Птицы и самолеты. Конфликт или сосуществование?

Jun 26, 2011 11:14



Более 3000 воздушных столкновений произошли между самолетами израильских ВВС и перелетными птицами к началу 80-ых годов 20-го века. Часть этих аварий была со смертельным исходом. Эти впечатляющие данные привели к исследовательской работе, целью которой было выяснить маршруты миграций птиц, пролетающих над Израилем, время перелетов, высоту на которой птицы летят, количество перелетных птиц, чтобы уменьшить количество их столкновений с самолетами.

Я предлагаю вашему вниманию мой перевод статьи доктора Йоси Лешема ציפורים ללא גבולות. Статья впервые опубликована в журнале טבע הדברים : החברה לחקר האדם והסובב בע''מ , в октябре 1997. В моем переводе также использованы фотографии и графики из презентации доктора Йоси Лешема לטוס בשלום עם הציפורים. Перевод и использование материалов с любезного разрешения доктора Йоси Лешема. Я надеюсь, что эта тема заинтересует вас также, как она заинтересовала меня. В статье рассказывается не только об исследованиях, помогающих избежать столкновений между птицами и самолетами, но и о других проектах, инициатором и участником которых был доктор Йоси Лешем.
Статья переведена с некоторыми сокращениями. За помошь в редактировании большое спасибоmurrrrzzzzja. Курсив мой, dona_anna



"Птицы без границ" (ציפורים ללא גבולות)

д-р Йоси Лешем (ד"ר יוסי לשם)

Эта статья посвящена памяти двух военных летчиков и штурмана, погибших в результате аварии из-за столкновения с птицами.



(слева направо) Майор Сафи Левин из кибуца Мааган Михаэль, погиб 28.10.1974, ему было 27 лет.
Он был из первых летчиков, пилотировавших самолеты Скайхок в израильских ВВС.
Во время, когда он пролетал над долиной Хула, он столкнулся с пеликаном, который пробил кабину самолета.
Капитан Ронен Лев, хайфовчанин. Летал на F-15. Погиб 10.08.1995, ему было 24 года.
Во время учений в Негеве, когда самолет летел со скоростью 1000 км\час,
с ним столкнулись 3 перелетных аиста.
Капитан Ярон Виванте из Гиват Ольга. Погиб 10.08.1995 вместе с Роненом Лев,
он был штурманом того же смолета F-15. Ему было 22 года.

30 лет столкновений самолетов и птиц, 1972-2001, помесячно. (всего 3847 столкновений). До ноября 2001.
Вертикально количество столкновений, горизонтально месяцы.


