У поклонников горных походов есть поговорка "В горах каждый лишний грамм норовит прикинуться килограммом". И это чистая правда. Первые несколько часов пути этого не замечаешь, но чем дальше тем больше "вспоминаешь добрым словом" любой лишний предмет в твоем рюкзаке.
У меня есть несколько правил, для съемки в условиях горного похода:
Ничего лишнего. Суммарный вес съемочного оборудования, который приходится постоянно нести на себе в горах от 5 до 15 кг. Штатив, видео-голова, глайдтрек, тушка и несколько объективов, запасные аккумуляторы несколько литров с водой и пакетик со смесью орехов и сухофруктов - только самое необходимое и важное, что я могу себе позволить.
Снимать на восходе и закате. Как бы я не устал, как бы ни было плохо и тяжело, но съемку на восходе и на закате пропускать нельзя. В это время самое лучшее освещение. Даже если участники похода ещё (уже) спят - это не повод поступать так же :))) Все кадры снятые на закате и рассвете становятся одними из лучших в видео.
Снимать движение. В горах очень легко увлечься пейзажной съемкой, ведь вокруг тааакая красота. Но не надо забывать, что объект внимания в видео - это в первую очередь движение. Статику я оставляю для фотографов, а сам постоянно ищу и снимаю всё, что может передать движение или динамику.
Много перемещаться. Разнообразие планов - обязательная составляющая хорошего видео. Поэтому приходится много перемещаться. Забираюсь на соседние от маршрута гребни, скальные выступы и залезаю во впадины. А делать это надо быстро, никто не будет ради "второго дубля" спускаться на 100 метров вниз и повторять пройденный маршрут. Не успел добраться до точки съемки, значит потерял эпизод. В среднем за день наматываю в 1,5-2 раза больше, чем участники восхождения. Хорошие трекинговые палки в походе и утренние пробежки в процессе подготовки к восхождению - самые лучшие мои помощники.
Много думать. Объем материала в горах на порядок меньше, чем при съемке на ограниченной площадке, т.к. много времени тратится на перемещение. Поэтому тактика съемки "наснимать побольше разного, а на монтаже что нибудь выберем" тут не применима. Почти каждый эпизод который снимаешь, приходится продумывать заранее и четко понимать его ценность для итогового фильма. И это приходится делать постоянно, потому что "цена" каждого эпизода - это не одно нажатие на кнопку, а лишний пройденный километр или риск свалится откуда нибудь и травмироваться.
Все эти правила применимы к любой видео и фотосъемке и являются важными. Но в условиях гор их ценность возрастает многократно.
А у вас есть набор правил для съемки? Для фото или для видео, не имеет значения.
Фотографии: Екатерина Донова
katb_donova