Стотысячным тиражом и с большим шумом вышла книга «Маруся» «для тех, кто в свое время зачитывался научной фантастикой и грезил об Алисе Селезневой». Это первая статья о ней во Взгляде:
http://www.vz.ru/culture/2009/5/12/285914.htmlэто сайт о ней с первыми эпизодами и обсуждением:
http://marusya.ru/#abouthttp://marusya.ru/forum/(пираты либрусека уже выставили её на своём сайте).
Планируется издать 100 книг, выпустить телесериал на первом канале и т.д.
Авторы нового подросткового проекта решили написать свою версию, как они выражаются, «полунаучной» подростковой фантастики. Узнав о проекте, я обрадовался - современная подростковая литература практически исчерпывается «Гарри Поттером» и новую научную фантастику для детей днём с огнём не сыщешь. Именно поэтому, я, будучи учёным, отвлёкся от своих занятий и написал подростковую научно-фантастическую «Астровитянку». Но это капля в море - и я с нетерпением стал знакомиться с новенькой «Марусей». А прочитав, сравнил «Марусю» с Алисой Селезнёвой и с «Астровитянкой».
Действие «Алисы», «Астровитянки» и «Маруси» разворачивается в будущем, которое не мрачная антиутопия, и не сказочная утопия (космические пираты и таинственные убийцы есть везде). Обычное общество, только техничнее современного. Прекрасно! Ядерные руины просто достали.
Героини «Девочки из будущего», «Астровитянки» и «Маруси» выглядят как сёстры:
Алиса - красивая светловолосая девочка 12-ти лет.
Никки - симпатичная девочка 13-ти лет, с прозрачными волосами
Маруся - красивая и светловолосая, 14-ти лет.
Из трёх книг сюжетно наиболее схожи «Астровитянка» и «Маруся»:
Родители Никки погибли 10 лет назад, и девочка вполне самостоятельна. Она - хороший космический пилот. Её преследуют загадочные и могущественные враги. Девочка сжигает шаровой молнией агрессивного робота, которые на неё напал. Но видеокамеры в это время были кем-то испорчены, и власти обвинили Никки в уничтожении ценного робота. Никки удивляется нелогичности обвинений: ведь она сама не могла испортить камеры. А полицейский удивляется, как ей удалось сжечь робота. Никки снимает себя обвинения, показав запись с неиспорченной видеокамеры Робби.
Никки поступает в школу для одарённых подростков, где преподают видные учёные - и она с удовольствием слушает их лекции. Под школой есть тоннель с вагончиками и таинственными подземельями. В школе у девочки появляется враг, который толкает её в спину, сбивая с ног. Никки испытывает много приключений и покушений, но выживает и начинает копить силы для борьбы с врагами (конец первой книги).
Мама у Маруси пропала без вести 12-лет назад, а папа-дипломат дома бывает редко, и девочка вполне самостоятельна. Маруся - хороший автогонщик. Её преследуют загадочные и могущественные враги. Маруся разговаривает с недружелюбным аптекарем, после чего он оказался сожженным. Запись видеокамеры в это время была кем-то стёрта, и власти обвинили Марусю в убийстве аптекаря. Маруся возмущается нелогичностью обвинений: она же не могла стереть запись с камеры. А милиционер удивляется, как ей удалось сжечь человека «практически дотла». Марусю оправдывают, найдя запись с другой видеокамеры.
Марусин папа посылает её в летний научный лагерь для одарённых подростков, где обещаны лекции известных учёных (а вот тут облом). Под лагерем-школой есть тоннель с вагончиками и таинственными подземельями. В лагере у девочки появляется враг, который толкает её в спину, сбивая с ног. Маруся испытывает много приключений и покушений, но выживает и начинает копить силы (в виде артефактов) для борьбы с врагами (конец первой книги).
Между главными героинями обсуждаемых книг есть принципиальные отличия. Невзирая на различные обстоятельства жизни, похожи Алиса и космический Маугли, а вовсе не две москвички.
