно побегать с рукавами. А потом по новой, пока не упадешь). Новички с трудом справляются с одним циклом упражнений, который длится всего несколько минут. Опытные сотрудники в таком мощном темпе могут работать пока не кончится воздух в баллоне.

***

А в конце экскурсии нам разрешили подняться на каланчу.
Наверх ведет винтовая лестница. А одном месте около трех метров надо подняться просто по скобам.










По внутренней части проходит огромное количество кабелей.
Сейчас на каланче не стоит дежурный, но она несет полезную нагрузку - там стоят прожектора и антенны.







Вид в сторону Сокольников:




Русаковская улица в сторону севера:




В сторону Электрозаводской:




Улица Русаковская в сторону центра.
По правую руку высотное здание (Русаковская,31).
Сотрудники пожарной части иногда устраивают в этом 34-этажном доме скоростные забеги вверх по лестнице в полной выкладке. Рекорд - невозможно поверить - 8 минут.







Огромное спасибо сотрудникам пожарной части N 12 и пресс-секретарю Юлии Антоновой за организацию и проведение эускурсии!

А список всех моих рассказов про Москву находится здесь

Сокольники, Россия, экскурсии, люди, на страже отечества, Москва, героика

Previous post Next post
Up