Странно, что первые дни войн получается как-то неожиданно провести время, и уже не в первый раз. Один раз мы
охотились на крысу, отличавшуюся просто хамасовской наглостью, а в этот раз в первый день войны я поехала на запланированную за месяц вперед экскурсию в друзскую деревню Далият Эль Кармель. Смску от организатора экскурсии о том, не собираюсь ли я отменить свое участие из-за войны, я восприняла с огромным удивлением - если на голову ничего не падает, то зачем что-то отменять? В конце-концов, во время Второй Ливанской войны мы не отменили
ниодного своего мероприятия, тем более, что стреляют на юге... Так что дружественные друзы, что может быть лучше?
Кстати о войне: оказалось, что мои соотечественники изобрели новый вид туризма - поездки в места обстрела, чтобы посмотреть на падающие ракеты, а те кому ехать не охота, то просто выйти на балкон во время обстрела, чтобы пофотографировать или посмотреть - крутые ребята, однако... А после падения ракеты срочно выбегают разобрать остатки на сувениры и все призывы Штаба Гражданской обороны им по барабану...
Но вернемся к друзам и традиционному туризму. Мы их посещали в друзской деревне Далият Эль Кармель, 20км от Хайфы, совсем рядом с домом:)
Прогуляться по деревне
Добро пожаловать в старую часть Далии. Зря улыбаетесь, эта деревня основана в первой половине 17 века. К сожалению, следов тех времен в деревне не видно.
Но кто же такие друзы? Я думаю, что не израильтяне вообще не знают кто это такие, да и часть израильтян сталкиваются с ними только покупая на перекрестках друзские питы или обедая по субботам в друзских деревнях. И очень жаль. Друзы это интереснейшее этнографическое явление, с которым здесь, в Израиле, можно познакомиться довольно близко.
Друзы предпочитают жить в своих деревнях, одна из них, самая большая в Израиле, Далият Эль Кармель. В израильских городах друзы бывают только по делам или по работе, они очень привязаны к своей земле. Большой проблемой для друзских деревень сейчас является отсутствие земли для строительства новых домов: Далият Эль Кармель и соседняя друзская деревня, Исфия, которая находится еще ближе к Хайфе, обе находятся в Национальном парке Кармель, земли которого не предназначены для проживания. Варианты строительства многоэтажных зданий не принимаются друзами, привыкшими жить в низко этажных деревенских домах.
Внутри деревни есть множество небольших бизнесов. Вот такой, на пример:) Хотите портик с колоннами?:) Да сколько угодно:) Можно с малахитовыми:)
Есть циммеры на сдачу, рестораны и всяческие магазины. Вот симпатичный
ресторанчик, в котором мы обедали после экскурсии. Его огромное преимущество - наличие стоянки. В основной части Далии и Исфии страшные проблемы со стоянкой - ее просто нет.
Множество плодовых деревьев во дворах напоминает, что это деревня. Вот гранаты.
А вот грейпфруты.
Тоже местный житель.
О друзах и друзском
О сложной истории друзской общины нам рассказывал председатель местного совета Кармель Насраллдин.
Друзы - это прежде всего религия, т.к. они этнические арабы. Их религия отделилась от ислама в 11 веке и стала самостоятельной, за что преследовалась мусульманами. Друзы говорят на диалекте арабского, близком к сирийскому. Их домашний быт близок к арабскому, НО израильские друзы (в отличии друзов, живущих на Голанских высотах) лояльны государству Израиль и служат в израильской армии.
В настоящее время в Израиле живет 130 тысяч друзов, из них 20 тысяч на Голанских высотах. В Сирии живет 865 тысяч, в Ливане от 280 тысяч до 350 тысяч. Израильские друзы - выходцы из Ливана и попали они сюда в 17 веке. В мусульманских странах из преследовали, т.к. их религия отличается от ислама и друзы стали специально селиться вдали от больших городов, в горах, так чтобы до них было сложно добраться. И здесь, на горе Кармель не было им покоя от мусульман, живших в соседних деревнях. Это одна из причин, почему здешние друзы стали союзниками евреев еще до образования государства.
Во многом друзы мне напоминают евреев в галуте. И лояльны к государству, в котором живут, и добросовестны в работе, стараются не выделяться и сохранить свою религию от чужих глаз...
