Из 3593 фотографий, опубликованных с июня 2011 года в
моём Инстаграме, наибольшее число лайков (434 штуки) неожиданно собрал
натюрморт, заснятый в минувшее воскресенье на стамбульском лотке:
До появления этого снимка абсолютный рекорд популярности в моём Инстаграме принадлежал июньскому
портрету Путина в кипе, и составлял 209 лайков.
Наблюдение за реакциями подписчиков в Инстаграме на те или иные снимки - очень поучительное исследование не столько даже с практической, сколько с общефилософской точки зрения. Потому что на большом массиве тут подтверждается одна важная закономерность о непостижимой и непрогнозируемой природе медийного спроса.
Сначала ты поочерёдно проверяешь все привычные клише о пользовательских предпочтениях, которые известны любому траффик-менеджеру - и убеждаешься в их пригодности. А потом вдруг спотыкаешься об артефакт, обесценивающий их начисто. Как в нашем примере, где с непонятной радости груда турецких фруктов под скучным заголовком вдруг оказывается вчетверо популярней самой залайканной кошечки/собачки, вдвое круче нацлидера, втрое интересней публике, чем концепт-кары с московского автосалона или лондонские эксклюзивы с олимпийским золотом.
Подобный артефакт можно счесть нелепой случайностью, но на самом деле именно такие случайности лежат в основе успеха всех сколько-нибудь заметных интернетовских мемов и вирусов последнего десятилетия. По-настоящему выстреливает не то, что прилежно подогнано под каноны массового спроса, а то, что по стечению непрогнозируемых обстоятельств в правильное время и в правильном месте попало в невидимую струю. Угадывание которой - увлекательная задача на грани ворожбы и квантовой физики.