Родители у Никки - учёные-планетологи. Сама Никки блестяще знает физику и астрономию, хорошо разбирается в химии и биологии. У Алисы Селезневой - папа знаменитый профессор космозоологии, мама - известный архитектор. Сама Алиса - член кружка юных натуралистов. Характеры у обоих героинь энергичные и предприимчивые. Их отличают честность и независимость в суждениях. Это сказано об Алисе: «Часто её диковинные догадки оказываются вернее научных гипотез взрослых учёных», но это полностью относится и к Никки.
В отличие от Алисы и Никки, Маруся ничем умственным не блещет: «Больше всего на свете она не любила учиться, и это больше всего на свете раздражало папу. Папа всегда был отличником и не уставал повторять, что если он чего-то и добился, то только благодаря своему прекрасному образованию. Марусе же казалось, что все, чего он добился, это бесконечная работа, без сна и отдыха, и что в этом хорошего, она совершенно не понимала.» «Маруся ничего не понимала в математике, еще хуже в физике, совсем погано в химии, ненавидела историю, спала на литературе, с трудом переваривала иностранные языки, биологию, географию, астрономию...»
(сразу вспоминается песенка Танича-Пугачевой про девочку-секондхэнд: «Два по физике, три по химии...»)
Маруся относится к учёным вот так: «Эти ученые - настоящие психи!» «Все-таки ученые совершенно отдельный вид людей. А может, и не людей. В эту тему лучше не углубляться.» Авторы с ней полностью согласны, рисуя образ невнятного и коварного профессора в прожжённой майке, причём сексуально озабоченного (с десяток молодых жён-учениц). Милый штрих: на кухне профессора ничего нет, кроме собачьего печенья и плесневелых солёных огурцов. Я бы такому профессору бродячих коров пасти не доверил, не то что одарённых детей воспитывать. Остроумной Марусю никак не назовешь, независимой тоже: она покорно подчиняется взрослым, даже если ей не нравятся их приказы. Лишь магический амулет даёт Марусе дар убеждения.
У каждой главной героини есть друг. У Алисы - это одноклассник Пашка, член кружка юных биологов. Голубоглазый, высокий и светловолосый мальчик. Неисправимый романтик, хвастун и упрямец, но надежный товарищ.
В «Астровитянке» - это Джерри, верный друг Никки. Он голубоглазый, высокий, длинноносый. Он компьютерный гений и влюблён в Никки. Не хвастун, но романтик. Когда Никки-Маугли забыла одеться после душа, то Джерри жутко смутился. Он спасает Никки, но не сам, а подняв тревогу, когда она чуть не погибла в тоннеле.
Внешним аналогом Джерри в «Марусе» является Нос (Носов): он синеглазый, долговязый и длиннорукий. Он компьютерный гений и влюблён в Марусю. Не романтик: он подсматривал за Марусей, когда она принимала душ, но когда об этом узнали - жутко смутился. Нос спасает Марусю, но не сам, а подняв тревогу, когда она чуть не захлебнулась.
Но эти внешне похожие вторые герои полностью противоположны по внутреннему содержанию. Вот Джерри первый раз видит Никки и берёт над ней шефство: «завтракать будешь?» Никки оглядывается: «А где взять еду?» С помощью Джерри девочка отлично поела. Разговаривать с Джерри, после долгих лет общения с компьютером, ей тоже понравилось: «так забавно разговаривать с человеком!»
Вот Нос в ситуации аналогичной беседы с Марусей, которая не ела уже пару дней. Сначала он извиняется за свою слежку:
«- ... Больше не буду. Прости, ладно?
- Хорошо! Я прощу, если скажешь, где тут еда.
- Что?
- Еда.
Нос замолчал. Казалось, что его мозг взорвался при попытке решить какую-то невыполнимую задачу. А еще гений!
- Еда? - наконец переспросил он.
- В этом доме вообще есть еда?
- Не знаю, - окончательно растерялся Нос.»
