Однажды, читая список достопримечательностей еврейского квартала, я обнаружила объект, который назывался "Четыре сефардские синагоги". Уже одно название меня страшно заинтриговало, и я поискала материалы в сети и решила, что должна обязательно их посетить. Полгода собиралась:) И наконец, в начале ноября вместе с
murrrrzzzzja мне удалось посетить это интереснейшее место.
Если для евреев - ашкеназов самой важной синагогой в Иерусалиме в 19-20вв. была
синагога Хурва, то для евреев-сефардов, начиная с 18 века, самым важным считался комплекс четырех синагог: синагоги Элияху ха-Нави (синагога Илии Пророка), синагоги Йоханана Бен Закая, Стамбульской синагоги и синагоги ха-Эмцаи (Средняя синагога).
Причина появления этого комплекса синагог кроется в истории синагоги Рамбана. Рамбан (раби Моше Бен Нахман) прибывший в 1267г. в Иерусалим из Каталонии и решивший обновить еврейское поселение, основал синагогу. В этой синагоге молились евреи из всех стран исхода до 1586г., когда синагога была закрыта. Турецкий правитель Иерусалима заявил, что это здание сто лет назад было мечетью. Вследствие этого евреи Иерусалима разделились на общины по странам исхода. Сефарды основали свой центр южнее синагоги Рамбана.
По указу султана, синагога должна была находится ниже уровня окружающих мусульманских построек и новая синагога была построена так, чтобы входя в нее с улицы, человек вынужден был спускаться. Вот современный вход - вы спускаетесь по лестнице вниз. Хорошо видна круглая крыша синагоги Йоханана Бен Закая, а за ней крыша синагоги Хурва и минарет так называемой "еврейской мечети".
Самая старая из четырех, синагога Элияху ха-Нави (Синагога Илии Пророка), была основанная в 16-м веке и служила в качестве бейт-мидраш - местом изучения Торы.
Синагога Йоханана Бен Закай была построена только в 17 веке.
В 1760г. была построена Стамбульская синагога, самая большая из четырех. Ее основала община турецких евреев, которая в те времена быстро росла.
Средняя синагога (Синагога Аэмцами) служила для женщин при синагоге Йоханана Бен Закая. В 18 веке сефардская община стала быстро расти и это помещение превратили в синагогу.
Эти четыре синагоги благополучно существовали до 1948 года, до Войны за независимость, когда еврейский квартал Иерусалима был захвачен иорданцами и все четыре синагоги были разрушены и использовались как стойла для скота.
В 1967 году, после освобождения Иерусалима, синагоги были постепенно восстановлены к 1972г., и по сегодняшний день продолжают функционировать как синагоги, и как музей сефардской еврейской общины.
План четырех сефардских синагог, иллюстрация
he.wikipedia.orgНа плане синагоги окрашены в разные цвета:
"Йоханана Бен Закай" - голубой, "Элиягу а-Нави (Пророка Илии)" - фиолетовый, "а-Эмцаи" ("Средняя") - желтый, "а-Истанбули" ("Стамбульская") - зеленый.
Синагога Йоханана Бен Закая
Это самая большая из четырех синагог. Свое название синагога получила только в 1893г.
Имя синагоги Йоханана Бен Закай выбрано потому, что по древнему еврейскому преданию, на месте, где сейчас находятся четыре синагоги, после разрушения Второго Храма, располагалась религиозная школа выдающегося законоучителя Йоханана бен Закая. Йоханан бен Закай сумел уговорить императора Веспасиана разрешить евреям создать свою академию для сохранения древних традиций.
По другому преданию, на этом месте Йоханан Бен Закай молился перед тем как навсегда покинуть Иерусалим после разрушением Второго Храма.
В синагоге Йоханана бен Закая два арон акодеш (место для хранения свитков Торы), так же как в синагоге Рамбана. Это объясняется тем, что во времена мусульманского владычества в синагоге заставляли хранить и Коран, помимо Торы. Евреи легко нашли "творческое решение", было построено 2 Арон Кодеш, один для Торы, другой - для Корана
Каждый "арон акодеш" выполнен здесь как готическое окно.
Над ними находится фреска работы художника Жана Давида, изображающая Небесный Иерусалим.
В этой синагоге проводились различные церемонии общины, в том числе обряд посвящения в должность главного раввина сефардской общины ("Ришон ле-Цион"). Здесь молились наиболее состоятельные члены общины.
Так выглядела молитва в этой синагоге в 1925г.
Так выглядела синагога до разрушения - вид сверху.
Синагога пророка Элияху
О строительстве этой синагоги имеются разные версии. Выше я писала, что это самая древняя часть комплекса, построенная после закрытия синагоги Рамбама. Но существует мнение, что это здание было возведено вместе с синагогой Иоханана Бен Закая и использвалась как школа, место изучения Торы (на иврите "бейт мидраш" или "талмуд-тора") при ней. Отдельное здание для школы было построено в 1874г., и это помещение стало синагогой. Имя синагоге дали в честь пророка Илии, это связанно со старинным поверьем, события которого произошли на этом месте.
