Лекция о законодательстве OPs

Aug 25, 2009 15:39



ДОМИНИКАНСКОЕ ПРАВО

Невозможно начать разговор об истории документов доминиканцев-мирян, не сказав сначала об общей истории церковного права. В 11м столетии папа Григорий 7й Гильдебрандт провёл правовую реформу. На его правление приходится начало реформирования мирянских католических движений как таковых.
11е столетие для Церкви - особенное время. Если вы помните историю того времени, настроения в мире и Церкви были весьма однозначны: тысячный год, все ожидали конца света. Когда же он не наступил, светская власть ощутила себя относительно свободной от наставлений Церкви. С эим временем связано возникновение гвельфов и гиббелинов, кто читал "Ромео и Джульетту" - конфликт между двумя семьями был не родовой, а политический. Говоря вкратце о сути проблемы гвельфов и гиббелинов: либо первичность Церкви по отношению к государству (гвельфы), либо наоборот, первичность государства, т.е. светской власти (гиббелины).
Между этими партиями началась борьба: кто назначает священство вообще и епископов в частности - император или Папа. Духовенство в этой ситуации, что называется, ловило рыбку в мутной воде. Не совершали никаких треб и таинств без предварительной их оплаты мирянами. Повсеместное падение нравов в Церкви и обществе. Имущественные споры (поскольку не было безусловного целибата, священникам разрешалось жениться, у каждого было своё "приданое" и свои взгляды на владение имуществом, и проч.).
Миряне в этих условиях пытались организовать свою духовную жизнь, как могли. Папа Григорий 7й обратился к римскому праву и предложил ввести его в систему церковного и светского европейского права. Оно в те времена практически не сохранилось в Западной Европе ввиду завоевания её варварами.
Священное римское право было построено на двух исходных понятиях: ius и lex. То есть признавалось наличие некоего исходного мирового порядка, мировой гармонии (есть предположение, что понятие ius исторически связано с Юпитером, верховным божеством Рима, т.е. речь идёт о "высшем законе"), и воплощения плодов осознания данной мировой гармонии в своде законов - lex. Строго говоря, системя священного римского права строилась так: сначала надо разобраться, в чём суть дела, а потом издать соответствующий закон.
Папа Григорий 7й вводит это в систему европейского права и берёт под свою защиту мирян и их движения.
Почему "под защиту"? Из-за назревающих напряжений и трений. Разложение в среде духовенства, несоответствие их жизни евангельским требования, очевидные примеры грешащих священников вели к обобщению, что "всё не так", и, соответственно, к невосприятию их пастырства, а это затрагивало, в свою очередь, также и епископов. Миряне, которые хотят жить по духу Христову, понемногу дозревают до некоего противления священноначалию. Процесс нуждается в урегулировании, чтобы не вылился в большую беду.
Папа Григорий 7й правил 12 лет, и начатое дело не завершил, ситуация развивалась в общих чертах ещё 400 лет, до Тридентского Собора. "Золотая легенда" о том, как св.Франциск поддерживает падающее здание Церкви, - это отображение духа ситуации. Епархиальное священство жило полностью мирской жизнью. Орденские движения (первым возникло францисканское, потом доминиканское, позже присоединились кармелиты) были призваны возродить Христов дух Церкви.
Папы принимали решения о создании, попросту говоря, некоей "армии" веры, непосредственно на своём папском праве, тем самым изымая данные общины верных из-под юрисдикции их епархиального духовенства, через орденские структуры. В чуть более поздние времена эту же миссию выполняли иезуиты, а в ХХ веке - Опус Деи.
Первые общины 3го Ордена (пользуемся привычной для нас терминологией) возникли при францисканцах. Доминиканцы задержались с этим до конца 13 столетия - до 1284 г.