Этот «гений» так и не сумел накормить героиню. И фраз длиннее трёх слов он строить не способен. Мы наблюдаем резкую деградацию вторых героев: если Пашка и Джерри - симпатичные и умные подростки, то Нос, невзирая на титулы «гения», производит ощущение слабоумного: «У Маруси проскочила тревожная мысль, что она попала в летний лагерь для умалишенных». На фоне таких дебилов-«гениев» вполне средняя девочка Маруся выглядит просто ярким пятном: она умеет строить длинные фразы до восьми слов: «А вы мне своими сказками окончательно мозг вынесли!» и вполне способна выражать свои чувства: «Меня тошнит от всей вашей тусовки».
Теперь сравним подростковую среду вокруг героев. Алиса учится в обычной московской школе и ещё дружит с юными натуралистами. Эти школьники вполне умны или адекватны, хотя Коля с миелофоном иногда здорово тормозит. Никки сначала попадает в общество обычных подростков (в госпитале) и некоторые из них производят тягостное впечатление своей глупостью. Потом она поступает в элитный колледж, и тут уже без дураков: все умны и зубасты. Маруся тоже попадает вроде бы в элитную компанию одарённых подростков, «победителей научных олимпиад и вундеркиндов». Но эти обитатели летнего лагеря для гениев оказались не способны ни к связной речи, ни к осмысленным поступкам. Они разражаются пламенной тирадой только по поводу перспектив уборки мамонтового дерьма. Унижение одарённых подростков - самая омерзительная особенность новой подростковой книги «Маруся». Она говорит своим читателям: «Смотрите! Умным быть западло, вундеркинды - все дураки».
С «гением» Носом мы уже познакомились, а вот персонал научного лагеря постарше: «Студент испуганно оторвался от кресла и попятился к выходу. Он напоминал забитое животное, которое только и ждет очередного пинка. Маруся поймала себя на мысли, что ей не терпится ему этот пинок влепить.» Что довело до такого жалкого состояния взрослого мужчину (от 18 до 22 лет), студента и помощника профессора? Пытки инопланетян? Чудовищное воздействие древних артефактов? Нет, согласно книге, 14-летняя девочка просто прикрикнула на него и стукнула кулачком в живот. Ну и читателю сразу понятно, что эти студенты - ничтожные, ни на что не пригодные людишки. Ну, а нам стало ясно, что авторы книги испытывают клиническую ненависть к профессорам, студентам, образованию, науке и вообще всему, что претендует быть умнее сверхсредней Маруси.
«- ...Допустим, человек школьный учитель...
- Ты правда считаешь их хорошими людьми? - на лице у профессора отразилось неподдельное удивление.
- Я так не считаю. Ну, то есть не всегда. Но допустим. Допустим, это школьный учитель, и он - хороший человек. Добрый, честный...
Профессор зевнул.»
Персонажи «полунаучного» сериала «Маруси» анонсированы супер-героями и гениями. Но показаны они в диапазоне от посредственности до слабоумия. Это объективно понятно: чтобы описывать общество умных подростков, нужно хотя бы какое-то представление о таких подростках или о таком обществе иметь. А высосать из пальца можно только общие мифы о придурках-ботаниках, с которыми нормальные пацаны ничего общего иметь не хотят. Естественно, и лекциям учёных (даже просто осмысленным наукообразным репликам единственного профессора) в «Марусе» взяться неоткуда - в головах авторов ничего научного не ночевало и даже не заходило.
Кредо «Астровитянки»: «разум - это самое мощное оружие во вселенной».
Кредо авторов «Маруси» озвучил профессор: «А люди очень слабые существа. Люди - очень пугливые существа, они постоянно всего боятся. Людям не хватает силы, отсюда популярность сюжета про суперспособности.» Вот авторы и написали книгу про умственно слабых людей, которые ищут артефакты для суперсилы: от бессмертия до дара убеждения. Интеллект у «Маруси» не является заметным фактором, а всю умную электронику в мире «Маруси» сделали китайцы на сто лет вперёд.
Да, кстати, никаких следов науки или хотя бы полунауки (как дамы полусвета?) в «Марусе» не обнаружено. При старте космического корабля перегрузки возникают, оказывается, из-за повышенной «силы гравитации» - это анекдот даже по меркам нынешней нетребовательной научной фантастики. Даже детальное описание мамонтовой кучи к науке причислить не могу, потому что вряд ли это яркое описание верно: навоз травоядных мамонтов так ужасно пахнуть не может.