В декабре 1988г. во время учений в дождливый и грозовой день, лейтенант Р. пилотировал самолет F-16, который в армии называют "Ястреб". Он летел над Иудейской пустыней на высоте 200 метров со скоростью 800 км\час. Он увидел огромный черный ком, появившийся напротив его кабины. "Вначале я не понял о чем речь", рассказывал Р., "только потом понял, что это птица, беркут (עיט סלעים Aquila chrysaetos крупный хищник с размахом крыльев 2.30 метра). Я был уверен, что столкновение между нами неизбежно. Или я врежусь в него или он в меня. В последнюю минуту столкновение не состоялось. Он проскользнул слева от меня в сторону крыла. Я почувствовал головокружение. Я предчувствовал, что добром это не кончится. Вдруг я увидел напротив кабины вторую птицу того же вида... И решил, что это конец... Но она не разбила стекло, а пролетела под самолетом мимо двигателя... В кабине пилота ничего не слышно. Ты сидишь как в пузыре и слушаешь тишину окружающего пространства. Вдруг я услышал громкий взрыв. Мотор испустил предсмертный крик, страшный треск и шум остановки. Мне было понятно, что двигатель перестал работать. В эту минуту мне стало ясно, что я должен очень быстро сделать 2 дела: поднять самолет как можно выше над землей и доложить о ситуации. И в ту же минуту мне я понял, что даже это я не могу сделать. Один из обломков двигателя пробил топливные баки, пробил отверстие в корпусе самолета, самолет потерял управление и его нос задрался вверх. Самолет начал вращаться, в такой ситуации надо катапультироваться. Я должен был для этого просто потянуть ручку, находящуюся у меня между ног. Это действие, которое должно быть простым, я не смог выполнить. Я потерял связь с реальностью... Когда это происходит, ты летишь с открытыми глазами, но ничего не видишь. Нос самолета направленный вверх при таком падении, это выполнение маневра G17. Сила тяжести земли по отношению к самолету и тому что в нем, вырастает в 17 раз. В этой ситуации вес человека, который весит обычно 70 кг возрастает в 17 раз, т.е. становится 1200кг. Мышцы не слущаются, кровь не приливает к глазам и мозгу и ты можешь потерять сознание. Я пытался еще раз найти ручку для катапультирования и потянуть ее, но не смог, т.к. ничего не видел. Не смог поднять руки из-за перегрузки, было ощущение беспомощного младенца. Страшное ощущение потери контроля над телом. Я был очень слаб, но знал, что не должен терять сознание ни в коем случае. В какую-то минуту нащупал ручку для катапультирования, но не смог достать ее рукой. Видимо перед лицом смерти тело делает все, чтобы выжить. Не понятно, откуда взялись силы, но вдруг сумел дотянуться рукой до ручки для катапультирования и потянуть ее."
Лейтенант Р. оставил свой самолет в перевернутом состоянии и падающим вниз. На его счастье, его подняло вверх на катапультируемом кресле, и он ухитрился приземлиться на каменистый грунт по которому его протащило сотни метров. Все его тело было изранено ударами о землю, и все это благодаря столкновению с одни единственным беркутом. Он чудом остался жив, но израильские ВВС потеряли самолет, стоивший 27 миллионов долларов.

Это только один случай из 3000 воздушных аварий, произошедших с самолетами по вине птиц. Такого рода аварии причинили серьезный ущерб ВВС, которые вынуждены делить ограниченное и проблематичное воздушное пространство с 500 тысячами перелетных птиц в каждый сезон перелетов, также надо учесть большое количество зимующих здесь птиц, разнообразие постоянно живущих здесь птиц и птиц, прилетающих к нам на лето.



Уникальное местоположение Израиля на перекрестке трех континентов создает здесь "бутылочное горлышко" международного значения. Весной и осенью в наших небесах пролетает около миллиарда перелетных птиц.

В 1977 году орнитолог Эхуд Доврат открыл маршрут миграции пернатых хищников в районе Кфар Касем. Центр сбора информации о пернатых хищниках при Обществе охраны природы начал проводить исследования для подсчета перелетных птиц в небе Израиля в 1980г. С течением времени рос интерес к сезонным миграциям птиц осенью, 350 человек участвовали в подсчетах птиц по всему Израилю: от Гуш-Дана до долины реки Иордан, влоль транс-самарийской трассы. В 1988г. из-за интифады проводились подсчеты с горы Кармель, в Израэльской долине, в долине Бейт-Шеан до границы с Иорданией.



Так считали птиц с земли.(Фото Й.Лешем)

Из исследований выяснилось, что над Израилем в небе парит огромное количество птиц, в основном крупные хищники, аисты и пеликаны. Оно превосходило на тот момент все известные данные аналогичных подсчетов по аналогичным местам планеты.



Малый подорлик (עיט חורש Aquila pomarina), вся популяция Европы
(70.000 птиц) пролетают над Израилем осенью в течении 10 дней,
в районе 1.10

Было так же ясно, что у этих подсчетов есть большой недостаток - они проводились с постоянных мест с земли. В следствии этого, Эхуд Доврат и автор этих строк решили обратиться в Израильские ВВС и предложить им совместную программу, по которой мы передадим ВВС все имеющиеся у нас данные о перелетах, собранные до этого момента для того чтобы предостеречь их о возможных столкновениях с птицами. Параллельно ВВС поможет Обществу охраны природы в обнаружении основных птичьих миграционных маршрутов и их высот с помощью легких самолетов, чтобы дополнить данные, собранные с земли.

