Синдром дефицита внимания и клиповое мышление - одно и то же?

Jan 03, 2016 00:00




Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) - известная проблема детей школьного возраста, которой особенно большое внимание уделяют в США. Нейробиологи видят в СДВГ причину и многих взрослых проблем - от привычки откладывать дела на потом до неполадок в сексуальной жизни.

Особенности, подобные синдрому дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), были описаны еще в XVIII веке. Философ Джон Локк описал группу незадачливых молодых студентов, которые «как ни старались... не могли не отвлекаться». Отличительные симптомы этого состояния такие: непродолжительная устойчивость внимания, патологическая отвлекаемость, дезорганизация, беспокойство и импульсивность.



4 симптома СДВГ у взрослых

  • непродолжительная устойчивость внимания,
  • рассеянность,
  • дезорганизация, прокрастинация (постоянное откладывание важных дел на потом) и
  • недостаточный внутренний контроль.


Гиперактивность, которую чаще всего замечают у маленьких мальчиков, у взрослых мужчин и женщин встречается нечасто.
Бездумные клики по ссылкам в Сети, мельтешение несвязанных между собой новостных сюжетов и рекламных роликов, обрывистые тексты в СМИ делают наше сознание обрывистым и фрагментарным. Сегодня выпускаются целые серии книг, написанных в стиле общения в чате, и снимаются фильмы, построенные по законам клипа (классический пример - «Матрица»).



Для клипового мышления характерно восприятие мира через короткие отрывки информации, мало связанной (или вообще не связанной) между собой.
Ключом к восприятию такой информации служит не слово или текст, а картинка - образ.
Некоторые специалисты предпочитают термину «клиповое мышление» «наглядно образное».
И хотя благодаря такому способу восприятия значительно возрастает скорость обработки информации, смысловая подача остается поверхностной.

Другой  способ восприятия информации - п

онятийное мышление.

Его особенностью  является последовательный подход, преимущественно через текст.
Понятийное мышление основывается на логике и цепочке фактов и требует достаточного количества времени для того, чтобы вникнуть в суть вопроса.

Казалось бы, что с того - пусть одни мыслят картинками, а другие текстовыми понятиями. Однако массовый ликбез, случившийся еще на заре XX века, был организован не случайно: понятийное мышление способствует развитию профессионализма человека, тогда как образное мышление довольствуется скоростью и новизной поступающей информации, проигрывая в основательности и глубине.

Быстрота перехода от одной мысли или действия к другому характерна как для СДВГ, так и для клипового мышления.
И для того, и другого свойственна потеря эффективности деятельности даже (и особенно) при напряжении.

А теперь можно задать вопрос, развитию какого типа мышления способствуют реформы в образовании, и как изменится у будущих школьников способность к анализу событий, целеполаганию и эффективному достижению целей?

UPD: Моделируем мышление (3) Причина эффективности/ неэффективности клипового мышления

Previous post Next post
Up