Дисклэймер, он же эпиграф: Здесь будет много букв и изрядное количество фотографических карточек. Если вы не собираетесь в своей жизни учиться делать что либо руками, не планируете нового хобби, да и "забить гвоздь в стенку" (бетонную, естесственно) вашей жене и вам хватает - смело проходите мимо. Ибо придется ненадолго окунуться в мир трудовой романтики, опаленных волос на руках (и хорошо, если только на них), измазанной в масле физиономии, громких звуков и всевозможного инструмента. Оно вам надо? Ведь есть уютный диван и широкоформатный телевизор, в котором всё это вам могут показать в рамках пятиминутного сюжета.
А для остальных, приступим.
I. Предисловие.
Однажды, на просторах этого вашего интернета, заинтересовал меня некий
ролик. За наводку спасибо камрадам с Тупичка и, в первую очередь, Главному. Посмотрев его я вспомнил детство в деревне, юность в литейном цеху и всякое разное, сделанное в своё время руками. Чуть слеза не накатила. Но вот ножей я никогда не делал.
И так обидно мне стало. Дело в том, что давным-давно, не взирая на то, что в целом руки не из пятой точки, зарабатывать приходится современными технологиями и прочими бесовскими штуками, по факту, не отрывая эту самую пятую точку от стула. А тут мужики, настоящие, руками вон какое делают. Ну, кто-то бы может потосковал, повздыхал, да и вернулся бы к написанию кода или обзвону клиентов, но не я. И не потому, что я такой решительный и преодолею "любые трудности". Просто у меня есть
друг. И он кузнец. Взял, однажды,
бросил директорскую должность, все эти бумажки, сидение на пятой точке и окончательно ушел в кузнецы. Но про это он сам вам расскажет, если спросите и он будет в настроении. Поэтому, первое, что я сделал, досмотрев ролик, я позвонил ему.
- Макс, не занят?
- Говори.
- У меня тут есть сверло HSS маленькое, хочу развернуть на маленький резак для бумаги.
- Ролик посмотрел? На сколько сверло?
- Есть такое с роликом. Где-то на 16, маркировка стерта, так что примерно, но мне много и не надо. Поработать у тебя можно будет?
- Сгорит. Ладно, я завтра до вечера, приходи.
Вот так всё началось. На следующий день, окончив просиживание с рабочими целями пятой точки, я на всякий случай прихватив это сверло, приехал к Максу в кузню. И не пожалел об этом и никогда не пожалею.
Справедливости ради, надо отметить, что Макс сделал множество работы с этим ножом за меня, многое надо было показывать на примере, а примером служил этот нож. А я смотрел и впитывал, периодически злясь, что он не дает мне это сделать самому, но я был в гостях ;о) Кузнецы, народ специфический и очень ревнивый к своей работе, но тем не менее добрый и светлый что-ли.
Поэтому, Макс, не злись, но если пустишь работать еще, следующий я буду делать целиком сам, тебя не подпущу, а то я ж не до конца удовлетворён теперь ;о)
На этом предыстория исчерпана, перейду к подробному иллюстрированному рассказу. Возможно, кого-то он сподвигнет найти себе новое мужское занятие.
II. Итак, далеко не в первый раз, но впервые с целью поработать, я оказался у Макса в кузне. У Макса газовый горн и пневмомолот. Но если на этом моменте вы решили отчаяться и посетовать, что у вас нет друзей кузнецов - вы тряпка и не мужик. Простейший горн можно сделать, например,
так. А для мурманчан вообще всё просто! На правах рекламы, у Макса действует проект
"Кузница выходного дня", где за малые деньги он и инструмент предоставит и научит, так что главное решимость ;о)
Но мы отдалились от темы. Первое, что было сделано, забраковано моё мелкое сверло, как заготовка и я понял, что "малой кровью" дело не кончится. "На!" - сказал Макс и процесс начался.
Я изначально хотел "быстрорез", то есть нож из
HSS, в идеале Р18, но все-таки, есть мнение, что досталась мне Р6М5.
