ilyavaliev без воодушевления отнесся к этой идее, сказав, что заводы меня так прут только потому, что в отличие от него, я никогда на них не работал. Конечно, все машиностроительные заводы так или иначе похожи, и обычно я знаю что именно я там увижу и что сфотографирую. Не смотря на это мне всегда интересно наблюдать как отдельные куски металла и заготовки превращаются в готовое изделие. Как-то завораживает этот процесс. Как известно, человек может бесконечно смотреть на огонь, воду и то как работает другой человек. А тут речь шла о доселе невиданном мной заводе, где строят огромные круизные корабли и нефтяные платформы, то есть, куски металла обещали быть толстыми, заготовки большими, а готовые изделия весьма масштабными. Людей за работой тоже должно быть много. Да ведь и моему Читателю как раз такие репортажи более всего и нравятся? В общем, мы поехали на верфь в финском городе Турку.
Я родился и живу в Москве, и когда вы будете читать эту запись, вряд ли я успею куда-нибудь отсюда переехать. Хоть Москву и называют портом 5 морей, порт она, все же, речной, поэтому с большими многопалубными кораблями, и тем более с заводами где их строят в наших краях весьма туго. Что бы их увидеть придется проехать километров 650. Когда я впервые оказался на борту морского парома, был впечатлён его размерами, и тем, сколько всего на нём умещается: целый многоэтажный жилой комплекс, с торгово-развлекательными центрами, лифтами, ресторанами и парковкой! И со всем этим он ещё и по морю плавает ходит! Как любителю техники, мне было жутко интересно, как он устроен, как им управляют и, главное, как строят такие громадины. Пробраться за дверку с надписью "только для экипажа" на действующем судне нам практически разрешили, но мы немного не совпали с ними по времени. В другой раз. Зато мы увидели где и как строят большие корабли.
Сказать честно, именно эта верфь стала первым объектом интереса, который я наметил для посещения, еще за долго до того как придумали маршрут поездки. На тот момент там как раз строили иновационный в некоторых отношениях морской паром Viking Grace для компании Viking Line, который меня тогда и заинтересовал (это первый морской паром с силовой установкой на сжиженном газе). Но наша поездка отложилась, а когда поехали, этот кораблик уже был достроен и бороздил просторы Балтики. Тем не менее верфь посмотреть всё равно очень хотелось. Ведь она одна из самых старейших и крупнейших в Европе, и корабли там тоже строят самые большие. Кроме круизных судов там так же строят ледоколы, корабли различного назначения, нефтяные платформы и морские ветряные электростанции.
Кстати, на эту верфь иногда устраивают официальные экскурсии, но они возможны только для групп по предварительной записи и очень редко. Проводит их Морской музей Forum Marinum в Турку.
Ждать такую экскурсию у нас небыло абсолютно никакой возможности, да и сами знаете, что такое эти официальные экскурсии и пресс-туры: толпа экскурсантов, подгоняемая экскурсоводом движется по определенному туристическому маршруту, все снимают одинаковые кадры, при лезут к вам в кадр, а то, бывает, организаторы и вовсе запретят что-либо снимать. Короче, сплошное расстройство и никакого эксклюзива! Мы, к счастью были избавлены от всех этих неудобств и лишений, ведь для нас, STX сделали исключение - устроили индивидуальную экскурсию и всё подробно рассказали и показали, ну и разрешение на съемку, конечно же, тоже дали.
Верфь в Турку существует уже 300 лет, сейчас она входит в состав STX Europe, у которой всего 15 верфей в 6 странах. 3 из них находятся в Финляндии, а та, на которой мы были самая большая из них. Её площадь составляет 144 гектара, здесь работает около 1650 человек, а размер её сухого дока составляет 365х80 метров. Самое большое круизное судно в мире, на данный момент, было построено именно здесь, в 2009 году, оно называется Oasis of the Seas имеет длину 361 метр и ширину 66 метров (для сравнения, Титаник имел длину 269 метров и ширину 28).
1. Кадр из медиа банка STX, где как раз виден процесс строительства в доке самого большого круизного судна Oasis of the Seas и его близнеца Allure of the Seas на верфи в Турку.
В детстве у меня был сосед, бывший подводник, у него на шкафах стояли модели подводных лодок и боевых кораблей, которые мне очень нравилось рассматривать и удивляться тому, как проработаны даже самые маленькие детали. А в офисе STX стоят макеты всех построенных ими кораблей. Для меня было неожиданностью увидеть среди них российские и советские корабли. Оказалось STX Finland активно сотрудничают с нашими кораблестроителями еще со времен СССР.
2. Voyager of the Seas, построенный в 1999 году. Теперь уже не самый большой, «всего» 311 метров длиной.
3. ...
4. Советский.
