Славные традиции священных войн (они же холивары) вокруг продукции Apple описаны
в статье, которую Умберто Эко впервые опубликовал ещё в 1994 году. В те годы никто (включая Джобса) не помышлял ни об iPhone, ни об Андроиде, ни об iPod. Единственный известный в то время смартфон с тачскрином назывался даже не Nokia, а
IBM Simon, и до явления народу
первого в истории человечества MP3-плеера оставалось целых два года. С тех пор пейзаж на рынке компьютерного железа и софта серьёзно поменялся, но холивары бушуют по-прежнему, и нехило отвлекают разумных людей от обсуждения собственно технологий, подменяя осмысленное общение тупым и агрессивным флеймом.
Хотелось бы тут расставить кое-какие точки над ё.
Нет, и никогда не было никакой связи между потребительскими свойствами продуктов компании Apple и тем тоталитарным культом, который был вокруг них организован усилиями штатных маркетологов и внештатных массовиков-затейников в те незапамятные времена, когда доля рынка у Apple была 3%, а цена сравнимого железа от Apple превосходила более популярные аналоги впятеро. В те голодные дни компания вынуждена была зависеть от своих наиболее упёртых фанатов, и тратила много усилий на их прикармливание. Но с тех пор Apple выпустила на рынок такие устройства, как iPod, и такие сервисы, как iTunes - у которых доля целевого рынка в районе 80-90%, а цены не отличаются от конкурентов сколько-нибудь значительно. В рамках той же новой модели - массовый рынок по доступной цене - выпущены и новейшие мобильные продукты компании: iPhone и iPad. Всем этим продуктам тоталитарная секта в качестве группы поддержки не нужна вообще. Они рассчитаны на аудиторию в сотни миллионов человек, из которых подавляющее большинство может даже не подозревать о существовании компьютера Макинтош. Так что Apple свою хомячковую ферму давно прикрыла за ненадобностью, переориентировавшись на mass market. Фэнбои, однако, остались, потому что культ Apple, как оказалось, отвечает некоторым глубоким внутренним потребностям ущербных человеческих организмов. И они, похоже, даже воспроизводятся: в России есть великое множество фэнбойствующих владельцев MacBook/iPhone, которые и не подозревают о традиции холиваров, воспетой Умберто Эко. Как и о самом профессоре, впрочем.
Фэнбойство - это определённая форма слабоумия, связанная с возведением продукции Apple в некий технологический, эстетический и инновационный абсолют, ради оправдания своей собственной дорогостоящей аддикции к этим гаджетам. От существования в мире фэнбоев, как и от их инфантильного способа самоутверждения через гаджеты определённой марки, изделия компании Apple (как и её конкурентов) не становятся ни лучше, ни хуже.
В том, что некоторые устройства, программы и сервисы, созданные Apple, хороши, есть заслуга Стива Джобса и многих тысяч его безымянных подчинённых, контрагентов, подрядчиков, промоутеров - но совершенно нет никакой заслуги фэнбоев.
Проявления фэнбойства в публичной дискуссии вызывают у осмысленного её участника скуку и брезгливость, но глупо переносить её на те продукты, по поводу которых фэнбои бьются в религиозном экстазе.
Фэнбой как раз тем и отличается от нормального человека, что лишён способности отличить качественный продукт от провального, поскольку ориентируется только на торговую марку. Если на кучу дерьма налепить силуэт надкусанного яблока и бирку iШоколад - фэнбой будет жевать и нахваливать. Как он сегодня нахваливает ещё не опробованную систему голосового управления Siri и камеру в 8 мегапикселей с матрицей на 5 мм. Хотя софта с голосовым управлением для смартфонов
выпущен воз и маленькая тележка (один проект даже
Сколково успело поддержать), и телефонов с камерами 12-16Мпикс на рынке как грязи, причём фэнбой прекрасно обходился все эти годы без того и другого, за ненадобностью. А стоило появиться заветной бирке - и вот уж он ничего так страстно не желал в этой жизни, как поговорить со своим айФоном по душам, и получить в два раза больше шума в каждой фотке.
Главный урок, который должен извлечь человек разумный, наблюдая за поведением фэнбоя - не уподобляться. Не судить ни о каком незнакомом устройстве или продукте только по тому, что на нём наклеена бирка того или иного производителя. Вообще не судить категорично о продуктах, которых ты в глаза не видел и в руках не держал.
Аминь.