Первое, что было сделано, разогрет хвостовик сверла и слегка расплющен, для более удобной и крепкой фиксации в тисках. Затем последовал разворот сверла газовым ключом. Подробно описывать процесс смысла нет, он почти весь тщательно показан в ролике из первой главы повествования.
После разворота, разогрели и под пневмомолот, дабы как следует выравнять. Поуправлять пневмомолотом мне довелось, разобраться в его устройстве и технике работы на нём тоже, но вертеть под ударами заготовку Макс мне так и не доверил, за что дружеское "фи" ему ;о)
После пневмомолота мы получили следующее:
Что и оставили до утра остывать вместе с горном (
отжиг), что бы снять напряжения в металле и сделать сталь пластичнее. Так закончился первый день работы и я наконец-то понял окончательно, что уже не остановлюсь, пока не доделаю.
III. На второй день работ (а я мог позволить себе 2-3 часа, из которых большинство времени слушал и учился) началась черновая слесарка. Решено было зайти сильно дальше, чем во вдохновившем ролике. Болгаркой (отрезным кругом) была придана черновая форма острия. Далее раскован хвостовик и откована фаска. Делал уже целиком я ;о)
Далее опять на отжиг, что бы опять снять напряжение.
На третий день, болгаркой был выпилен хвостовик и чуть выровнен торец фаски. Хвостовик сознательно надо делать шире, чем будет, для удобства слесарки, лишнее потом отпилим.
Далее, зачистным кругом болгарки выполнен начальный контур фаски, по эстетическим и практическим соображениям я выбрал наличие "тупья" у рукояти. Если б я знал, сколько убью на него времени ;о)
Далее Макс сказал "Сейчас тебе намечу!" и на шлифленте выбрал немного по фаске, что бы сформировать мне плоскость, как обрабатывать дальше.
Далее разогреть и наконец-то выровнять, а то, что это он кривой, как ятаган, но только в бок ;о)
Далее была закалка. В процессе Макс
работал с горном и пневмомолотом. Всё как положено, от нужной температуры, в масло.
После закалки мы получили следующее:
На этом закончился день и временно закончилась эксплуатация Макса. Все наставления и рекомендации были получены и началась длительная (ну, для меня и в первый раз) работа по слесарке.
IV. Дома у меня шлиф машинка, болгарка, электролобзик, дрель, перфоратор и шуруповерт. Это из электроинструментов. Это важное отступление, что бы вы понимали всю трагедию без точила ;о) Однако и тут отчаиваться не стоит. Для того, что бы сохранить тупье, обычно используется приспособление (чуть не написал "девайс, но вовремя осекся) из двух пластин рапида, скрепленных болтами с барашками, простой ограничитель. У меня не было рапида и барашков, но я все-таки сделал себе ограничитель из двух реек, скрепленных болтами и несколько отодвинул ленту на шлифмашинке от края рабочего столика. Забегая вперед, допиливать натфилем потом пришлось, но спасло от окончательного запарывания тупья. Да и держаться при обработке "вечно горячей детали" было за что (да, при обработке на шлифмашинке она будет греться, не пережгите сталь). К тому же, это отличный ограничитель, дабы заготовка не провалилась в банку с водой, где вы будете её охлаждать ;о)
Итак, пошла слесарка, то есть долгая и нудная обработка клинка на шлифмашинке. Я делал всё на балконе по часу в день, примерно, 3-4 дня.
