Первая российская научная статья про ЭМ-драйв

Sep 12, 2017 22:50

Сегодня пресса зашумела по поводу китайской телепередачи, посвященной уже рабочему прототипу ЭМ-драйва - ракетного двигателя без реактивной струи. Первой об этом написала лента.ру, а потом новость была подхвачена десятками СМИ
https://lenta.ru/news/2017/09/12/emdrive/ «Китай создал нарушающий законы физики двигатель»
https://rg.ru/2017/09/12/opublikovano-video-s-dvigatelem-rabotaiushchim-bez-topliva.html «Опубликовано видео с двигателем, работающим без топлива»

Реакция СМИ и специалистов отличалась широтой
- от глубокого скепсиса: https://www.gazeta.ru/science/2017/09/12_a_10884698.shtml «Фуфловый» двигатель влетел в рунет. Загадка двигателя, работающего без топлива, нарушающего законы физики»
- до заинтересованности: https://www.popmech.ru/technologies/386632-dvigatel-narushayushchiy-zakony-fiziki-budushchee-nastupilo-segodnya/ "Двигатель, нарушающий законы физики: будущее наступило сегодня"
https://life.ru/t/%D0%BD%D0%B0%D1%83%D0%BA%D0%B0/1042833/nichiegho_nie_narushaiushchii_dvighatiel_pochiemu_emdrive_nie_protivoriechit_zakonam_fiziki «Ничего не нарушающий двигатель: почему EmDrive не противоречит законам физики»

Так как в материале Александра Березина в Life.ru была упомянута моя теория, то хочу сообщить следующее: на днях в Анапе завершилась конференция по космическим аппаратам под эгидой НПО им. Лавочкина, на которой был сделан доклад о возможном теоретическом обосновании работы ЭМ-драйва. Соавторы: Николай Горькавый и Александр Овчар (докладчик). Ниже приведены текст статьи в сборнике конференции и три слайда из презентации.

Хочу отметить следующее: это гипотеза, но ни о каком нарушении законов сохранения речь не идет. Более того, никаких новых сущностей типа новых физических полей или скрытых размерностей не вводится. Более того, это объяснение не из разряда ad hoc, то есть придуманное именно для этого случая. Так что эта научная статья из скромного сборника находится на гораздо более высоком уровне надежности, чем любая статья по космологии или квантовой гравитации из передовых рецензируемых журналов.

В чем суть статьи? Совершенно независимо от эм-драйва существует элегантная «космология отскока», которая активно развивалась в 40-х-70-х годах, начиная с группы Гамова-Альфера-Хермана (пока не была заглушена инфляционной теорией). «Космология отскока» полагала, что Большой Взрыв - это «упругий» отскок Вселенной, сжавшейся до размера порядка светового года. При таком размере температура Вселенной была так велика, что все ядра тяжелых атомов из предыдущего цикла снова превратились в ядра водорода, из которых снова стали образовываться звезды нового цикла. Но эта теория имела две проблемы: причина отскока была неясна, как и причина современного ускорения Вселенной. Мне с Сашей Васильковым удалось решить обе этих проблемы «космологии отскока». Мы показали строго в рамках обычной теории Эйнштейна, что Большой Взрыв был вызван лавинообразным переходом массы сливающихся черных дыр в гравитационные волны на финальной стадии коллапса Вселенной (статья опубликована в MNRAS в 2016 году). Во второй статье (в печати) мы показали, что обратный процесс - роста черных дыр при поглощении высокочастотного реликтового гравитационного излучения - отвечает за современное ускорение Вселенной. Мы даже получили из этой теории правильную величину космологической постоянной, решив проблему, которой почти сто лет.

Следствием этой теории является существование мощного фона реликтовых гравитационных волн, который раньше был значительно недооценен как по энергии, так и по значимости. Я в этих результатах глубоко уверен, потому что там все без болтовни, они основаны на убедительных математических решениях уравнений Эйнштейна и все грамотные специалисты могут проверить эти выкладки.
Теперь вернемся к эм-драйву, работоспособность которого проверена на только двумя изобретателями - Шойером и Феттой, но и тремя серьезными группами: немецкой, американской (НАСА) и китайской из той государственной организации, которая запустила первый китайский спутник. Уровень доверия к таким результатом достаточно высок, чтобы поразмышлять о возможном теоретическом объяснении «эффекта Шойера». Я достаточно хорошо знаком с активностью вокруг детекторов высокочастотных гравволн - например, я вместе с Грищуком был участником упомянутой в сборнике конференции МИТРЕ в 2003 году (эти детекторы совсем не похожи на огромный детектор ЛИГО, который нацелен на низкочастотный спектр). Сопоставив три вещи: мощный фон реликтовых гравволн из современной «космологии отскока», электромагнитные высокочастотные детекторы-резонаторы для гравволн и очень похожий на них двигатель Шойера, регистрирующий непонятную тягу, - логично выдвинуть гипотезу, что двигатель Шойера оказался случайно построенным детектором высокочастотных гравволн - как в своё время антенна-рог Пензиаса-Вильсона случайно оказалась детектором реликтового электромагнитного излучения.

Это, безусловно, лишь вероятная гипотеза, но она совершенно научна, и её реалистичность я готов отстаивать на любой площадке с любым собеседником. Отмечу, что эм-драйв - установка, которая по дешевизне и простоте несопоставима с обычными большими проектами. Значит, её стоит построить даже при небольшой вероятности её работоспособности. Потому что если опоздать, то проигрыш в космической гонке будет колоссальный. Если кто из серьезных организаций готов создать у себя стенд с электромагнитным двигателем, то и я, и Александр Овчар готовы к сотрудничеству в таком проекте.
















Научные истории

Previous post Next post
Up