Занимательное сравнительное исследование качества мобильной связи пропиарилось на прошлой неделе в десятках российских СМИ, от
Коммерсанта до
Комсомолки-толстушки. Из пересказов исследования в разных СМИ читателю навязывается вывод, что качество сотовой связи в Москве значительно выше, чем в Лондоне, а у компании МТС - в разы лучше, чем у Билайна, Мегафона, Vodafone, Orange, O2 и «3». Из
самого исследования выводы не такие однозначные, но тоже с чудовищным перекосом в пользу МТС.
Как человек, не понаслышке знакомый с сервисом всех перечисленных компаний, и последовательно отказывающийся от московских услуг МТС именно из-за низкого качества связи, я затрудняюсь поверить в правдивость этих выводов. При этом я совершенно не сомневаюсь, что измерения качества мобильной связи можно подогнать под абсолютно любой результат, если у исследователя есть такое намерение. Сигнал одного оператора можно оценивать, стоя возле его соты, а другого - во дворе-колодце. Субъективный процесс выбора точки для проведения замеров гораздо больше влияет на результат, чем любые объективные показатели уровня сигнала.
Поэтому я заинтересовался, не имела ли компания, проводившая исследование, каких-нибудь причин "подсуживать" МТС. На
прямо поставленный «Ведомостями» вопрос о заказчиках исследования гендиректор Systemics PAB Павел Бискупски отвечать отказался. Зато на этот вопрос
с лёгкостью ответил Гугл. И сообщил ровно то, что видно невооружённым глазом любому непредвзятому читателю исследования.
Заказчиком панегирика выступило ОАО «Мобильные ТелеСистемы», а исполнителем - ООО «Системикс ПАБ» (Systemics-PAB Sp.zo.o.)», представившее предложение, наиболее соответствующее требованиям ОАО «МТС». Об этом на сайте МТС сказано совершенно открытым текстом. Но ни одно бумажное издание, пиарившее исследование поляков, не добралось до данных о его заказчике.
Непонятно в этой истории ровно одно. Все эти СМИ, которые подавали исследование поляков как «независимое» - их что, на Гугле забанили?! Или у нас теперь низким ремеслом факт-чекинга занимаются только блоггеры, а солидные бумажные издания довольствуются данными, полученными прямиком из пресс-службы коммерческих заказчиков публикации?
Disclaimer: у меня нет способа проверить, откуда бумажные издания взяли отчёт об исследовании ООО «Системикс ПАБ». На переговорах публикаторов с пресс-службой МТС я не присутствовал. Но легко убедиться, что невыгодные для МТС цифры из этого исследования (например, констатация частых разрывов интернет-соединения у МТС - в пять раз чаще, чем у O2, и втрое чаще, чем у «3») уютненько отсутствуют в газетном пересказе результатов. Ещё проще убедиться, что число замеров для разных операторов у исследователей различалось, т.е. изначально испытуемые сети были поставлены испытателем в произвольно неравные условия. И вообще все данные, составляющие результат оригинального исследования, находятся за рамками статистической погрешности и сильно отличаются от реальности. Неудивительно, что другие исследователи рисуют нам совершенно иную картину. Вот, например,
данные исследования Департамента информационных технологий правительства Москвы:
Процент недозвонов в 2G-сети МТС составил 11,69%, "Вымпелкома" - 5,26%, "Мегафона" - 4,23%, в сетях 3G соответственно 9,09, 7,25 и 5%. По количеству разрывов соединения как в 2G, так и 3G-сетях первенство принадлежит "Вымпелкому" - 12,31 и 17,39%. За ним следуют "Мегафон" - 9,26 и 10,19% и МТС - 7,41 и 6,84%.
С точки зрения разборчивости речи отстает МТС, признает ДИТ. Во время разговоров дискомфорт при общении и ухудшение качества речи наблюдалось на протяжении 30% тестового маршрута вдоль сетей МТС и "Вымпелкома", у "Мегафона" этот показатель менее 20%. Критические проблемы - искажение голоса, пропадание речи и т.п. - чаще всего фиксировались у МТС: в 10,3% случаев. На втором месте - "Вымпелком" с 8,5%, на третьем - "Мегафон" с 7,4%.
Данные мониторинга в целом совпадают с выводами, которые ДИТ сделал, проанализировав жалобы московских абонентов на качество связи - мэрия начала принимать их в декабре 2012 г., говорит Горохов. За полгода больше всего жалоб - 48% - было связано с работой МТС, почти 30% - "Вымпелкома", 22% - "Мегафона".
Как видим, статистика московской мэрии полностью подтверждает мои субъективные ощущения о критических проблемах МТС. Неудивительно, поскольку она основана на впечатлениях пользователей сервиса, а не наёмных рекламщиков компании. 10,3% проблемных звонков - это, на минуточку, в 94 раза больше, чем намеряли соответствующие требованиям МТС польские эксперты.