Feb 27, 2014 20:08
Второй «источник и составная часть» всеобщего предательства, предательства как нормы жизни, - это космополитизм.
Продвинутые и креативные, а также примкнувшая к ним публика помельче (которые только метят в продвинутые и креативные) - все они «граждане мира». Такое они в себе культивируют самоощущение. И оно, надо сказать, довольно широко распространено. Я - ценный специалист, нынче здесь - завтра там. «Мой адрес - не дом и не улица», а там, где больше платят.
По-человечески понять это вполне можно, но тут содержится гигантский подвох.
Человек, вполне впитавший эту жизненную философию, становится, так сказать, душевным апатридом. Этим словом в государственном праве обозначают лиц без гражданства, но буквально значит оно - «безродный», «человек без родины». Именно таких людей становится всё больше, повсюду. Духовный апатрид - это человек, не врастающий корнями ни в какую почву, он везде и нигде. Многим кажется такое положение замечательным и прогрессивным. Даже Путин несколько дней назад, не помню, по какому поводу, сказал, что-де рабочая сила - она такая: ищет, где больше платят (что само по себе верно). Вот и Болонский процесс у нас завели, чтобы-де наши дипломы приравнять к западным. Суета вообще-то бессмысленная: настоящего специалиста и так везде возьмут, а выпускник эколого-политологического или культурно-филологического - нигде не нужен. Но я не о практической стороне дела - я о подходе, о философии, ежели угодно. А подход такой: мы - граждане мира. Никакой Родины - просто нет, не существует, это какое-то то ли вымышленное, то ли устаревшее понятие. Соответственно и верности никакой нет. И то сказать, как можно быть верным тому, чего нет? Принадлежность к стране сегодня - это паспорт, бумажка с печатью. Их можно иметь несколько, шустрые люди так и делают.
Отсюда с очевидностью вытекает, что лояльным надо быть разве что своему работодателю, с которым имеется правильно сформулированный контракт, а вовсе не какой-то там заскорузлой Рашке или иной какой лузерской территории. Поэтому действовать против интересов своего государства (точнее сказать: государства своего пребывания в настоящее время), сотрудничать с его противниками - это не ощущается как предательство. Ещё раз хочу повторить: такое было всегда, но в стародавние времена это было дурным, недостойным поступком, а сегодня это даже и не поступок вовсе, а так - мелочи жизни.
Именно поэтому интеллигентные люди, правозащитники там всякие, не таясь, ходят на инструктаж в американское посольство, с энтузиазмом выполняют задания хорошего, щедрого, перспективного работодателя. И ни они сами, ни кто-либо из их окружения не ощущает это дурным поступком и недостойным поведением. Их по-прежнему уважают, принимают, дружат с ними. Это - нынешняя норма. А что особенного? Один там работает, другой сям. Все мы граждане мира, может, я вообще завтра уеду, если сочту, что мне так удобнее. Помните - из предыдущей части - про индивидуализм и эгоцентризм? В центре мира - Я, а критерий выбора, поведенческий компас - «мне так удобнее».
Подобное жизнеощущение сформировалось тоже не слишком давно, буквально в последние десятилетия. Помню, лет пятнадцать назад моя тогдашняя компаньонка рассказал: её сын-подросток заявил: «Никакой родины нет, родина - это там, где мне лучше». Моя компаньонка, как всякая еврейская мама, считала своего сына необычайно умным и передала мне эту сентенцию с большим уважением. Помню, что мне тогдашней это суждение показалось каким-то уж чересчур радикальным, я как-то даже поёжилась и про себя подумала: «Наверное, они так думают, потому что евреи, люди кочевые, безродные». За прошедшие с той поры годы духовно кочевыми и психологически безродными стали многие, очень многие, слишком многие.
Мне хочется подчеркнуть ещё раз: я не склонна никого критиковать, паче того - осуждать. Это вообще не мой стиль - критиковать и осуждать. Мораль, и уж, во всяком случае, моральные суждения, мне вообще чужды, как заметил когда-то один из моих самых прилежных читателей; и он недалёк от истины. Меня интересуют факты и причинно-следственные связи между ними. Вот факты сегодня такие.
Мы с интересом, с восторгом почти что, читали книжки бывшего советского шпиона Резуна-Суворова, перебежавшего на сторону противника. Ну перебежал, ну с кем не бывает? Помню, много лет назад один бывший военный сказал мне, что вообще-то хорошо бы его, Резуна, поставить к стеночке. Это был единственный из известных мне случаев подобной реакции. Остальные, как теперь принято выражаться, «отнеслись с пониманием».
Любопытно, что эти «желудочные», как выражался Салтыков-Щедрин, космополиты распространены отнюдь не только в столицах, а и в провинции их немало, даже в самых не продвинутых слоях. Собственно, их никто никуда не зовёт и не принимает, но они готовы! Они хотят! Они презирают и ненавидят Рашку, которая не выполнила своих обязательств перед ними. Помню, мне как-то привелось ехать с тульским таксистом, который ненавидел свою Тулу и хотел почему-то в Германию, где его и его редкое умение крутить баранку непременно должны по достоинству оценить.
Ну и третий «источник и составная часть» предательства - это ПОВАЛЬНЫЙ АТЕИЗМ. Вовсе не только в нашей стране: практически всё белое человечество нынче неверующее. Несмотря на то, что сегодня многие, едва не большинство, аттестует себя как верующие, на самом деле никто религии не имеет. В Бога, во всяком случае, не верят. Если во что и верят, то, пожалуй, в современную либеральную религию - в Мамону.
А раз не верят в Бога - не верят и в будущую жизнь, в загробное воздаяние или, напротив, наказание. Будущей жизни для них нет. А раз будущей жизни нет - то и беспокоиться не о чем. Вернее, беспокоиться надо только о том, чтобы повеселее и позабористей пожить в жизни настоящей.
Человек, считающий, что жизнь его продолжится после физической смерти, и тот, который так не считает, - ведут себя по-разному. Очень принципиально по-разному. Если за пределами твоего физического существования ничего нет - то что-то сделать труднее, чем верующему человеку, а что-то, наоборот, гораздо легче. Умереть за что-то стоящее - труднее: всё же кончается НАВСЕГДА. А гадость сделать, наоборот, легче: ничего же тебе за это не будет, если сумеешь увернуться от здешнего возмездия.
В результате формируется и процветает всеобщее, повальное шкурничество. Вернее, то, что по старым понятиям следовало бы обозначить этим словом. Сегодня никакого шкурничества нет, т.к. это норма, безальтернативный способ поведения.
Касательно атеизма, наверняка кто-нибудь скажет: а как же государственный атеизм в Советском Союзе? В Советском Союзе не было государственного атеизма - была, напротив, мощная государственная религия социализма (коммунизма). Она была стержнем всей жизни. А борьба с традиционными религиями, которая велась с разной степенью интенсивности, это была не борьба против религии, а борьба религий. Новая коммунистическая против старой, традиционной. Так что тут нет никакого противоречия.
Вот таковы, на мой взгляд, три источника и три составные части предательства: индивидуализм, космополитизм, атеизм. Чем глубже в души людей пустят корни все эти три явления, тем в более предательском мире мы будем жить. Собственно, и живём уже.