Скажу откровенно: существование в нашей клептократии
закона, обязывающего государство публично объявлять тендеры и отчитываться о закупках, лично мне всегда казалось удивительным недоразумением. Впрочем, как это часто у нас случается, благие намерения авторов закона компенсировались необязательностью его исполнения чиновниками. При действующем ФЗ-94 они, по официальной оценке президента Медведева, научились
красть через систему госзакупок триллион казённых рублей в год.
А потом появился небезызвестный
проект РосПил. И начал использовать федеральный закон по прямому назначению: не только выявляя вопиющие случаи казнокрадства (этим давно и безрезультатно занимается вся наша экономическая пресса с подачи блоггеров Живого журнала), но и добиваясь отмены коррупционных тендеров через прописанную в законе процедуру подачи жалоб. За недолгий срок жизни проекта выявлены подозрительные тендеры на 291.840.000 рублей, в том числе
семь тендеров на общую сумму в 188,4 млн рублей отменены.
И тут уже совершенно очевидно стало, что закон в нынешнем виде мешает серьёзным людям жить. Поэтому со всех сторон, как грибы после дождя, полезли инициативы, направленные на то, чтобы отобрать у общественности рычаги контроля за чиновничьим промыслом.
Главных инициатив на сегодняшний день две. Одна - мягкая и либеральная -
исходит от Федеральной антимонопольной службы, надзирающей за проведением тендеров. ФАС предлагает сохранить закон, внеся в него поправки, часть которых можно даже приветствовать. Например, в законе предложено прописать запрет на покупку региональными чиновниками предметов роскоши (разумеется, чтобы не обидеть граждан с мигалками, из этого запрета сразу предусмотрены исключения). Также предлагается формализовать типовые требования к товарам, услугам и участникам торгов, что позволило бы значительную часть коррупционных тендеров отсекать на стадии их объявления. Но при этом ФАС предлагает штрафовать РосПил (и любых других неравнодушных граждан) за сигналы о коррупционных тендерах. Предложено ввести государственную пошлину за подачу жалобы на действия казнокрадов -
в размере от 5 до 100 тысяч рублей. Ограничение касается только тех жалоб, которые содержат доказательства коррупционной составляющей тендера. Бездоказательные писульки ФАС готов и дальше принимать бесплатно - только рассматриваться они будут в 30-дневный срок, как правило - уже после того, как тендер закончится.
Но этот вариант, как я выше уже отметил - мягкий и либеральный. Министерство экономического развития предлагает разобраться с ФЗ-94, попросту отменив действующее законодательство о госзакупках. Вместо него предлагается законопроект «
О федеральной контрактной системе», разработку которого ведомство г-жи Набиуллиной, в лучших традициях семейного подряда, заказало
университету её мужа.
Основная идея реформаторов из МЭР-ВШЭ состоит в том, что антикоррупционные нормы, прописанные в ФЗ-94, связывают государственных заказчиков по рукам и ногам, не давая им свободы выбора поставщиков. Борьба с коррупцией снижает эффективность госзакупок, - говорят в Минэкономразвития прямым текстом. Поэтому проект министерства
исходит из презумпции добросовестного заказчика. Я не шучу, это цитата от составителя.
Презумпция добросовестности означает, что неудобные требования ФЗ-94 насчёт прозрачности и состязательности государственных тендеров предлагают отменить, продекларировав, что чиновник российский в принципе красть не может, и контролировать его незачем. Про триллион рублей, воруемый ежегодно из системы госзакупок, составители "семейного" законопроекта, видимо, не в курсе. Или думают, что деньги украл вашингтонский обком, на пару с Навальным.
Вот что говорит об этой замечательной инициативе МЭР начальник управления ФАС по контролю за размещением госзаказа Михаил Евраев (сторонник либерального варианта со штрафами за доказательные жалобы):
Законопроект в случае принятия приведет к резкому всплеску коррупции. Предлагается позволить заказчику произвольно выбирать способ размещения заказа, закрепить возможность менять условия контракта по соглашению сторон и ввести другие коррупционные нормы
К 1 апреля проект МЭР-ВШЭ об отмене ФЗ-94
должен быть внесён в правительство.
И это, я считаю, правильно: какой день в году лучше подходит для законопроекта о презумпции добросовестности российских чиновников, чем день дурака?
Update: Навальный о том же самом только что выложил пост «
О презумпции добросовестности», с диаграммами из презентации ФАС и другой занимательной фактурой.
Особенно порадовал bonus track: история о том,
как сама Высшая школа экономики пытается заплатить 2,14 млн рублей за размещение своих баннеров на небольшом государственном портальчике.
Там есть очень примечательный комментарий от представителя ГУ-ВШЭ, который сообщает, что у госпортальчика посещаемость свыше 4 000 000 в месяц, и в подтверждение своих слов приводит ссылку на
Рамблер, который их опровергает.