Очень забавный
пузырь надувается на наших глазах вокруг мобильных приложений для iOS и Android.
Число закачек растёт с каждым днём, вполне экспоненциально. Что неудивительно: ведь в сутки одних только андроидных устройств активируется около миллиона, итого треть миллиарда новых устройств за год, и это при сохранении сегодняшних темпов, а темпы вообще-то растут. Устройств на iOS, BlackberryOS и Windows Phone в общей сложности ещё примерно столько же, сколько андроидных. И всем нужны приложения. И скачивать их легко: зашёл, нашёл, нажал, скачал.
А вот использовать все те приложения, которые ты скачал, больше одного раза - удаётся не всегда. Конечно, если это Angry Birds или Facebook, то подразумевается либо длительное (пока все уровни не пройдёшь), либо постоянное (пока друзья окончательно не заебут) использование. Но подавляющее большинство приложений относится к другой категории. И, даже если там есть какая-то заложенная периодичность (как, например, в подписках на еженедельные и ежемесячные журналы), у нас давно есть веб-опыт, говорящий убедительней Эрнста о том, что внимание страдающей ADHD интернет-аудитории удержать непросто. Все успешные онлайн-версии ежемесячных и еженедельных изданий обновляются строго круглосуточно. Те, в которых сайт служит кладбищем для архивации бумажных выпусков с соответствующей периодичностью, не приближаются к первой тысяче новостных порталов по своей посещаемости. Та ж фигня с приложениями для мобильных устройств. Если они не придумали причину, по которой люди хотели бы ими пользоваться ежедневно, то первое же их использование после закачки становится, как правило, последним.
Цифры, опубликованные Flurry, вполне наглядны. За период с января 2010 по октябрь 2011 число скачиваний только из App Store и Android Market выросло почти в 9 раз: с 300 млн до 2,6 млрд приложений в месяц. 62% из этих приложений не используются повторно уже на второй месяц после закачки. 76% забываются за первый квартал. И лишь 4% всех установленных приложений продолжают использоваться на 12-й месяц после закачки.
Что это может в конечном итоге обозначать? Например, то, что в параметре "общее число скачиваний" существует некий уровень отсечения, ниже которого вообще не существует никакой кореляции между данными о закачках и популярности приложения. И расположен этот уровень где-то чрезвычайно высоко, в районе верхних 4% топовых приложений. Все остальные - одноразовы. Об этом рано или поздно придётся задуматься всем тем рекламодателям, которые сегодня вкладываются в разработку мобильных приложений, думая, что спонсируемый ими продукт "поселяется" в телефоне потребителя всерьёз и надолго. На практике, 62% денег, потраченных на разработку среднестатистического промо-приложения, по факту вложено в один первичный рекламный контакт, равноценный, по сути дела, одному клику на баннер.
То же касается не только рекламодателей, но и разработчиков приложений. Вспомним недавно закрытое Гуглом подразделение Slide (бывшая компания Макса Левчина). Стратегия их состояла в том, чтобы каждый месяц вбрасывать на рынок новое мобильное приложение в жанре "соцсеть для фотографий". То есть они, по сути дела, выстроили модель рыночного поведения, прямо заточенную под цифры Flurry. Прокукарекал - а там не рассветай. Главное - часто кукарекать, тогда будут большие цифры закачек. Понятно, что со стратегией Гугла это скоропалительное маркетоидное наебалово слабо пересекалось. Гуглу не надо раз в месяц кричать "Волк! Волк!" Ему, наоборот, хочется запускать приложение любого рода один раз, но чтобы через 5-10 лет оно не утратило актуальности. При этом любой портфельный инвестор, в отличие от Гугла, наоборот найдёт стратегию Левчина очень разумной и учитывающей специфику интересов аудитории. Также и мелкий стартап может вдохновиться этим примером, сообразив, что генерация однократной закачки - более реалистичная цель, чем борьба за последующую лояльность пользователя к продукту. Я уже видел не один пример приложений, которые выпускались несколько раз в год под разными именами, с разным логотипом, но одинаковым функционалом - именно для того, чтобы расширить userbase на стадии первичного скачивания, потому что это проще и дешевле, чем заставить кого бы то ни было регулярно запускать однажды установленное приложение.
Но, если есть привычка видеть, что стакан наполовину полон, то можно легко понять, что на самом-то деле ничего ужасного в цифрах Flurry нет. По крайней мере, для людей, талант которых не сводится к надуванию рыночных пузырей. Потому что 4% от 2,6 млрд приложений, скачанных в октябре 2011 года - это очень большое количество. Так же, как и 4% от тех 850.000 приложений, которые в данный момент доступны в App Store и Android Market. Легко посчитать, что мы говорим о семи тысячах приложений, сумевших сохранить лояльность пользователя на протяжении целого года (к началу 2011 года в официальных лавках насчитывалось 20.000 андроидных и 160.000 ябловых приложений). Если уже создано семь тысяч таких продуктов - значит, способность приложений удерживать внимание не является чем-то уникальным и единичным. Просто этим путём будут идти умные и ответственные разработчики, играющие в долгую. И в долгосрочной перспективе рынок достанется именно им. Что же касается коротких спекулянтов, наводняющих рынок всяческой пеной, то таковы правила любого рынка: не хочешь, чтобы тебе впарили дешёвку-однодневку - потрать время и вникни. Лень вникать - сам виноват. В успехе любого лохотрона виноваты не те жулики, которые его организовали, а те простаки, которые им отдали свои деньги.