Субботнее утро выдалось на редкость событийным :
первое событие - намеченный поход на утреннее представление «Ивана Грозного», т к премьеру я не смог посетить по нескольким уважительным причинам;
второе событие - отзыв Кузнецовой на первый спектакль, который она смогла посетить с совершенно свободными и чистыми руками(и видимо кошельком, п ч никто не наполнил его презреным металлом),
Очень неприятный царь
// Юрий Григорович вернул в Большой театр "Ивана Грозного"В Большом театре после 22-летнего перерыва возобновлен "Иван Грозный" - балет Юрия Григоровича, поставленный в 1975 году на музыку Сергея Прокофьева в редакции и с дополнениями Михаила Чулаки. ТАТЬЯНА КУЗНЕЦОВА считает, что за прошедшие десятилетия идеологическая постановка приобрела неожиданные черты.
открыть материал…поэтому наша выдающийся рецензент затянул свою песню, которую она поет лет эдак под пятьдесят : танцы неинтересные, спектакль авторитарный-тоталитарный, сочинен во славу режима и сейчас снова возникла необходимость в этом балете, п ч и сейчас режиму это все очень нравится. Как всегда выволокла из небытия книгу «Дивертисмент» Вадима Масеича и рассказала о ее поруганной лично Григоровичем судьбе.
Тут бы мне рассказать про ее кривые ноги и ее обиду на Григоровича, но мне уже надоело - сколько можно долдонить одно и тоже. А Кузнецовой нет - долдонит с удовольствием.
Т к я шел на состав Дмитриченко-Никулина (совершенно целенаправленно, п ч верю постановщику, если уж он ставит артистов в первых состав, то наверное не дурее даже самого первого и распрекрасного критика всей планеты Земля), то прочитав предварительно всю ту ботву, которую вырастила на страницах Ъ Кузнецова, пришел к выводу - мое решение правильное. П ч у критика Ъ, как у многих женщин, есть одно замечательное качество - воспринимать ее нужно от обратного. По крайней мере, из ее опуса я понял, что П.Дмитриченко, скорей всего, будет хорош в роли Ивана, ну и наверное Никулина тоже чего-то такое покажет. Вместо понравившегося Кузнецовой Овчаренко - а это плохой признак - на Курбского заявлен был Баранов, что меня тоже вполне устраивало.
И несмотря на то, что утренние спектакли я переношу тяжеловато, этот балет промчался с такой же скоростью, с какой Дмитриченко шел по кругу в Битве. По нынешнему возобновлению можно строить самые разные придираки. В какой-то степени утерян демимужицкий стиль исполнения у Звонарей - уж очень они стараются сделать правильно, нет в них той разухабистости, которая здесь требуется; народ слишко старательно танцует и от этих своих стараний бывает не попадает в музыку и ансамбль. Надо как-то обнаглеть всем. Примерно так, как это сделал Павел Дмитриченко - вот это Царь, станцованный по-взрослому. Хотя исполнитель имет специфическую внешность, по поводу которой кривоколёсным катком прошлась Кузнецова, но кто сказал, что внешность Иван была благородна, прелестна и чудно хороша... В яркой выразительности внешних даных Дмитриченко никак не откажешь. И к тому же он нигде не переигрывал, у него достаточно актерских способностей для того, чтобы дать характер, не размахивая чересчур руками, и не пережимая мимикой.
По технике исполнения были мелкие огрехи, но они никак не повлияли на общее впечатление от образа. Партнер Дмитриченко очень чуткий и лирическую часть дуэтов с Анастасией провел с какой-то совершенно неожиданной нежностью.
В сольных фрагментах артист показал ту самую неистовость, без которой Ивана нет.
Нет, Танюшка не права - оч неплохой получился у Дмитриченко Иван, эта партия для него абсолютно зачетная.
Никулина по облику конечно заметно лучше, чем Смирнова, - она живописует свою героиню в лирических тонах, и не озабочена затеей показать убожество Анастасии и какой-то ее испуг перед повелителем - вполне себе Царица. К тому же, в ее танце в полной мере присутствует необходимая пластика рук и линии. Костюм, скажем так, непростой, идет ей. Жаль только, что в сцене Видение не смогла балерина дать неземную отрешенность, видно было, что эту Анастасию Иван поднимал, а не ускользала она от него, как это делала Н.Бессмертнова (а Иван пытался ее поймать). Вот этот момент, очень важный для этой сцены, одной из лучших в спектакле, не ощущался. И Агония получилась немного суетной...
Баранов-Курбский без претензий. Честный парень (как скажет Боти). :-) По образу я вообще-то не понял каким образом он вляпался в скандал с Иваном, т к их личности далеко не уравновешивали друг друга. Но «лошадку» сделал хорошо - набедокурил и давай дёру за бугор (как это сейчас принято)
Юрий Баранов - Анна Никулина - Павел Клиничев - Павел Дмитриченко
И я, в отличие от Татьяны Кузнецовой, нашел этот спектакль абсолютно современным. Именно сейчас. И не потому, что у нас сейчас авторитарно-тоталитарное государство и что спектакль Юрия Григоровича работает на номенклатуру. Совсем наоборот. Вот же Царь в церкви в балаклаве отплясывает непотребные танцы … Мне это кое-что напоминает, кое-какие события. А дальше его басманный суд просто-таки распинает.:-)
Все же Григорович балетмейстер на века - сколько раз будут восстанавливать балет «Иван Грозный», столько раз он будет к месту.