Это здание - священное для друзов место, внутри него находится пещера одного из друзских пророков.
Вообще, друзы привыкли сохранять свою религию в тайне. Даже не все друзы в нее посвящены по-настоящему. Есть "образованные", посвященные, их меньшинство, а есть большинство простых людей. Их священные книги переписываются только вручную и хранятся под большим секретом священнослужителями. Из-за преследования на религиозной почве, в религии друзов есть даже разрешение на внешнее принятие другой религии...
Вот это здание с другой стороны.
Друзы верят в единого бога и в переселение душ. Друз может иметь только одну жену, в отличии от мусульманина. Религиозный друз ведет образ жизни отличный от не религиозного: он не должен курить, есть свинину, пить вино, использовать наркотики... Должен брить голову и носить специальный головной убор, усы же брить запрещено.
Одним глазком удалось заглянуть в здание над пещерой пророка...
По желанию, взрослый друз может как вернуться в религию, так и перестать быть религиозным в любую минуту. При выходе из религии он должен поклясться, что сохранит свои знания в тайне.
Друз пришел помолиться, и также как мусульманин снял обувь перед входом...
Друзское общество весьма традиционно, но уже видно влияние современного окружающего мира, в котором они живут.
Стена здания над пещерой пророка даже немножко украшена:)
Это интереснейшее здание в наше время служит мемориалом солдат-друзов павших в войнах Израиля. Такие мемориалы есть в почти в каждом израильском городе, они называются Яд Лебаним (в переводе "памяти сыновей"). В прошлом же, этот дом принадлежал лорду Лоренсу Олифанту. Лорд построил этот дом в 1884 году, в дополнение к дому в Хайфе, в мошаве Германит. Дом в Далии лорд рассматривал как летний, где можно укрыться от летней жары в Хайфе.
От лорда мало что осталось - только этот стол... Может осталось и что-то еще, но сейчас в доме лорда ремонт и кроме стола увидеть ничего нам не удалось.
Помимо всего прочего лорд Олифант написал интересную статью, в которой довольно подробно описывает Далият Эль Кармель в 1884 году. Вот
тут можно прочесть ее перевод на иврит.
Как выглядел дом внутри во времена лорда - рисунок Эмили Кетберт, подруги Элис, жены лорда. Иллюстрация
Википедии Этот дом знаменит еще тем, что по одной из версий, здесь были написаны слова нашего национального гимна "Атиква" ("Надежда"). Эти стихи написал личный секретарь лорда, Нафтали Герц Имбер.
Друзский мемориал погибшим солдатам Яд Лебаним.
Объединение Яд Лебаним в друзской общине было основано в 1980году. Его основание связанно было с серьезными трудностями. Друзы верят в переселение душ и поэтому религиозными лидерами общины не принимался сам факт увековечения погибших.
Надо сказать, что вера в переселение душ делает друзов прекрасными бесстрашными воинами. В странах, где они живут, правительства всегда стремятся привлечь их в армию. У нас они не только служат в армии на срочной службе, но есть и множество друзов-офицеров, служащих постоянно. Они также успешно служат в полиции.
Об этом и многом другом нам рассказал журналист и писатель Мусбах Халаби (на центральной фотографии). Рядом с ним Маша Элькина, организатор экскурсии.
В память о погибших у мемориала Яд Лебаним растет лавр.
О военной доблести друзов и давних заинтересованности в друзской общине израильских политиков нам рассказ пресс-секретарь премьер-министра по связям с арабской прессой д-р Фаваз Камаль. Он один из организаторов этой экскурсии и житель деревни Далият Эль Кармель. Друзы гордятся, что их процент служащих в армии выше еврейского.
Наша экскурсия, состоявшая из журналистов и блоггеров, пишущих по-русски, выглядела в глазах друзов весьма экзотично и привлекла внимание журналиста Хасина Халаби, работающего на друзском сайте на иврите
http://www.karmel.co.il/. Этот сайт публикует местные новости Исфии и Далият Эль Кармель. Хасин написал о нашей группе и сделал интервью с несколькими ее участницами. Знающие иврит могут почитать и послушать
тутЯ с удовольствием погуляла по этому сайту и узнала много интересного, что дополнило мое впечатление от экскурсии:)
Этнографическое
Знаменитый друзский базар, куда так любят ездить жители Хайфы и окрестностей. Причина простая - здесь дешевле:)
Некоторые товары поразили меня в пятку умилили:) Вот жилеточка меховая, ну пусть из искусственного меха:) даже фотоаппарат не захотел на нее наводиться:)
В сувенирном магазине такие вот сувенирчики...