С первых же контактов с офицерами ВВС выяснилось, к нашему глубокому удивлению, что "конфликт" между боевыми самолетами и перелетными птицами гораздо сереьезнее, чем мы предполагали.



Авария 10.08.1995. Остатки самолета F-15, через 4 после столкновения с 4 аистами в небе Негева.
(Фото Руби Кастро)

Каждый год от птиц страдает много боевых самолетов, денежный ущерб достигает огромных сумм. Так же выяснилось, что такое огромное количество парящих в небе перелетных птиц, часто волнами, состоящими из десятков или сотен тысяч особей, в ограниченном израильском воздушном пространстве создало серьезнейшие проблемы для безопасности полетов самолетов и летчиков ВВС. Ситуация еще больше ухудшилась в 1982г., когда Египту был возвращен полуосторов Синай. Полуостров использовался как основная территория тренировок ВВС, и его возвращение сократило территорию тренировок до маленького воздушного пространства Израиля.
Изучение данных об авариях самолетов, вызванных столкновением с птицами с 1972г. по 1982г. показало, что случились сотни столкновений между самолетами и перелетными птицами. Большинство аварий произошло в основные месяцы перелетов, весной в марте, апреле и мае, осенью в сентябре и октябре. Три четверти аварий в которых были разбиты самолеты или им был нанесен серьезный ущерб в миллионы долларов произошли в месяцы масссовых птичьих миграций. С 1972г. по 1994г. произошло 2639 аварий.
Большинство аварий произошло в основном с боевыми самолетами в следствие силы столкновения, напрямую связанной со скоростью полета самолета и птицы и их веса.
Чем с большей скоростью самолет летит и чем больше вес птицы, с которой он сталкивается, тем больше и сила удара и ущерб наносимый самолету. Сила столкновения с вороном вес которого 450г. с самолетом на скорости 800км\час 15 тонн. Для сравнения, сила столкновения с пеликаном, вес которого 9,5кг с самолетом на скорости 800км\час 100 тонн.



Кабина пробита из-за столкновения с осоедом (אית צרעים Pernis apivorus). Его вес 800г.
Фото ВВС Израиля.

После первого контакта с военно-воздушными силами, когда стал ясен размер ущерба от перелетных птиц, я предложил командующему ВВС начать исследование темы как мою работу на докторскую степень. Целью работы было выяснить маршруты парения перелетных птиц над Израилем, время прилета, высоту над землей, количество перелетных птиц, и кроме того, как изменения климата влияют на характер перелетов. Все это для того, чтобы немедленно приступить к реализации результатов исследований во время тренировок ВВС для существенного уменьшения количества аварий. При таком количестве перелетных птиц невозможно полностью избежать аварий, но возможно выяснить где находятся птицы в данное конкретное время, не летать там и таким образом существенно уменьшить количество встреч между железными крыльями и крыльями из мяса и костей.
Мы начали летать за стаями птиц на военном легком самолете Сесна. Через несколько дней полетов нам стало ясно, что такой самолет эффективен во время больших "волн птиц", но когда летят отдельные перелетные птицы, такой самолет недостаточно эффективен. Все потому, что легкий самолет слишком быстр и шум его моторов пугает перелетных птиц.
Мы искали более медленный самолет. Выяснилось, что летном поле Тайман, около Беэр-Шевы существует Центр планеризма в Негеве, который имеет планер с мотором. Это был OGAR польского производства, с двигателем 65 лошадиных сил, размах крыльев 18 метров в длину, способный и взлетать и садиться самостоятельно. В планере 2 сидячих места, спереди, одно рядом с другим, пропеллер за кабиной, что дает пилоту и наблюдателю более широкий угол обзора по сравнению с легкими самолетами.
Планер с мотором, единственный в Израиле, возбудил наше воображение. Мы уже представляли себе как планер взлетает к стае перелетных птиц, выключает мотор и парит вместе с птицами в теплых потоках воздуха, поднимающимися над горными кряжами Израиля. Возможности планера, прозванного "Гольф", оказались неисчерпаемыми.



