Второй день в ленте клеймят какого-то замгубернатора, который против борьбы с коррупцией.
Я тоже против этой борьбы. Неправильное у нас в обществе представление о коррупции. Это не какие-то там нехорошие процессы, которые надо пресекать.
Держава наша давно миновала точку фазового перехода и теперь коррупция - это среда, в которой происходят все прочие процессы.
Если начать в этой среде что-то перекрывать и баламутить, то просто возрастет сопротивление среды. Что и наблюдается.
Что делать?
Рассмотреть коррупцию с другого конца. Пока что коррупция понимается как взятки, воровство и ненадлежащее расходование бюджетных средств. Фигня это всё, игры разума нижних эшелонов.
На мой взгляд коррупция в первую очередь является механизмом ухода от ответственности на верхних этажах.
Вроде бы власть у нас авторитарная, и вертикаль крепка, вот только никто ответственности не несет.
Что значит быть элементом вертикали власти? Это значит контролировать ситуацию на вверенном участке. Чем тотальнее контроль, тем лучше. В каких единицах измеряется контроль над ситуацией? Есть такая единица - процент отката.
То есть по моему таджыкскому мнению, у государевых людей наверху борьба идет давно уже не за деньги, а за место на вертикали и откаты здесь всего лишь численное отражение лояльности и профпригодности.
На политическом уровне, естественно взяток и откатов не берут, белизна одежд там является таким же непременным условием, как и солидность контролируемых сумм, деньги туда должны приходить очищенными и безупречными.
Для решения такой вот противоречивой задачи и создана сложная система расслоения ответственности.
Допустим, надо построить дорогу (Коллайдер, олимпийский стадион, неважно).
• Принимается федеральная целевая программа и курировать ее поручают почтенному ведомству «А».
• Для реализации программы привлекается почтенная госкорпорация «Б».
• Госкорпорация «Б» для формирования и контроля исполнения бюджета проекта привлекает крупные и известные профильные конторы «В»; «Г», «Д», «Е».
• Конторы «В»; «Г», «Д» и «Е» на основании прозрачнейших и честнейших конкурсов заключают контракты с конторами от «Ж» до «П».
• Оные почтенные конторы получают деньги на свои счета и заключают договора с фирмами от «Р» до «Я» с возложением на них обязанности отчислить оговоренный процент куда надо. На эти же конторы возлагается обязанность согласования с инстанциями и надзорными ведомствами, которые обозначим иероглифами китайского алфавита, а на кого иероглифов не хватит, тех никак не обозначим.
Спустя какое то время деньги в проекте кончаются, а искомого результата нет.
• Почтенное ведомство «А» тут ни при чем, так как деньги ушли по назначению, а откат пришел в должном размере куда надо. Они выполнили свои обязательства.
• Почтенная госкорпорация «Б» тут ни при чем, так как привлечены были серьезные профильные конторы, а откат пришел в должном размере куда надо. Они выполнили свои обязательства.
• Конторы «В»; «Г», «Д» и «Е» тут ни при чем, так как выделение средств было прозрачным и конкурсным, а откат пришел в должном размере куда надо. Они выполнили свои обязательства.
• Конторы от «Ж» до «П» тут ни при чем, так как все их действия согласованы инстанциями и надзорными органами кои мы обозначили китайскими иероглифами. Откат пришел в должном размере куда надо. Они выполнили свои обязательства.
• Фирмы от «Р» до «Я» тоже ни при чем, они работали до тех пор пока не кончились деньги, а деньги у них кончились сами знаете почему и кому вопросы задавать тоже знаете. В общем, они выполнили свои обязательства.
В результате произносится грозная речь, проводится банковская проверка фирм «Э», «Ю», «Я» и пишется новый бюджет.
Я понимаю, что я слишком примитивно и безграмотно все изложил, но главную суть схемы кажется передал - большая часть персонажей в этой схеме решают двуединую задачу:
• Обеспечивают контроль над ситуацией, единицей измерения которого является процент отката,
• Обеспечивают реализацию контроля над ситуацией антикоррупционными методами.
Физический смысл программы в этой нелегкой борьбе как-то утрачивается.
Вроде бы все плохо все, но у нас есть вертикаль, авторитаризм и электорат, которому пофиг, то есть важнейшие механизмы управления страной.
Вот теперь мечтать буду.
Вот если бы я был царь, я бы действовал так.
Призвал бы к себе руководителя ведомства «А» и сказал: «Вот федеральная программа, вот бабло, условия знаешь, только если в указанный срок программа не будет реализована, получишь 15 лет строгого режима за утрату доверия. Лично. Откат разрешаю перенести на конец программы. Надо дополнительных полномочий - проси, но за каждое дополнительное полномочие если чо еще пять лет к сроку получишь. Вперед, время пошло.» И пусть ворует если хочет. И по всей вертикали реализации проекта условия аналогичные. Если чо -не послом на Украину, а на зону.
То есть бороться надо не с коррупцией, а с отсутствием результатов деятельности.
Вот тут глядишь и производство начнется, а там и венчурные штуки всякие заведутся.
Реформу правоохранительных органов проводить аналогично. Для начала расстрелять Нургалиева за утрату доверия, а преемнику его сказать: «Год работай, а мы этот год будем ЖЖ читать. Будет плохо получаться - не обессудь, получишь столько лет, сколько твои орлы мирных граждан положат за отчетный период. А украсть можешь для пользы дела, мы ж не звери какие».
Вот такие у меня тоталитарные убеждения. А слово коррупция можно просто запретить, раз оно так всех раздражает, были же прецеденты.