На литературном языке «Маруси» я останавливаться не буду: таким бесцветным стилем пишется большинство нынешних книг. Вкрапления сленга и нижнего белья тоже типичны для книжечек «только для девчонок». «Клёвый», «круто», «зашибись», «трусики» (в начале книги один крутой-клёвый парень и одни девичьи трусики приходились на каждые десять страниц, потом проредились - героям стало не до мытья и амуров). Сюжет представляет собой чехарду взрывов, аварий, китайцев-кровопийцев, загадочных экстрасенсов, коварных предателей, космических пришельцев и могущественных артефактов и не важен в контексте сопоставления интеллектуального уровня героев.
Создатели «Маруси», которые радели явно не о детском воспитании, а о коммерческой успешности, даже здесь промахнулись:
- они перевели стрелки с активно читающих умных подростков на значительную массу ничего не читающих подростков;
- они создали героиню, которой можно позавидовать, но подражать абсолютно не в чем;
- они не поняли, что подобные книги покупаются не подростками (откуда у них свободные деньги?), а родителями - если они видят в ней полезную или интересную для детей книгу. Я не представляю образованного родителя, который купит «Марусю» своим детям.
Грустные мысли вызывает эта несчастная «Маруся»: подростковая литература очень нужна, юное поколение не может расти без героев-современников. И очень жаль, что результатом такого масштабного проекта оказалась книга для молодёжи, пропитанная ненавистью к интеллекту, образованию и науке.
Книга, взрывающая мозг? Ну, какие мозги, такие и книги.
P.S. от 30 мая
«как и все учителя, она ненавидела детей».
Пытаюсь понять маркетинговый расчет авторов. Понимаю, что ненависть к школьным занятиям, учителям или «воспитанным ботанам» (тоже из «Маруси») вызовет одобрение среди некоторых подростков. Ежу понятно, что «Маруся» пытается играть на протестном настроении юных, причём самого примитивного толка: «Не помогать взрослым... не благодарить за дурацкие подарки и даже не убирать за собой тарелки после еды. ...какой идиот будет торопиться на учёбу?»
Но как понять вот это: магазины стали использовать рекламных силиконовых кукол, что «оказалось дешевле, чем нанимать живых студенток, в принципе, таких же безмозглых».
Если студентки - безмозглы как класс, то кто тогда же умён в мире «Маруси»? Я там не нашел таковых - или хотя бы просто симпатичных (для героини и авторов) людей, за исключением вора Юки.
На заду бумажной версии книги написано, что Кульков создавал только пятую, заключительную главу книги, где этой мизантропии к интеллектуалам поменьше. И тогда - откуда у Волошиной такая ненависть к студентам? Возможно, у девочки Полины было тяжелое взросление? Или это не старая психологическая травма, а ещё один маркетинговый ход: ВСЕХ делать дураками, чтобы только один человек - читатель - выглядел на контрасте молодцом?
На национального героя Маруся не потянула, и авторы проекта, деликатно обходя вопрос прибыли, выдвинули в качестве главного оправдания подростковой «Маруси» тезис о необходимости приобщения подростков к чтению. Но главная героиня, с которым любой увлеченный читатель, должен себя невольно отождествлять, утверждает: «я... даже не читаю книг»! Эту пропаганду чтения от противного мой мозг отказывается понимать. Может, действительно правы конспирологи и в этой попытке создать антиинтеллектуального героя для подростков есть не только внешняя корысть и глубинная глупость, но и какой-то зловещий умный расчет?
Кстати. Вчера я побывал на очень интересном мероприятии в обычной начальной школе в среднем американском городе Шарлотте. В школу пришли инженеры-электронщики из крупной компании. На нескольких площадках они показывали детям в возрасте от 5 до 12 лет всякие технологические гаджеты - лазеры; очки ночного видения; устройства, которые видят сквозь стену и всякие такие причиндалы. На школьном поле устроили массовое соревнование по запуску ракет с помощью воздушного компрессора. Ракеты были непростыми - хотя они были сделаны из пластиковых бутылок, но они имели отделяющуюся ступень и парашют, несли в себе электронный высотомер и взлетали на десятки метров.