Планер и аисты парят вместе (фотография Шломи Ягав)

За пять лет мы провели 1400 часов наблюдений, осенью мы сопровождали стаи мигрирующих хищных птиц, пеликанов и аистов с момента взлета в северной части Израиля до египетской границы, и весной в их обратном путь от египетской границы к границам с Ливаном и Сирией. Мы сопровождали стаю птиц крыло в крыло и измеряли скорость продвижения, базисную высоту и строили точные карты маршрутов. В некоторые дни летали по 11 часов с одной и той же стаей, обычно же по 4-7 часов без перерыва. Таким образом мы узнали, что перелеты парящих птиц совершается на высоте от над самой землей до 1000, скорость при этом от 20 до 40 км\час, в зависимости от условий парения.
Если принять в расчет, что птицы планируют 10 часов в день (ночью планируюшие птицы не мигрируют), то в день перелета птицы планируют 150-600км, в среднем 250 км в день.
Исходя из этого можно сказать, что большинство аистов, хищников и пеликанов находятся в нашем небе не больше чем день - полтора. Пернатый хищник, мигрирующий из России в в Южную Африку на расстояние 8000 км, в состоянии пересечь это расстояние всего за 3-4 недели.



Планер и пеликаны парят вместе
(фотография из планера Й.Лешема)

Весной большинство стай мы находили с помощью наблюдателей, находившихся на земле. Они следили за местами ночевок аистов и хищников около египетской границы в западном Негеве, и накануне сообщали нам. Осенью мы использовали радар для обнаружения стай и слежения за ними.
Управление аэропортов предоставило нам радар в Аэропорту имени Бен-Гуриона, ВВС выделили 4 девушки военнослужащие, которые сидели постоянно у экрана весь период птичтих миграций, весной и осенью. 7 месяцев в год, каждые 20 минут фотографировали картину, бывшую на экране. Так были сделано тысячи фотографий, задокументировавшие перелеты.
Возможности слежения с помощью радара в аэропорту Бен-Гурион превзошла все ожидания и с его помощью смогли обнаружить стаи птиц на расстоянии 60-70 км. Таким образом, расстояние на которое мы смогли расспространить сеть слежения достигло 120-140км.
Благодаря интеграции работы радара и планера, мы поняли что радар может найти стаи состоящие из считанного количества особей.



Картина дневных миграций на радаре аэропорта им.Бен-Гуриона.
Верхняя стрелка указывает на цепочку перелетных птичьих стай на высоте более 100 км.
Нижняя стрелка указывает на линию берега. (Фото Й.Лешем)

С помощью радара были замечены перелетные стаи на рсстоянии 60-80км, стаи состоящие из десятков тысяч особей. Насколько нам известно, на данный момент еще нигде в мире не описано столь впечатляющее количество огромных стай, состоящих из аистов и хищников разных видов.
С помощью радара и планера мы смогли перехватывать перелетные стаи совсем без помощи с земли. С помощью радиолокационных данных также удалось получить достоверную картину характера дневных миграций, его изменения в течение дня, когда маршрут миграций становится восточнее под воздействием морского бриза. С помощью радара в режиме реального времени мы смогли давать предупреждения для баз ВВС; сообщать, когда ожидаются большие группы птиц, являющиеся опасностю для взлета и посадки самолетов. Радар аэропорта им. Бен-Гуриона стал "всеизраильским центром информации о птицах", выдающим в реальном времени ВВС картину происходящего в воздухе с перелетными птицами в течении семи месяцев года.