12-13 столетия - это время формирования учения о чистилище, а также - "ментальности чистилища". Сама мысль о том, что есть некое особое состояние душ, которые уже отошли из нашего мира, но ещё не вошли в славу небес, вынуждало задуматься об их спасении и о роли живущих касательно этого спасения. Если есть те, кто нуждается в молитве, в покаянии за их грехи - ведь они не просто так не могут войти в рай, - то нужно, чтобы за них кто-то молился и приносил покаяние. Именно из этих общин "покаянников" возникли первые общины 3го доминиканского Ордена.
7й генерал Ордена Проповедников Муньос де Самора (Zamora, читаемый согласно разным привычкам разными людьми как Цамора или Замора), дал мирянам ОР их первый Устав. И от 1284 г. до 1923 г. светские доминиканцы жили по этому Уставу. Он был построен на представлениях римского права. Ordo, если вы помните, означает "порядок". Т.е. имеется мировая гармония, и в ней каждая часть имеет строго отведённое ей место, аминь.
Понятие Ordo Praedicatorum предполагает, что члены ОР имеют каждый своё место в порядке доминиканского проповедования.
У нас (в консультативной группе, создающей Директорий для мирян викариата - я.) были некие споры, кто именно может быть членом 3го дом. Ордена - только ли католик, или сочувствующие; можно ли носить мирянам хабиты; приносим мы обеты или обещания и проч. Так вот, согласно Уставу 1284 г. - однозначно: только католик. Ношение хабита также обязательно. Однако ситуация, по Уставу 1284 г., принципиально отличается от нынешнего понимания обещаний: принеся своё обещание быть в Ордене, ты тем самым обретаешь определённый СТАТУС в Ордене, причём навсегда. Твой статус окончателен, ибо он является не следствием выбора твоего жизненного интереса (что всегда может измениться), а распознанием твоего места в мировой гармонии и не меньше. Это же место неизменно в силу гармонии.
Обязанности терциариев: чтение Литургии Часов. СтОит принять во внимание, что это все семь Часов, от Заутрени до Повечерия. Заутреню можно было пропускать вне времени Великого Поста (поскольку именно покаянные практики и именно Пост - основа молитвы покаянника), однако её надлежало заменять 28 "Отче наш". За пропущенную Вечерню нужно было отчитать 14 "Отче наш", за каждый пропущенный Малый час - по 7. Кроме того, терциарий обязан был каждый час читать одно "Радуйся, Мария". Вполне чёткое расписание жизни человека, который реально решил посвятить себя покаянной молитве.
Кроме этих обязанностей, терциариям надлежало как можно более часто присутствовать на св.Мессе и как можно более часто приступать к Причастию. По тем временам - приписка "не реже 4х раз в год". Т.е. ситуация с Мессой и причащением показывает, что тогда творилось.
Также терциариям было предписано Уставом хранить молчание в храме. Это было связано с тем, что старый чин Мессы - это длинная латынь и крайне малое участие Народа Божьего в Богослужении. Священник с министрантом что-то своё делают в алтаре, а народ в храме весьма часто занимался, кто чем хотел. Набожные по крайней мере читали розарий, а остальные вполне себе мило общались о семейных делах, собаках, политике и прочем.
Предписано соблюдать посты. Мясо вообще разрешалось есть только по вторникам и четвергам. Предписано "как можно реже посещать балы и банкеты", также - "почитать епископов и священников" (видимо, их действительно не слишком почитали), и посещать больных.
В этом Уставе были свои проблемы. Например, он никак не разрешал проблему "неких набожных леди почтенного возраста", которые в своей набожности предпочитали замыкаться узкими кружками и там свои набожные практики практиковать, никого "постороннего" в молитву не впуская.
Почти 600 лет 3й Орден существовал на этом Уставе. А потом наступил ХХ век. Катастрофическое время для орденского законодательства.
В 1917 г. Папа Бенедикт 15й принял Кодекс канонического права. До тех пор существовал Корпус канон.права - собрание разных документов, не выстроенных до конца в единую систему. Кардинал Пьеро Гаспарри их собрал и систематизировал, в результате чего в 1918 г. Кодекс вступил в действие, и потребовалось, соответственно, пересмотреть также и орденское законодательство.
