Задолго до Эдварда Сноудена и его разоблачений параноики всех стран предупреждали, что за каждым пользователем Интернета и подключённых к нему мобильных устройств ведётся непрерывная слежка. Если не использовать алармистскую терминологию без надобности, то можно уточнить, что речь не о слежке, а о сборе данных. Которые, может быть, никогда не будут использованы нам во вред, но в любом случае они собираются и хранятся где-то там, в чужих базах данных, коммерческих и казённых, и общественный контроль за этими базами, по сути дела, отсутствует.
Тем интересней становятся инструменты, позволяющие пользователю заглянуть в те самые базы и выяснить, какие данные про них уже накоплены в чужих хранилищах.
Наибольшее количество замочных скважин для этой цели предоставляет компания Google, которая, в отличие от Apple с её
нашумевшей consolidated.db, из сбора пользовательской информации секрета никогда не делала.
Вот, например, весь тот соцдем гуглопользователя, на основании которого нас на сервисах Гугла и партнёрских сайтах идентифицирует рекламный движок контекстной рекламы AdSense. Сюда входят пол, возраст, языки, круг интересов, персональные настройки opt out:
https://www.google.com/ads/preferences/(На этой странице можно вносить некоторую правку в свой рекламный профиль; некоторые другие персональные данные можно изменить в аккаунте Гугла, откуда они сюда импортированы).
Как знает любой регулярный пользователь поиска, статическим соцдемом настройка рекламных объявлений не исчерпывается. Каждому из нас системы управления контекстной рекламой подсовывают объявления по теме наших же собственных предшествующих поисковых запросов. Какие наши запросы помнит Гугл, можно посмотреть в персональной истории поиска. Там видно не только то, какие мы вводили запросы, но и то, по каким находкам мы впоследствии перешли. Система ведёт учёт и рейтинг наших самых популярных запросов, выстраивает диаграммы поисковой активности по дням и месяцам. В эту базу можно влезть и всё там удалить:
https://history.google.com/ Другим критерием нашего профиля, динамическим, но тоже влияющим на рекламную выдачу, является географическое положение. Каждый пользователь устройств на базе Android, когда эти устройства подключены к Сети, непрерывно транслирует Гуглу своё местоположение. О пользе этой фичи для последующего восстановления своих перемещений по городу и миру
я уже писал тут в январе, ссылка с тех пор не изменилась:
https://maps.google.com/locationhistory/В режиме реального времени location history используется, как выше уже сказано, рекламным движком. Именно поэтому, приземлившись в аэропорту Венеции, вы сразу начинаете видеть итальянскую контекстную рекламу там, где перед вылетом видели российскую. Но есть ли Гуглу какая-то польза от исторических данных о наших перемещениях по планете, я не знаю. Мне - точно есть.
Сервис по учёту всех пользовательских устройств, с которых осуществлялся доступ к сервисам Гугла, аналогичен спискам активных сессий у многих других вебсервисов, от ЖЖ и Facebook до Amazon. Рекламного смысла у этой фичи нет, она скорей помогает пользователю в вопросах безопасности. По списку устройств, с которых осуществлялся заход на наши аккаунты, можно отследить случаи несанкционированного доступа, а также отрубить возможность захода под нашим логином с тех устройств, которые мы потеряли, выкинули или кому-нибудь подарили:
https://security.google.com/settings/security/activityПомимо общего списка, пользователям устройств на Android доступен отдельный интерфейс управления трубками и планшетами на базе этой ОС:
https://www.google.com/android/devicemanager?u=0Это аналог эппловского Find my iPhone/iPod/iPad/Mac, он тоже требует согласия пользователя на первый запуск, а затем позволяет удалённо заблокировать и обнулить устройство, к которому вы потеряли доступ.
Отдельно ведётся учёт всех устройств и приложений, которым пользователь разрешил доступ к своему аккаунту в Гугле. Из этого списка (аналогичного фейсбучному и ЖЖшному) можно в любой момент отозвать этот доступ, если вы уже не помните, зачем и кому его предоставляли:
https://security.google.com/settings/security/permissions Моя любимая фича для всех сервисов Гугла, позволяющих пользователям создавать и хранить на облаке свой контент, называется Google Takeout:
https://www.google.com/takeoutОна позволяет пользователю в любое удобное время забрать с серверов Гугла архивированную копию всей своей информации, которая там хранится: закладки, почту и чаты, фотографии, календарь, адресную книгу, файлы с Google Drive, заметки и весь социальный граф с Google+, записи с Blogger.com, книги из гугломагазина, персональную разметку и историю гуглокарт, видео с YouTube и даже полную историю поставленных разным страницам "плюсов". Наличие такого сервиса, очевидно, снижает уровень тревоги пользователя по поводу потери его данных с облака в случае закрытия того или иного сервиса (как это случилось, например, с многолетними архивами
sergeydolya, которые он хранил на яблочном фотохостинге Mobile.me, приговорённом к ликвидации). Не случайно такой продвинутый сервис по забиранию своего контента возник именно у Гугла, учитывая любовь этой корпорации к закрытию сервисов при первом подозрении на их «непрофильность» для корпорации. Вспомним Wave, Buzz, Reader, Google Video и десятки других безвременно закрытых проектов.