Книжное оборзение

Mar 06, 2011 19:58

Прочитал я тут последнюю книгу Дивова - "Не прислоняться" в соавторстве с Рублевым, документальная книга про московское метро.


Для тех, кто не в курсе, Рублев (он же metroelf) - настоящий машинист Таганско-Краснопресненской линии, и книга написана преимущественно на основе его дневников (плюс материал, собранный у других машинистов). Это и придает главную ценность книге - создано непосредственными участниками процесса, разбирающимися в вопросе.

Первая половина книги восхитительна. Живой язык, интересные факты, разумные мысли. Над забавными случаями от души смеялся. Серьезные вещи трогают и заставляют даже местами задуматься (меня, к примеру, глава про детей в метро сильно зацепила). Главный вывод - безопасность и комфорт метро на 99% зависят от пассажиров (по сути, от нас с вами). Метафора - сорок тысяч хорошо подготовленных профессионалов каждый день борются против трех миллионов злонамеренных по глупости людей ради того, чтобы ничего плохого с последними не случилось. Резковато, но, если вдуматься, чистая правда.

А вот вторая лично мне впечатление подпортила. В основном потому, что на место обсуждения отношений "машинист-пассажир" пришло обсуждение отношений "машинист-руководство". И ведется оно в стиле "ну тупые" и "мы героически преодолеваем трудности, которые нам начальство создает".

Я, конечно, не знаю подробностей метрополитеновской внутренней кухни, потому воздержусь от категорического суждения. Однако эмоциональное свое восприятие выскажу. Так уж жизнь сложилась, что последние три года (фактически; формально уже четыре) работаю на руководящей должности, а до того - простым исполнителем в той же структуре. Так вот - многие вещи, выглядящие форменным идиотизмом снизу, при взгляде сверху являются логичными и даже неизбежными. Просто потому, что исполнитель далеко не всегда в силу положения и квалификации обладает всей полнотой информации. Почему бы ему ее не рассказать? Во-первых, многие знания есмь многие печали, такие данные часто не то чтобы секретные, но широкое распространение их не полезно. Во-вторых, - хотел написать "к сожалению", но правдивее будет сказать "потому что жизнь такая" - интересы человека далеко не всегда совпадают с интересами структуры. И это настолько частое явление, что, узнай об этом человек, скорее всего, дело кончится, как в песне - "и в запой отправился парень молодой". Поэтому лучше не объяснять человеку лишний раз, что в данном конкретном случае снова интересы множества были поставлены над интересами личности. Ну и в-третьих - просто некогда во все головы вкладывать такой объем информации.

К чему я все это веду? К тому, что озвученная позиция "нам начальство мешает работать" вызывает лично у меня глубинное недоверие. Черт его знает, но, кажется, все может быть далеко совсем не так просто. А благодаря этому ощущению впечатление от второй половины изрядно смазывается.

Тем не менее, книгу рекомендую настоятельно и всем. Сам прочитал ее запоем за один вечер и теперь, благодаря ней:
- знаю, что делать и что не делать, упав на рельсы;
- буду еще внимательнее следить за зеркалами;
- перестану придерживать дверь вагона;
- обладаю еще одним аргументом в пользу позиции "Глуховский - лох" :))).
Previous post Next post
Up