5. При входе в офис висит рында со старинного парусника, построенного здесь давным давно. Это вам не дешевый сувенир «рында года», которым популярные блогеры ежегодно награждают друг друга - это настоящий раритет!
6. ...
7. В раздевалке обнаружили вот такие артефакты, напоминающие о давнем сотрудничестве двух стран.
8. Макеты это хорошо, но мы приехали посмотреть как строят настоящие большие корабли! Сборка любой машины начинается с металлических листов, которые режут, гнут, сваривают.
9. Это металлические листы, которые в будущем станут корпусом судна. Их толщина 3-5 см.
10. Оператор крана с бесшнуровым пультом управления.
11. ...
12. Поднял, перенес, положил: прямо страшный сон владельца игровых автоматов с мягкими игрушками ).
13. Краны с электромагнитами. Вспоминая мультик «Ну, погоди», решил не соваться к ним слишком близко )).
14. Металл режут плазмой, под управлением компьютерных программ.
15. Получаются заготовки.
16. Большинство заготовок совсем не похожи ни на одну из узнаваемых частей судна, и только специалисты знают что к чему.
17. Сваренные куски металла.
18. Фото из медиа банка STX. Мы к сожалению не видели как обородуют внутреннее пространство, в момент посещения небыло судов на данной стадии работ. Каюты собирают и привозят на верфь в собранном виде из дочерней компании STX Finland Cabins, находящейся так же в пригороде Турку.
19. Людей в цехах мало, одна смена заканчивала работу, вторая еще не приступила к ней: «пиррриф, насяльника».
20. Да, таджиков с узбеками на верфи не заметили. Их, кстати, и на наших заводах, где мне приходилось бывать, практически нет - рабочие профессии требуют квалификации.
21. Однако, на верфи STX нам сказали, что «гастарбайтеров», если те хорошие специалисты с необходимым образованием, берут на работу вне зависимости от происхождения. В том числе обучают необходимым навыкам, для этого там есть специальные учебные классы. Уровень зарпалаты на верфи начинается в среднем от 2000 евро.
22. Люди, ауу! Нет, мой любимый жанр «люди за работой» тут не удался.
23. Сотрудники перемещаются по территории верфи на велосипедах. Это, наверно, обычное явление для финских предприятий: в депо метрополитена Хельсинки мы тоже такое наблюдали. А
ilyavaliev вообще всю дорогу снимал велики и финнов на великах, видимо напишет об этом какой-нибудь отдельный репортаж.
24. Ангары, распороложенные вдоль дока имеют сдвижные крыши, здесь собирают крупные части судна и затем переносят в док для окончательной сборки. Вдалеке виден фрагмент днища какого-то большого судна, предположительно, будущего круизного Mein Shiff 3 для немецкой компании TUI. И боковой винт.
25. Мостовой кран, которым большие части судна переносят из ангара в док. Его грузоподъемность составляет 600 тонн.
26. Боковой винт. Такие винты устанавливаются в нижней части судна перпендикулярно ходу движения, и повышают маневренность. Благодаря таким винтам корабль может развернуться в тесном порту практически на месте.
27. Лед на дне сухого дока.
28. В сухом доке строят какую-то платформу.
29. Вид на залив с мостика на воротах шлюза, отделяющего сухой док.
30. Вид в док от туда же.
31. Мостик на воротах шлюза: справа залив, слева сухой док. Когда корабль готов к спуску на воду сухой док наполняют водой, ворота шлюза открывают и выпускают его на волю.
32. Men in blue
ilyavaliev и Юкка Густафссон: ждут меня на выходе с мостика и смотрят так, как будто сейчас память стирать будут ).
За возможность съемки благодарим Таню Сабелл и Юкку Густафссона (STX Finland Turku).
Оффсайт компании STX Europe Все индустриальные посты в моём блоге Предыдущие посты, если что-то пропустили:
Про финские поезда Санта-Парк: пересечь полярный круг под землей и встретить Санту Финские путевые заметки:
День восьмой: подземности по дороге домой День седьмой: Хельсинки, депо метрополитена День шестой: Турку, в гостях на верфи STX День пятый: из Рованиеми в Турку с машиной на поезде День четвертый: Рованиеми, в гостях у Санта Клауса День третий: по дорогам сказочной Лапландии День второй: Савонлина и Кухмо День первый: начало пути Все посты про Финляндию в моем блоге Спонсоры экспедиции:
***
- копипастеры, если хотите утащить, пожалуйста указывайте ссылку на эту запись или на блог
- фотожаберы, тоже буду благодарен если поставите ссылку на первоисточник
- по поводу использования оригиналов фотографий обращайтесь
PS: ваше мнение очень важно для нас, поэтому не стесняйтесь комментировать ).