Радар из России установлен в Яд Леширьон около Латруна.
Он определяет нахождение перелетных птиц от Хедеры до Беэр-Шевы.
(Фото Й.Лешем)

Параллельно с использованием радара и планера с мотором, мы организовали группы наблюдений на земле, которые в основном состояли из добровольцев израильтян и иностранцев. Их позиции находились в километре-двух друг от друга, так стало возможно "покрыть" территорию всей страны. Таким образом мы смогли узнать, где проходят основные миграционные пути, как эти пути "дрейфуют" между Востоком и Западом из-за морского бриза и изменений климата. Также мы смогли подсчитать количество пролетающих птиц из основных видов, время их появления и исчезновения.
ВВС предоставил нам устройства связи, благодаря которым было возможно в реальном времени передавать информацию о местонахождении стай птиц во "всеизраильский центр" в аэропорту им. Бен-Гуриона. Благодаря им мы смогли избежать повторных подсчетов одних и тех же перелетных птиц. Более 300 добровольцев участвовало в этом впечатляющем мероприятии по исследованию птиц, и насколько нам известно, нет ему в мире аналога.
Пятым инструментом исследования, который помог нам, в дополнение к Сесне, планеру, радару и группе наблюдателей-добровольцев, был беспилотник. Насколько нам известно, использование этого прекрасного разведовательного средства для биологического исследования было впервые в мире. Благодаря ему мы смогли следить за миграциями 5-6 часов в день без перерыва.



Беспилотник (фото Израильских ВВС)

Беспилотник фотографировал аистов, пеликанов и пернатых хищников с помощью современной системы видео, с высоты 2000 метров над ними, перелетные птицы даже не догадывались что за ними ведется тайное наблюдение с помощью современных технологий.
Результаты этих междисциплинарных исследований сразу же реализовывались в ВВС. Начиная с 1984г. в дополнение к "Порядку действий в районе поражения ракетами", был введен "Порядк действий в районе поражения птицами".

В соответсвии с выводами исследований были сделаны карты путей, высот и времен появления и исчезновения перелетных птиц в местах полетов самолетов ВВС. Количество аварий из-за столкновения с птицами в сезоны миграций сократились на 88% и ВВС сэкономил за последние годы 400 миллионов долларов. Таким же образом сохраняются и жизни пилотов и членов экипажа.
Такова история этого совместного исследования ВВС и гражданских организаций. Исследование, которое нашло возможность сосуществования птиц и самолетов, было весьма успешным и как пример решения конфликта. Его изучали во всех ВВС мира и как возможность успешного применения исследования на практике.
Публикация результатов исследований показала наличие огромного интереса в научных кругах, среди любители природы из Израиля и за рубежом, особенно в печатных и электронных СМИ. Это привело нас к выводу, что уникальная тема миграций птиц в Израиле может связывать многие области практики, а не только обеспечение безопасности полетов.

***

О создании Латрунского международного центра по наблюдению за птицами, директором которого является д-р Йоси Лешем

Птичьи миграции могут стать для Израиля такой же привлекательным туристическо-восспитательным атракционом как и история и археология. Чтобы это осуществить родилась идея создать Международный центр для изучения птичьих миграций в центре Израиля и находящийся на одном из основных маршрутов миграций. Этим критериям соответствовал парк "Яд Леширьон" в Латруне.

Парк "Яд Леширьон" находится в сердце Израиля, на середине пути из ТА в Иерусалим, около главной дороги, 18 километров от аэропорта им. Бен-Гуриона (на юго-западе от него). Участок расположен на вершине холма, сморящего на долину Эйлон и побережье, в точке где начинают подниматься Иудейские горы. Участок находится в самом сердце восточного маршрута миграций. Поэтому мы обратились к генералу в отставке М. Пеледу, председателю Ассоциации "Яд Леширьон", с оригинальным предложением. Мы предложили совместить тему прошлого: боевое наследие бронетанкового корпуса и историю района с темой будущего: птичьи перелеты, прогулки, воспитание любви к родной земле и охрана природы.