Тут стоит сделать лирическое отступление по поводу клавиатуры ;о) Когда я, еще в процессе, выкладывал фотки во вконтактик, топовыми комментариями были комментарии о клавиатуре! Так вот! Отстаньте от неё! Она тотем! Такие больше не выпускают, мыть её нельзя и точка! Считайте это моим закидоном, но она приносит мне удачу. А в неудачную ядерную зиму и еду!!! На этом, закроем тему ;о)
Слесарка продвигалась по чуть-чуть и дома мог делать фотокарточки, потому этапы запечатлены. И вот вам для понимания размеров:
Окончание первого дня:
Есть еще много промежуточных фоточек, но вы даже до половины еще не дочитали, так что не буду вас утруждать ;о) Это итог второго дня:
На третий день, методом травления хлорным железом, была обнаружена недопустимая трещина в полутора сантиметрах от острия на фаске. Так нож был вынужден потерять тупой конец и стал всё больше похожим на финку.
Да, то что вы видите у обушка, ближе к острию - не трещина, это наклёп, такой аот была она, режущая кромка сверла ;о)
Ну и окончательно стачиваем ненужное, кроме кованины у обуха. Я намеренно старался её оставить, хотел видеть его именно таким. И шлифовка, по 2000-й номер, будьте готовы!
Далее, пришло время идти к Максу. Так, нож снова стал протравленным и под воздействием его советов, было принято, стратегическое на тот момент, решение таким его и оставить.
А дальше, совсем другая история, для следующей главы ;о)
V. Вот мы и подошли к тому, чего не было в ролике совсем (до этого мы его просто дополняли проковкой и обработкой в домашних условиях), шли мы шли и пришли к изготовлению ручки.
Первое, что нам надо сделать, это защитить от наших кривых рук лезвие малярным скотчем, лучше, в пару-тройку слоёв, сколько бы он там не пробыл, если и останется клей, спиртом он снимается без проблем. Ну и мы же будем крепить ручку, нам нужны насечки на хвостовике, исполняется болгаркой, отрезным. Ну и мы будем делать больстер, он есть на фотографиях. Я с ним, конечно, косякнул на первый-то раз, на второй не ошибусь, штука важная. Что бы долго не распространяться, что это и зачем и как его делать, можно почитать
тут.
А вот и начканили больстер, но процесс описан в статье, ссылка на которую присутствует выше, потому просто фотографическая карточка ;о) Не забудьте зафиксировать его цианокрилатом, а еще лучше, все щели им и залить, если накосячили, но не дайте протечь на лезвие, у меня получилось без страховки, так что тут не подскажу, чем заткнуть метровые щели ;о)
Далее, я захотел себе в рукоять проставку из рога, да, я не ищу легких путей и да, каждый раз жалею о том, что не насодил на хвостовик неоструганную палку в полтора метра и не сделал нож копьем, но, раз подписался, будь уж добр закончить ;о) Потому, была взята прокладка из кожи, между больстером и рогом. Рог был замерен, просверлен (ну ладно-ладно, это без меня, Макс мне нашел уже просверленный, но мне это потом аукнулось) и по обоим торцам полирнут строго перпендикулярно оси посадки. Далее эпоксидка, прокладка, рог. Сохнуть пару часов.
А далее, было решено, что хвостовик свои размеры "отслужил, для слесарки (удобного хвата) он больше не нужен, а в рукояти, будучи такой длины, только помешает. Так я с ним и попрощался, опять зайдя к Максу за материалом на ручку ;о) Размер не важен, пацаны!!!
По ходу, удалось "отжать" у Макса материалов на проставку между рогом и деревянной частью рукояти.
Ну, как и сам материал на рукоять. Дуб, конечно колкий в обработке, но если уж справился - на века.
Дубиний был заботливо просверлен Максом на сверлильном станке (парни, не то что дрелью ровно не просверлить, и на станке-то гуляет в пределах пары миллиметров, оно потом купируется), так что сразу примеряем.