Основная часть друзов одевается по-европейски, и отличить их от окружающих весьма сложно:) Поэтому специально для не израильтян, я, правда с большим трудом, сфотографировала друза в традиционной одежде, которую, как я понимаю, носят религиозные.
Видите - у него бритая голова и усы. На голове не фескообразный головной убор, он, наверно, праздничный, а нечто похожее на еврейскую кипу. Всегда белого цвета. Знаменитые друзские штаны - верхняя часть очень широкая в складку, явно чтобы удобно было ездить на лошади:)
Это друзская женщина в традиционном белом полупрозрачном платке и темной одежде. Платком они, обычно, прикрывают рот, а-то и пол лица. Одетые так женщины очень скромные и стеснительные. Хотя с точки зрения религии женщины имеют равные права. В прошлом известны друзские женщины- вожди. На сегодняшний день по моим субъективным ощущениям, друзские женщины менее феминизированы даже по сравнению с мусульманками, я уж не говорю про арабских христианских женщин. И это на фоне того, что друзские мужчины очень неплохо вписались в израильское общество. Вот
небольшой рассказ о попытке помочь друзским женщинам получить специальность и начать работать (иврит).
Общество "Друзы за сионизм".
Интересно, что с точки зрения самоопределения, друзы "сидят на трех стулья":) Они определяют себя как: друзы, израильтяне, арабы. Именно в таком порядке. И есть движение, которое не видит у себя ничего общего с арабами.
Последняя тема экскурсии - посещение основателя общества "Друзы за сионизм", Йосефа Насраллдина. В этом доме и проводятся собрания общества.
Честно говоря, я впервые услышала о таком обществе. Опять же мелькнула мысль о том, как друзы похожи на евреев в некоторых своих проявлениях, просто хотят быть большими сионистами, чем сами евреи:) Основной своей задачей общество видит воспитание подростков в понимании, что они живут в еврейском демократическом государстве. Йосеф как раз подчеркнул, что они очень ценят и понимают, что пока настоящая демократия на Ближнем Востоке есть только в Израиле и сохранение ее - это сохранение еврейского характера государства Израиль.
Слева - белый флаг организации Яд Лебаним, справа друзский флаг с маген-давидом.
Все принимавшие нас друзы жаловались на отсутствие места для строительства новых домов в их деревнях. Особенно эта проблема остра для молодых друзов, отслуживших армию. При их традиционном образе жизни, они рано женятся, а значит должны обзавестись собственным домом. Но места нет, и бывшие солдаты страшно обижены на государство, которое не решает их проблемы.
Я сейчас случайно заглянула на
http://www.karmel.co.il и обнаружила, что буквально сегодня, несмотря на события на юге, правительство объявило о
создании нового друзского населенного пункта в Западной Галилее. Пусть это будет не быстро и непросто, но все населенные пункты, которые государство решило строить, были построены. Так что надеюсь, что молодые друзы найдут себе достойное место как для строительства дома так и в израильском обществе.
Очень интересный и подробный фильм об истории друзов Ближнего Востока и об их национальных традициях, снят в 1982г. (иврит)
Click to view
Инфа:
http://www.karmel.co.ilhttp://www.druzim.co.il/http://lib.cet.ac.il/Pages/sub.asp?kwd=2278http://he.wikipedia.org/wiki/%D7%93%D7%A8%D7%95%D7%96%D7%99%D7%9Dhttp://he.wikipedia.org/wiki/%D7%99%D7%93_%D7%9C%D7%91%D7%A0%D7%99%D7%9D_%D7%94%D7%93%D7%A8%D7%95%D7%96%D7%99%D7%9Dhttp://he.wikipedia.org/wiki/%D7%A0%D7%A4%D7%AA%D7%9C%D7%99_%D7%94%D7%A8%D7%A5_%D7%90%D7%99%D7%9E%D7%91%D7%A8 This entry was originally posted at
http://dona-anna.dreamwidth.org/