Новый Устав 3го Ордена от 1923 г. закрепил за мирянами понятие ОРДЕНА. Хабит, практически монашеский, но - исключительно при выполнении миссии (т.е. на Мессах, молебнах, собраниях и проч.).
По Уставу 1923 г. вводится послушничество, подтверждается чтение Бревиария как основного молитвенного правила для терциариев, подтверждается обязанность частого присутствия на Мессах и т.д. Фактически, Устав 1923 г. был чуть-чуть смягчён, но без радикальных перемен, и напоминал Устав 1284-го. Самое интересное - Генерал Ордена, по Уставу 1923 г., имеет право отпускать терциария из Ордена "без наложения канонических санкций". Это важно для понимания того, чем был 3й Орден для людей 13го столетия. Распознав своё место в мировой гармонии, ты мог быть удалён из Ордена только в крайне редких случаях - например, впадения в тотальную ересь. Т.е. удаление из 3го Ордена было, по духу и по сути, очень сильно связано с удалением человека из Церкви вообще. Новый документ изменяет эту ситуацию: Генерал может отпустить терциария без процесса о его извержении из Тела Христова. Ментальность изменилась.
Потом наступили ещё более интересные времена, запахло переменами, и наши доминиканцы, люди сильно умные, ещё в 1964м году приняли третий Устав. В духе 2го ватиканского Собора, но не дожидаясь решений по этим вопросам.
Устав 1964 г. впервые поднял проблему структуры Ордена. Что есть ДОМИНИКАНСКИЙ ОРДЕН? До этого времени был Генерал как глава всего Ордена, имевшего три ветви: отцы-священники, сёстры-затворницы и миряне. Однако, обратите внимание на Конституции наших братьев ОР: они называются "Конституции _братьев_Ордена_Проповедников". Это ставит всех перед проблемой: либо 1й Орден - это ОРДЕН, а все остальные - "примкнувший к ним Шепилов", либо ОРДЕН - это все ветви, 1+2+3, но тогда сами братья-проповедники, согласно логике, - НЕ Орден как таковой.
Было решено отказаться от такого подхода вообще. И решено, что 1й Орден - это Орден, а 1+2+3 - это "Доминиканская Семья". На ментальном уровне имеем конфликт, ибо само понятие Ordo означает "порядок". А где _порядок_ в этом понимании Ордена - неизвестно.
Данный Устав просуществовал аж целых 4 года. Ибо вышли документы Vat2.
Потом наступил 1968 г.: "Пражская весна", сексуальная революция и прочее брожение в мозгах. Доминиканцы, опять же, как люди впереди планеты всей, решили демократизировать наш Устав.
4й Устав 3го Ордена был утверджён Святым Престолом в 1972 г. В 1974 г. на Генеральном капитуле были отменены понятия 1го, 2го и 3го Орденов. Есть _только_ Доминиканская Семья: братья, сёстры-монахини (затворные) и все остальные. Соответственно, в понятие "остального" попали как миряне-доминиканцы, так и сёстры регулярных конгрегаций, т.е. монашки, не живущие в затворе, вместе с Доминиканской молодёжью, различными Братствами и др.
Но в 1974 г., в связи з решениями Собора, было принято решение усовершенствовать Кодекс канонического права. Работа завершилась в 1983м. Соответственно, после принятия Кодекса потребовалось переделать орденскую законодательную базу, в том числе и Устав дом.-мирян.
Генеральный капитул в Риме принял решение, которое можно охарактеризовать в таком порядке: если Устав 1284 г. определял нормативную базу для ВСЕХ терциарских Братств, то в 1983 г. разделили общую правовую базу на 2 слоя: общее орденское законодательство и партикулярное терциарское право.
Общее законодательство - это принципы. Т.е. как бы "дух", к которому "букву" надо разработать на местах. То, чем мы занимаемся сейчас - пишем Директорий для викариата России и Украины.
