На уроке с Т. мы погрузились в историю литературы. Вообще, всё пошло с вопроса: всегда ли была детская литература или книги для детей?
Рассказываю, что в таких-то веках самыми образовынными людьми были монахи. Они писали летописи. Спрашиваю Т.: как ты думаешь, что такое летопись?
--То, что пишут рукой?
--Возможно ты слышала слово рукопись - писать от руки, а летопись, как думаешь?
--То, что писали летом? (смеётся)
--Тогда то, что писали зимой - это зимопись, - подыгрываю я
Хохочем вместе.
--Сколько тебе ЛЕТ? (ЛЕТ - выделяю голосом)
--А, летопись - это писание лет, годов?
-------
смешно, интересно, с каждым учеником по-разному получается.
Далее с Т. мы читали два отрывка о монахе летописце. Один отрывок из Пушкина, второй - современной писательницы.
Второй понятнее, - говорит Т.
Первый возвышнее, - вторю я.
Я предлагаю один выучить наизусть.
Второй, конечно, говорит Т.
Можешь оба, подмигиваю я.
---------------------------
Приведу здесь оба отрывка,
А.С. Пушкин, из поэмы "Борис Годунов"
ПИМЕН(пишет перед лампадой)
Ещё одно, последнее сказанье -
И летопись окончена моя.
Исполнен долг, завещанный от Бога
Мне, грешному. Недаром многих лет
Свидетелем Господь меня поставил
И книжному искусству вразумил…
Когда-нибудь монах трудолюбивый
Найдёт мой труд усердный, безымянный;
Засветит он, как я, свою лампаду, и,
Пыль веков от хартий отряхнув,
Правдивые сказанья перепишет.
Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу.
----------------------
Наталья Кончаловская
В монастырской келье узкой,
В четырёх глухих стенах
О земле о древнерусской
Быль записывал монах.
Он писал зимой и летом,
Озарённый тусклым светом.
Он писал из года в год
Про великий наш народ.
О нашествии Батыя
Написал он в грозный час,
И слова его простые
Сквозь века дошли до нас.
-------------
Дальше Т. предложу ещё интереснее
Как меня всё это наполняет и переполняет, вам не передать
-----------
Фото сына: из тьмы в свет