Управление Ассоциации "Яд Леширьон" в Латруне выделило Обществу охраны природы территорию 30 дунамов в западной части парка, чтобы построить рядом с Музеем Бронетанкового корпуса комплекс, который бы включал в себя Международный центр изучения птичьих миграций Тель-Авивского университета. Это будет межуниверситетский центр, в нем полевая школа, зрительный зал, музей и радар, все это для того чтобы познакомить как можно больше желающих с необычным явлением массовых птичьих миграций. Комплекс будет носить имя покойных сержанта Нахшона Ваксмана и капитана Нира Пораза.

Полевая школа будет центром для обучения подростков, солдат и взрослых на темы: экскурсий, ориентирования на местности, археологических раскопкопок, помощь лесу, охрана природы. Рядом с комплексом будет стоянка для ночлега под открытым небом. В Полевой школе будут высажены деревья, "привлекающие" птиц для гнездования. Там же начнется обучение развешиванию скворечников и созданию станций кормления птиц. Это направление очень развито в Европе и Северной Америке и будет пропагандироваться в Израиле с помощью нового центра.



Радар, следящий за птицами в парке "Яд Леширьон" в Латруне.
(Фото Й.Лешем)

Проект набирал обороты и на участок был перевезен российский радар MRL-5, он был установлен около античного театра и виден издалека, его зеленый купол виден рядом с полицейским участком времен Британского мандата в Латруне. Радар в состоянии засечь стаи перелетных птиц на всей прибрежной долине от Хедеры до Беэр-Шевы, и следить за погодными явлениями в большом диапозоне. Радар используется сейчас в научных целях и с его помощью возможно изучать миграции в ночное время, с помощью записи голосов птиц, их обработки и анализа звуков с помощью компьютеризованной системы, которая позволяет изучать на сколько велики ночные миграции различных видов.

О Латрунском международном центре по наблюдению за птицами можно прочитать здесь

***

В ходе попыток найти подходящие радары, мы узнали что в США в 1996г. закончили установку по всей суше 165 погодных радаров NEXARD, считающиеся самыми современными доплеровскими радарами. Огромный совместный проект американских аэродромов, Министерства обороны и Национальной слубы прогнозов погоды, стоивший 2,5 миллиарда долларов, не учел, что эти радары могут быть использованы и для нахождения стай перелетных птиц и наблюдения за ними. Только в последний год, по инициативе Латрунского центра, начали проверять возможность совместной деятельности с Американскими ВВС. Глава Объединенного комитета начальников штабов армии США генерал Джон Шаликашвили посетил несколько месяцев назад Центр в Латруне, услышал об идее и выразил большой энтузиазм по поводу обмена информацией. Семь студентов участвуют в различных исследованиях птичьих миграций, включая совместное исследование с Академией американских ВВС по разработке модели по прогнозированию миграций птиц по всему Ближнему Востоку.

Кульминацией исследований является часть, кторую мы начали четыре года назад. Это использование спутника Земли для слежения за передатчиками, укреплёнными на птицах, и получение с них информации. На деле это началось еще в 1984г., когда впервые появилась технология для разработки передающих устройств, которые могут передавать информацию на спутник, и размер этих передатчиков таков, что он укрепляется на спине птицы и не мешает ей летать и находить пищу.