Это интересные вопросы. Например, я как член доминиканской 3й ветки - кто мой настоятель? К кому я должен обращаться - к викарию (провинциалу) или же местному епископу? Ни Устав, ни даже Кодекс канон.права ответ на этот вопрос НЕ ДАЮТ. Решать надо "сообразно духу", но никто не знает, как именно.
В Кодексе 1983 г. есть глава "Институты монашествующих" и глава "Институты светских". А в чьей юрисдикции мы? Каким нормам мы подчиняемся? Это нигде не прописано.
Когда мы (Совет мирян викариата) прописывали пункты Директория, возник вопрос: на что опереться? Взяли испанский вариант как отправную точку. Но испанцы - народ эмоциональный и потому слегка бестолковый, в их Директории множество общих слов и мало конкретики. А польский Директорий, например, - это прямо-таки Уголовный кодекс. Как и за что наказывать, в каком порядке исключать и проч. И получается, что, скажем, попав из провинции в провинцию, я как терциарий оказываюсь в совершенно иной ПРАВОВОЙ СИТУАЦИИ.
В том же 1983м комиссия Капитула рекомендовала Генералу предоставить мирянам разбираться со своими вопросами самим.
В 1985 г. Международная комиссия в Монреале утвердила, в 1987м Ватикан одобрил и Орден опубликовал 5й Устав, на основании которого мы живём.
Рекомендую всем прочитать книгу о.Томаша Вытрвала "Понятие Доминиканской семьи….". Там детально разобраны законодательные трудности нашего бытия. (Tomasz Wytrwał OP. Pojęcie "rodzina dominikańska" w świecie akt kapituł generalnych Zakonu Kaznodziejskiego w latach 1946-2001" - я.)
1983 г. - Болонский документ о Доминиканской Семье. Отцы и братья пытались объяснить себе и всем, что это такое. Не смогли. Вернулись к этому документу в 1998 г.
Генеральный капитул 1998 г. сказал: под словом "Орден" следует понимать "специальную задачу или миссию группы людей" - т.е. о "порядке" уже вообще ни слова.
"Орден создаёт Семью" - т.е. "задача или миссия" создаёт семью.
"Семья - это метафора, которая порождает и выражает опыт совместной принадлежности к Ордену" - в понимании, изложенном выше, т.е. принадлежности к "задаче или миссии".
В этом документе речь не идёт об _институции_. Имеем некое Разгуляево. Вводится плюрализм во всех ветвях. Доминиканцем, следовательно, может считать себя любой желающий.
"Символом единства Семьи выступает Генерал". Т.е. он уже не глава Ордена, он - "символ".
"Семья стремится организовать себя как Орден из определения ролей и обязанностей своих участников" - не организовывает, а _стремится_. Т.е. мы может всю жизнь стремиться стать Орденом, а толку.
И ещё одна преинтереснейшая проблема. Если кто помнит, то в документах - например, Vat2 - после каждого конкретного документа имеется внизу приписка: сим отменяются все предыдущие противоречащие. Т.е. _непротиворечащие_ продолжают действовать.
Из этого следует: поскольку ни под одним из наших Уставов подобной приписки не было, - а юридически это момент весьма существенный, - то следует полагать, что в нашей жизни, по закону, до сих пор ДЕЙСТВУЮТ предыдущие нормы предыдущих Уставов, начиная с 1284 г.
К вопросу о том, кто мы в глазах орденского и церковного права. Поскольку наш Устав отцы подавали на утверджение в ватиканскую Конгрегацию по делам богопосвященной жизни, а не в Папский совет по делам мирян, то из этого следует, что с точки зрения Ватикана доминиканцы-миряне - как и монашествующие, ведут богопосвященную жизнь.
Ситуация, доставшаяся нам по наследству от ХХ столетия, ожидает своего разрешения.
Previous post Next post
Up