А далее, клеим. Я использовал автомобильную эпоксидку, которая сразу идет двумя шприцами в блистере, примерно равных пропорций. Она очень быстрая по затвердеванию, так что на любителя. Промазать необходимо все "проставочные" слои. Следите за тем, что бы заготовка рукояти не кренилась (как у меня, блин, благо потом смог выравнять ось уже обработкой рукояти), как только чуть подзастынет, легкими постукиваниями молотка по рукояти надо расправить проставки. Ну, или если вы жмёте овер 9500 от груди, то просто прижмите на часик и не отпускайте ;о)
Я склеил вечером и, дав сутки просохнуть, нарисовав на бумажке, что примерно хочу от ручки, отправился к Максу. Я уже знал, что на ленточной пиле всё сильно быстрее, чем лобзиком, Макс глянул в бумажку, сказал "Дай сюда!", отрезал низ по форме, пошел к шлифмашинке, прошелся пару раз и со словами "Дальше сам изгаляйся!" вернул вот это:
Ах, да! Я не сказал самого важного. Я же хотел темляк. Поэтому в процессе, после отпила низа, под него было просверлено отверстие, вклеена на эпоксидку бронзовая (а может латунная?) трубка и, главное, она была развальцована с двух сторон характерными бронзовыми конусами. Встала намертво. К сожалению, процесс заснять не успел, но результат на фотографии выше.
Так я и пошел домой, понимая, что с деревом на шлифмашинке и завалить намертво не долго. Потому взял брусок, наклеил на него разных наждаков и далее все делал ручками.
VI. С бруском и ножом в руках при просмотре фильмов, в том же состоянии при чтении статей идокументации. Это были незабываемые несколько дней ;о) При наличии навыков и уверенных рук, на шлифмашинке можно было выполнить половину этой работы сразу, но, как я говорил, мы не ищем легких путей, да страшно, честно страшно, было испортить в одно движение уже ставшую любимой рукоять. Ведь делал для себя, под свою руку. Первый день принес мне вот это:
На тот момент я окончательно сошел с ума и решил его назвать, даже подумывал об имени "Сокол", за острый клюв на рукояти, но на следующий день понял, что он "Тукан" ;о) Кстати, вот и подтверждения:
Кстати, если вы не заметили, больстер, он же гарда. Следуя известному анекдоту, я спилил гарду ;о) Мы же не хотим получить холодное оружие? ;о) 4.5 мм выпирания больстера от рукояти в сумме, ребят. По стали он и так не проходит, ломкий, как быстрорез, но не хотелось бы получить его после экспертизы сломанным с заверениями, что установлено, что я не виноват ;о) Так что, "Рыцарь, спили гарду!"
А потом ко мне в гости зашел Макс, просто так забежал, глянул на сделанное и объяснил, что нож тащится из ножен не за клюв, а за щеки, так что давай правь, пока есть возможность. Так клюв у Тукана стал острее, а щеки рельефнее. Пришла фаза полировки рукояти.
Сильно мелкие номера наждака брать не надо, это дерево. Там где рог и больстер с проставками, да, там можно пройтись и совсем мелочью. Важное - пропитайте проставки из кожи цианокрилатом (он же суперклей). Многие советуют разогретым воском, но я за цианокрилат. Только потом шлифуйте. Кожа, точнее мездра, не будет пушиться.
Так я закончил шлифовку ручки, рога и больстера и снял защитный малярный скотч. Посмотрел на всё это и решил таки фаску от травления заполировать ;о) Вопреки начальному совету Макса, просто решил, что мне бы так больше понравилось. (К слову, Макс потом одобрил ;о)...).
Я наклеил малярного скотча уже в один слой полосами там, где не хотел шлифовать и прошелся меееелким наждаком.
Сняли малярный скотч.
А теперь пропитка рукояти. Мы же не хотим, что бы после первой чистки рыбы, нож вечно пах рыбой? ;о) Многие советуют лаки, специальные пропитки, чуть ли не олифу (спаси ТНБ меня от неё), но я решил послушаться совета Макса и пропитали мы льняным маслом, говорят, через несколько месяцев оно намертво коксуется в порах дерева.