Система обнаружения и сбора данных с помощью спутника Аргос - это совместная система Центре космических исследований Франции (CNES), управления по исследованию океанов и атмосферы США (NOAA) и Национального управления аэрокосмических исследований США (NASA). Разработка передатчиков, используемых в исследования птиц, началась как военный проект. Пентагон создал крошечные передатчики для армии США.
Штабы Армии могут следить за подразделениями, имеющими передатчики и знать в реальном времени их точное местоположение без передачи текущих отчетов с мест. Военный передатчик первой модели был весом 1,5 кг и стоил много денег. В противоположность этому, современные передатчики весят всего 30 грамм и весьма дешевы.
Спутник облетает землю за 90 минут и позволяет определить нахождение птицы с точностью до 300м. На данный момент в совместном израильско-германском проекте были оснащены передатчиками 53 аиста. Бельгийский студент собирает и обрабатывает данные, это позволило впервые проследить лично за каждой птицей, имеющей передатчик и узнать ее продвижение за день перелета, ее зависимость от изменений климата, связи между самцами, самками и молодыми птицами во время перелета, и множество других данных, которые можно получить с помощью новейших технологий.



1996 - начало спутниковой эры. Бельгиец Ван д'Буш с помощью
Коби Мерома укрепляет передатчик на спине аиста. Долина Бейт-Шеан.
(фото Б.Бен-Нун)

В прошедший год над Израилем пролетели 12 аистов с передатчиками, 3 белоголовых сипа, 20 пернатых хищников разных видов и 3 пеликана.



Спутниковые передатчики свидетельствуют: аист-самка Принцесса
мигрирует каждую осень в Южную Африку, в то время, как ее "партнер"
Йонес улетает зимовать в Испанию. Они встречаются снова каждую
весну в своем гнезде в городе Лобург около Берлина (Германия) Наблюдения за Принцессой продолжались 13 лет

***



Осенние миграционные пути.
Карта основных перелетов в небе Израиля: восточное направление, западное направление, направление эйлатских гор.
Паралелльно показаны места, где сейчас по инициативе Общества охраны природы развивается сеть центров наблюдения за птицами.

***

Еще интересные моменты из презентации доктора Йоси Лешема לטוס בשלום עם הציפורים ("Лететь с птицами").



Один из проектов по инициативе Йоси Лешема, чтобы финансировать деятельность
по охране природы было выпущен вино "Степная пустельга"
(בז אדום Falco naumanni) совместно Обществом охраны природы
и заводом "Кармель Мизрахи" (сейчас просто "Кармель").



Станция по изучению птиц в Иерусалиме,
станция кольцевания, первая в мире находящаяся на территории парламента.
На фотографии показана стрелкой сеть "туман" для ловли птиц перед кольцеванием. (Фото Й.Лешем)

***

Видео-материалы:

מרצה: פרופ' יוסי לשם
"דרך הנשר בשמיים" - על מורשת חיל האוויר וציפורים אחרות,
הפקולטה למדעי החיים,
אוניברסיטת תל אביב,
19.7.12

image Click to view



פרויקט תנשמות ובזים - דר' יוסי לשם
Д-р Йоси Лешем рассказывает о проекте "Сипухи-пустельги" (иврит)

image Click to view



לטוס בשלום עם הציפורים
Летать в мире с птицами - очень короткий сюжет об авариях самолетов и работе д-ра Йоси Лешема (иврит)

image Click to view



О докторе Йоси Лешеме.

Доктор Йоси Лешем работал 25 лет в Обществе Охраны Природы в качестве инструктора, директора полевой школы, начальника отдела сохранения природы, и с 1991 по 1995г. был директором Общества Охраны Природы. В 2007г. был избран председателем общественного совета Общества Охраны Природы.
Он является старшим научным сотрудником кафедры зоологии Факультета естественных наук Тель-авивского университета, инициатор и директор Международного центра по изучению перелетных птиц в Латруне. Применение выводов его третьей академической степени существенно уменьшило количество аварий между самолетами ВВС и птицами

http://he.wikipedia.org/wiki/%D7%99%D7%95%D7%A1%D7%99_%D7%9C%D7%A9%D7%9D
http://www.birds.org.il/1096-he/Birding-Israel.aspx
http://www.tau.ac.il/lifesci/departments/zoology/members/leshem/leshem.html
http://www.zeevgalili.com/?p=305

птицы, Израиль, статья

Previous post Next post
Up