Jun 25, 2009 18:24
Басманная больница. Обычный день.
Утро в больнице начиналось с пятиминутки, в половине девятого. Впервые в моей жизни, чтобы попасть на работу, мне не нужно было вставать в полседьмого и пересекать Москву по диаметру на метро и в трамвае. От Старосадского переулка до Басманной больницы надо было проехать всего пять остановок на троллейбусе. Как же я тогда был молод и жизнерадостен - домой я часто с удовольствием возвращался пешком!
На пятиминутке обычно выяснялось, что в мои палаты поступили за ночь 3-4 новых больных, их надо было осмотреть в первую очередь, заполнить их истории болезни и дать сестрам назначения по их лечению. Затем - обход остальных своих пациентов, самая напряженная часть рабочего дня, поле, на котором оттачивается и постоянно испытывается врачебное искусство.
В самом деле - представьте, что вам надо за 3-4 часа обойти 40-50 больных, это значит, что за 3 минуты, в среднем, вы должны выяснить у каждого пациента, как изменилось его состояние за прошедшие сутки, осмотреть его, оценить пришедшие анализы, продумать необходимые изменения в лечении, а при этом еще необходимо ни на секунду не забывать, что все эти, столь важные для врача, вопросы для твоего больного - не так существенны, и для него эти несколько минут общения с врачом - центральное событие дня, придающее смысл его пребыванию в больнице. Поэтому ты за это время должен внушить больному уверенность в том, что делается все возможное для его выздоровления, и что лечение продвигается успешно. Поскольку за тобой наблюдают остальные больные в палате, ты не можешь использовать стандартные формулировки и повторяться, ибо, неправильно поговорив с одним, ты рискуешь в один момент утратить доверие всех остальных пациентов. Вот почему врачу, кроме хорошего знания медицины, необходим еще и артистизм - умение убедить и увлечь слушателя.
Обход часто прерывается, по различным причинам: вдруг, кому-нибудь из больных становится плохо и приходится заниматься неотложной терапией. Кроме того, например, направляя сложных пациентов на рентген, я предпочитаю смотреть их под экраном вместе с рентгенологом - у хорошего рентгенолога всегда можно узнать что-то новое. Вызвав к больному специалиста-консультанта , я должен присутствовать при консультации, ибо нет гарантии, что специалист, во-первых - поймет правильно цель вызова, во-вторых - что он запишет все свои выводы достаточно подробно в истории болезни, а в-третьих - что запись его будет сколько-нибудь читабельна. За многие годы я пришел к выводу , что одно из характернейших свойств настоящего врача - отвратительный, совершенно неразборчивый почерк. Да это, в общем-то, и понятно, если учесть - сколько нам приходится писать в историях болезни, и как мы ненавидим эту писанину… Я недавно, очень приблизительно, подсчитал по количеству знаков , получается , что написанное мной за тридцать семь лет работы эквивалентно (естественно, только по объему!) шести рукописям романа "Война и мир".
Но вот обход и лечебно-диагностические процедуры закончены, врачи собираются в ординаторской, начинается время выписок для больных, уходящих домой, заполнения листов назначений для медсестер и пресловутых дневников в историях болезни. Несмотря на то, что "писанины" много, и она требует концентрации внимания, в ординаторской, обычно, это - самое веселое время дня, рассказываются свежие байки о больных, принесенные с обхода, идет непрерывное чаепитие, подкрепленное тортами от выписывающихся пациентов, планирование отпусков и прочий треп, помогающий снять напряжение рабочего дня. Да, обычный, не самый тяжелый день, а для меня, так долго к этому шедшего - очередной счастливый день работы во 2-м терапевтическом отделении Басманной больницы…
Продолжение следует.