Но и это не конец, но об этом, хотя оно и заняло тот же вечер, что и пропитка, в следующей главе ;о)
VII. Нож готов. Казалось бы, что мне еще надо? Но в заголовке написано "от и до", неужели вам не нужны ножны? Какие я хочу под него ножны, я уже представлял. Потому в целом нарисовал их Максу и объяснить чего хочу тоже смог. Многие спрашивают постфактум про крепление, почему не "петля", отвечаю - мне неудобно, не нравится и одни такие ножны у меня уже есть ;о)
Но вернемся к нашим баранам. Я честно отжал у Макса материал на ножны. Мы вместе нарисовали лекало и началось. Казалось бы, что такого в разрезании кожи и сшивании её. Потому я сразу перейду к секретам мастерства. Спирт! Спирт - секрет мастерства, только не вовнутрь, а вымочить кожу. Она становится мягкая, эластичная и податливая. Работать - милое дело, но пробойник для кожи вам все рано понадобится. Итак.
Вырезаем заготовку по заранее нарисованному лекалу, лекало делаем с ножа, не забывая оставить в месте сшивания 5 мм на шов, оставите7 - не вопрос, так даже вернее, лишнее и потом убрать можно. Режем начиная от важных мест, там, где будет сгиб. Сгибаем, прикидываем линию сгиба и выбираем мездру (Макс выбрал точилом, но напильником не сильно дольше) в месте сгиба у самого края, там, где должно быть остриё. А дальше склеиваем. Успеете цианокрилатом, можно, наверное им, но мои клеились резиновым. Сжимаем и сушим.
Далее, размечаем примерно той портновой шестеренкой на ручке (ну не помню я, как она называется, если вообще знал) примерное расположение дырок. Дальше - пробойником. Хинт: вымоченная в спирте, кожа сильно проще и качественнее пробивается. Верхнее отверстие делаем чуть больше, там самое напряжение, туда встанет клёпка.
Да-да, темнота кожи - это высыхающий спирт ;о) Далее прошивка. До установки клепки. Вашей задачей будет спрятать первый узелок между двух слоев кожи, так что не затягивайте его сразу, просто потом проденьте и затащите в самый шов. Нить (любезно предоставлена Максом) - сапожная вощеная, стежок обычный, но не жалейте сил подтянуть. Проходим туда, потом обратно, затягиваем узел. Ставим клепку, клепку выбирайте сами. Ровняем верх в полукруглый (но в целом, кому как нравится). Про спирт уже и не упоминаю, на фотках видно.
А вот и рука наставника, рядом со сделанным ;о)
Тут важный момент, пока кожа в спирту, пихайте в ножны нож, пусть примет удобную форму, гнется и принимает форму она в этот момент замечательно. Только не вздумайте оставить нож в ножнах сохнуть и запаситесь салфеткой. Каждый раз пихнув, протирайте ;о) Вы же не хотите его заново шлифовать? ;о)
Далее размечаем, как хотим прорези под ремень, разметив, делаем четыре дырки пробойником, резать будем от них и ни миллиметра в сторону (не допускайте моих ошибок, потом час натфилем по пушистому правил).
Далее, подумывалось, не подшить ли более мягкой кожей внутренюю сторону у ручки. Но решено было обработать её, пропитав чуть сильнее разбавленной, нежели в продаже, суспензией поливинилацетата. Вопреки мифам, ПВА, после полимеризации не растворяется водой, так что бояться нечего, да и мездра не пушится сразу после высыхания.
Так появился окончательный вариант ;о)
Не забудьте пропитать ножны касторовым маслом, что бы не стали ломкими в различных погодных условиях, аптеки вам в помощь!
VIII. Резюмируя, хочу сказать. Надеюсь, что этот пост сподвигнет вас что-то делать руками. Да, я использовал чит-код в виде Макса с его кузней и помощью, но уверен, что смогу это повторить, собрав горн на угле (пусть и качество будет похуже) и махая молотом дольше. Вы же, можете использовать другой чит-код. Эту запись. Теперь вы умеете и вам остается только попробовать. Ну или сидеть за монитором и критиковать сделанное мной, будучи диванным экспертом.
В любом случае, удачи вам!