По наводке
viesel посмотрел в Венеции прекрасный фильм
архимандрита Тихона (Шевкунова) «Византийский урок» - о гибели империи, наследницей которой
Россия себя провозглашает ещё со времён Ивана Грозного. Насколько такие претензии обоснованы, и нет ли у Византии каких-нибудь других законных наследников,
тут уже достаточно
подробно обсуждалось. Но фильм Шевкунова - увлекательнейший эксперимент по осовремениванию древней истории, к тому же - истории чужой, иностранной и иноязычной. Мы привыкли к тому, что мифотворцы на службе различных режимов обращаются к преданиям прежних веков за всевозможной героикой, за поводами для национальной гордости, за разновсяческим позитивом. Но отец Тихон подошёл к византийской истории креативно. Из тьмы веков он с ловкостью Дэна Брауна выудил страшного, жестокого и коварного врага - при этом абсолютно негаданного и нежданного. Такого, которого никому за последнее тысячелетие на Руси не приходило в голову считать врагом, ввиду отсутствия общих границ или конфликтов. Такого, от которого с самого XVIII столетия нет ни слуху, ни духу (а он, как выясняется, попросту запрятал душу свою в хоркруксы Уолл-Стрита). Врагом и погубителем веры Христовой, по версии архимандрита, оказалась... Венецианская республика. Именно отсюда, по отцу Тихону, пошло всё мировое зло, от современной рыночной экономики до богомерзких еврейских капиталов (которые, впрочем, в фильме предстают не первопричиной мировых бед, как у Геббельса, а всего лишь одним из следствий адского венецианского коварства).
Click to view
Конечно, зрителю, хотя бы поверхностно знакомому с фактологией XIII-XV веков, может показаться навязчивой манера святого отца поминутно выдавать за известные исторические события свой личный вымысел. Но тут просто нужно сразу расслабиться и понять, что нам рассказывают отнюдь не средневековую европейскую историю, а нравоучительное фэнтези по её мотивам. Никому же не приходит в голову возмущаться, с какой стати Пелевин сделал Чапаева буддистом, Петьку - поэтом-декадентом, а топоним «Урал» - сокращением. Всякий автор вправе давать волю своему воображению. Главное - чтобы альтернативная Вселенная, которую сочинитель населил двойниками реальных исторических персонажей, оказалась цельной, без прорех в декорациях. И тут нужно отдать дань талантам преподобного сказочника. Какой-нибудь Питер Джексон мог бы найти в сценарии «Византийского урока» богатейший материал для экранизации. Даже как-то жаль, что отец Тихон до сих пор не входит в гильдию голливудских сценаристов.