Дети были в полном восторге, задавали тучу вопросов, меряли на себя всякие устройства. Даже полицейский пришел и сделал вполне внятную презентацию про спутниковый GPS и как с его помощью отслеживают преступников. Показал карту города с нанесенными координатами преступников в GPS-браслетами. Рассказал, как с GPS-помощью сразу раскрыли ограбление дома.
Взрослые внушали детям: ученый делает открытия, а инженер - вот такие замечательные устройства. Если хотите быть учёным или инженером - учите физику и математику. Даже если захотите стать простым солдатом - вам нужно не только быть в хорошей физической форме, но и быть очень умным - чтобы управляться со всей сложной военной техникой. Ну, конечно, и патриотизм. Дети слушали, открыв рты, тянули руки, задавали умные вопросы. Они меня порадовали.
Меня часто радуют дети и подростки со всех концов мира - умных лиц много и возле столичной французской Сорбонны и возле школы провинциальной Шарлотты. Или абитуриенты и студенты МГУ - смотришь на эти молодые и интеллектуальные лица и просто душа отдыхает. Солнечная элита, молодая соль мира.
Ну почему меня так редко радует взрослая мировая элита? Из каких вонючих подземелий вышли все эти бессердечные и корыстолюбивые люди? Какую биоблокаду привить молодежи для защиты от ядовитого цинизма старших поколений?
P.P.S. от 2 июля 2009. В интервью на Фантлабе
http://www.fantlab.ru/article479мне задали два вопроса про "Марусю".
WiNchiK. У меня такой вопрос: Вы недавно сравнивали в своем ЖЖ Никки с Марусей - другой книгой, которая так же выступила на поле подростковой фантастики. И судя по выводам, Вы в первую очередь недовольны тем, что в «Марусе» не показана любовь к учебе, а скорее наоборот - показано полное неуважение главной героини к книгам, ученикам-зубрилам и вообще к тяге к знаниям.
А Вы не пробовали проводить такие же параллели с другой известной девочкой - Алисой Селезневой?
Алиса скорее похожа на Марусю - двоечницу и хулиганку, больше рассчитывающая на экзамене не на свои знания, а на шапку-невидимку, чтобы подглядывать в записи к отличникам. Так неужели Алиса Кира Булычева тоже плохой подростковый проект? Заранее спасибо за ответ.
Н.Г. Вы меня удивляете. Может, вы булычёвскую Алису спутали с одноименным рок-ансамблем или ещё какой-то неведомой мне Алисой?
Раз и авторы «Маруси» тоже объявляют себя наследниками булычовской «Алисы», я решил потратить некоторое время на развенчание этого мифа и специально перечитал пару основных книг про Алису. Вот первая строчка из детской «Девочки, с которой ничего не случится»: «Завтра Алиса идет в школу. Это будет очень интересный день.» В книге масса профессоров, но среди них нет ни одного урода вроде профессора из «Маруси». Ещё бы - Кир Булычёв сам доктор наук, востоковед.
Подростковая книга «Сто лет тому вперед» (по которой снята «Девочка из будущего») - полный антипод анти-интеллектуальной «Маруси». Дети у Булычёва реально одарены все. Аркаша из 21 века, «будущий гений генетики» и создатель бубличного дерева, очень убедителен: «Я от альдебаранских растений только скорость роста использовал. К остальному шёл через пшеницу и хлебное дерево.» А это мальчик из школы настоящего: «...Коля Сулима. Он ничего, лучше многих. Очень серьёзно математикой занимается, и в планетарии в научном обществе состоит. Он знаешь кем хочет стать? Конструктором космических кораблей… и в шахматы хорошо играет, лучше всех в классе.»
И другой Коля в «Алисе» мечтает о космосе: «Это он будет строить те корабли, на которых полетит Алиса. Это он, когда вырастет, первым сойдёт на землю далёкой планеты.» «Интересно, на скольких планетах побывал этот профессор? - подумал Коля. - Может быть, на сотне или ещё больше. Счастливый человек! Не исключено, что я стану не просто космонавтом, а космическим зоологом. Такие люди тоже будут нужны».
Когда же Маруся совершала суборбитальный полёт на «Клипере» (слова «суборбитальный» в словаре авторов книги нет, но разговаривать на их языке я не могу), то эти «гениальные» подростки беседовали в основном о том, сблеванёт или нет придурошный Нос. (Тошнота - это серьёзная проблема в «Марусе», я сам с трудом удерживался...)
Маруся не читает книг. Алиса же говорит отцу: «Если там маму увидишь, скажи, что я прочитала все книжки, которые она мне оставила. Приедет - поспорим.»
Маруся не любит учиться, зато Алиса утирает нос даже математичке: «Она не стала стирать с доски решение Милы, а на свободной стороне начала быстро и мелко писать своё решение. И случилось то, чего боялась Юлька: Алиса писала совершенно невероятные значки и символы, которые, наверно, даже в десятом классе не проходят. Все в классе затаили дыхание...»
Алиса знает восемь иностранных языков, выигрывает в шахматы даже у гроссмейстера. «Я же вам говорил, что она супергерла!» Тут я чуть не прослезился: Булычёв позволял себе такие махровые англицизмы, и никто его за них не попрекал! Интересно - обзывал ли кто Алису, которая гораздо положительнее скандалистки-Никки, «Мери-Сью»? А какое отношение к «ботанам» в «Алисе»: «Сулима ей нравился, потому что был серьёзный, играл в шахматы и носил очки».
Алиса в свои 12 лет «уже более-менее известный космобиолог» и занимается реальной научной работой, например, «дельфиньим словарём». Она твердо знает, кем будет: «по прикладной генетике стажируюсь. ...Я буду космобиологом, как отец. А без прикладной генетики в биологии делать нечего». Всем очевидно, что она умница: «...Я был бы рад, если бы у тебя голова работала хотя бы в пять раз слабее, чем у Алисы». Алиса ещё и трудяга: «А я хочу как следует заняться разумом животных. Я считаю, что до сих пор ещё мало сделано. ...Ты что думаешь, через сто лет будут молочные речки в кисельных берегах течь и все будут лежать под деревьями и рот раскрывать, чтобы вишни падали? Мы же все страшно занятые люди - столько работы, ты не представляешь.»
И финальный аккорд книги. Кем будут дети 20-го века в 21-м веке:
«- ...Боря Мессерер станет знаменитым художником. Он будет работать в Большом театре и делать декорации. ...А вот Коля Садовский станет знаменитым писателем, сказочником. Он будет писать удивительные фантастические сказки. ...Фима Королев станет инженером. Он стал бы великим инженером, если бы поменьше хвастался. Лариса будет знаменитой киноактрисой. Её портреты будут висеть во всех кинотеатрах. ...Коля Наумов станет строителем домов. ...Юлька будет детским врачом. К ней приедут лечиться со всех концов света. Катя Михайлова выиграет Уимблдонский турнир в Англии. Мила Руткевич станет учительницей, директором школы. И очень строгим…
- Странно, - перебил Алису Коля Сулима. - Все, по-твоему, должны стать знаменитыми и великими. А кому же быть обыкновенными?
- Нет, вы не правы, - сказала Алиса, - мне лучше знать. Я из будущего. В будущем не станет обыкновенных людей. На Земле будет жить пять миллиардов исключительных, знаменитых, одарённых людей. И среди них, - тут Алиса коварно улыбнулась, - будет только один обыкновенный человек - Коля Сулима. К нему специально будут приезжать на экскурсии из других стран. Он будет самым обыкновенным в истории человечества чемпионом мира по шахматам и изобретателем машины времени.»
Создатели «Маруси» пытаются объявить себя продолжателями «Алисы». Но Алиса принадлежит миру исключительных, одарённых и трудолюбивых людей. А многочисленные авторы нового проекта в качестве героя нашего времени предлагают исключительно неодарённую Марусю, не любящую читать и учиться, зато обладающую богатым папой и гоночной машиной. Образование не стоит на повестке дня у этой девочки, потому что вокруг неё все умственные ростки вытоптаны: ботаны-вундеркинды слабоумны; учителя непорядочны; студентки безмозглы, как резиновые куклы, а студенты-мужчины - забитые животные. Описание летнего лагеря для одарённых детей и его руководителя, профессора Бунина, вызывает одно желание - немедленно эвакуировать детей из этого бедлама. Жизнь вокруг бедной Маруси напоминает мамонтову навозную кучу, вонючую и опасную, но которую нужно разгрести, чтобы найти там жемчужные зерна, - то есть могущественные предметы-артефакты, потому что без них умственно анемичные герои «Маруси» буквально ни на что не способны. Мозг у них - не ценность, в качестве оружия его можно использовать, только взрывая. Очевидно, что создателей этой тошнотворной книги объединяет глубокая психологическая травма, полученная во время обучения.
StasKr. Читая «Теорию катастрофы» наткнулся на такие слова:
"Но в общественном мнении, учёные - поголовно бессердечные злодеи, или, невзирая на высокий интеллект, бытовые идиоты, которые варят в кастрюлях исключительно собственные часы. Главные герои массовых фильмов и книг безмозглы или умственно ординарны, даже при волшебной одарённости. Киношные «учёные» всегда проигрывают жизненное соперничество «простым парням». Зритель всё время видит, как интеллектуалы - убогие «ботаники» в очках - робко ездят на инвалидных колясках за мускулистыми суперменами и расшифровывают им пароли вражеских компьютеров. Насаждается убеждение, что интеллект и житейская адекватность, равно как интеллект и мужество - несовместимы."
Скажите, если я ничего не путаю, книга была сдана до того момента, когда была опубликованна «Маруся» и вы писали данный абзац не имея в виду конкретную книгу? Уж больно точна характеристика данного опуса.
Н.Г. Эти строки написаны довольно давно. Последнюю правку в «Теории катастроф» я сделал в январе 2009 года, а «Марусю» прочитал в мае. «Маруся» вовсе не оригинальна и эксплуатирует давно заезженную лошадку: нелюбовь среднего человека к тому, кто умнее его. Эта анти-интеллектуальная тенденция в фильмах проявляется ещё чаще, чем в книгах, потому что средний читатель умнее среднего зрителя. Авторы «Маруси» печально отличились только тем, что этот льстивый для взрослой публики приём они применили к подростковой аудитории. Тем самым они неявно предполагают, что подростку-читателю «Маруси» умным уже не стать, так что пора ему присоединяться к взрослому клубу анти-интеллектуалов и начинать презирать «яйцеголовых» для поддержания чувства собственного достоинства.
Я должен предупредить: ноосфера очень реагенна. После сенсационной «Интердевочки» чуть не половина старшеклассниц стали мечтать о карьере валютной проститутки. (Уверен, Волошина тоже видела в детстве эту картину). И сейчас в каждом европейском городе в полутёмных барах можно найти уже увядших «дочек Интердевочки». И «Бригада» громко аукнулась на подростковой преступности. Даже сын режиссера «Бригады» так поверил в папино творение, что пошёл по пути его героев и сейчас отбывает срок за убийство. И таких «сынков Бригады» по тюрьмам огромное количество.
Стотысячная антимозговая инфлюэнца, распространяющая пренебрежение к ботанам, учителям и студентам, очевидно найдёт ослабленные организмы и даст свой процент пустоголовых «детей Маруси». К пострадавшим от менингита добавятся жертвы «марусита». Выход «Астровитянки» год назад я сопроводил в своём ЖЖ следующим: «Родители, заинтересованные в интеллектуальном развитии своих детей, помните - в жестокой войне за умы подростков каждый снаряд на счету. И я на вашей стороне.» Время подтверждает - да, война, где «маруся» бьёт как «катюша» - только не по врагам, а по детям. Бьёт враньем по ботаникам и студентам, дезориентирует юного читателя в жизни. А жизнь устроена просто - именно интеллект является универсальным преимуществом в жизни: среди полутора тысяч самых богатых и успешных россиян более 95% имеют высшее образование, 40% - два высших образования, а 20% - учёные степени. То есть нынешние богачи - это практически все бывшие «ботаники».