Поверье рассказывает: в те времена, когда в Иерусалиме было мало евреев, в канун Судного дня, не хватало одного человека для коллективной молитвы (миньяна). Для миньяна нужно 10 человек. И вдруг появился незнакомый старец, и благодаря ему группа смогла молиться весь Судный день. После завершения дня старец исчез. Молящиеся поняли, что это был пророк Элиягу (Илиия)
Кресло пророка Илии (Элиягу а-Нави) в пещере на фотографии, сделаной до 1948г. Считалось, что это подлинное кресло, сохраняемое со времен молитвы, о которой идет речь в предании. Оно было уничтожено во время погрома синагог в 1948г..
Кресло пророка Илии (Элиягу а-Нави) в пещере сейчас. Это старинное кресло, заменившее собой древнее.
"Арон акодеш" этой синагоги был создан в Средние века и находился в итальянском городе Падуя. В Иерусалим он был привезен после Второй мировой войны.
Средняя синагога
В Средней синагоге обосновались сефардские благотворительные организации, в конце XIX в. в ней расположился Главный сефардский раввин.
Арон Кодеш поближе.
Это самая маленькая синагога из четырех. С ней также связанно древнее предание. Оно рассказывает о женщине-прачке, которая пробралась помолиться в гробницу царя Давида, во времена мусульманского владычества, когда это было запрещено. Но проведший ее на могилу охранник испугался и сбежал, а женщина оказалась запертой у гробницы царя. Она начала плакать от страха и тут появился сам царь Давид, который вывел ее из гробницы по подземному ходу прямо на это место.
На стенах этой синагоги висят фотографии, рассказывающие об истории комплекса синагог.
Разрушенная синагога.
Так это часть здания выглядит сейчас.
После освобождения Иерусалима, на руинах синагоги.
Элементы оформления стен синагоги.
Стамбульская синагога
Вход в Стамбульскую синагогу из Средней.
Стамбульская синагога была построена в 1764 году евреями - выходцами из Малой Азии. После изгнания ашкеназской община из Иерусалима, здесь молились и члены ашкеназской общины, а также, до постройки собственной синагоги, евреи из Марокко.
Бима, деревянная кафедра, с четырьмя колоннами, считающаяся шедевром культуры евреев Италии XVII века.
После реставрации этой синагоги здесь установлен "арон акодеш", стоявший прежде в синагоге итальянского города Анкона. Украшения и мебель этой синагоги более скромные, чем в других частях комплекса.
Трубление в шофар в Рош Ашана, 1733-1739 гравюра Bernard Picart из серии "The Ceremonies and Religious Customs of the Various Nations of the Known World"
Старинный рисунок, изображающий сефардскую синагогу.
Стамбульская синагога после разрушения
Таже часть синагоги после реставрации.
Стамбульская синагога, 1838г.
Гниза - небольшой музей иудаики.
Гниза - место хранения пришедших в негодность свитков, книг содержащих имена или эпитеты Б-га(
подробнее). Сейчас в этом месте небольшой музей иудаики.
"Гранаты" для украшения свитка Торы.
Свиток Торы в традиционном сефардском чехле.
Указки для свитков Торы.
Свиток Торы и указка.
Свиток Торы с короной и гранатами.
Свиток Торы с короной
Поднос для свитка Торы.
Корона Торы и гранаты.
Рукописная книга.
Старинные фотографии дают нам возможность представить себе, как выглядели люди, посещавшие эту синагогу.
Сефардские евреи одетые в стиле Османской империи, 1854г.
"Восточная" семья из Старого города, Иерусалим 1923г.
Ну все, надо прощаться. Хотя жалко уходить из этих синагог, там удивительная аура.
Красивая дверь синагоги.
Ручка двери.
Комплекс синагог на карте - сразу заходите на большую карту по линку.
View Larger Map Синагоги можно посетить:
С воскресенья по четверг с 09:30 - 16:00
В пятницу с 09:30 - 12:00
в субботу закрыто.
Время работы лучше уточнить по телефону.
Справки по тел. 02-6265900, доб. 102 или тел. 02-6280592
Плата за посещение 10 шекелей.
Адрес: רח' משמרות הכהונה (ул. Мишмарот Кеуна, Еврейский квартал)
Еще об этом посещении Иерусалима
Иерусалим: срочно требуются рыцари! Инфа:
http://he.wikipedia.org/wiki/%D7%91%D7%AA%D7%99_%D7%94%D7%9B%D7%A0%D7%A1%D7%AA_%D7%94%D7%A1%D7%A4%D7%A8%D7%93%D7%99%D7%99%D7%9Dhttp://www.rova-yehudi.org.il/atar-bksf.asphttp://www.rova-yehudi.org.il/meida-bksf.asphttp://noar.education.gov.il/main/upload/perut/edot2.dochttp://allaboutjerusalem.com/he/tour/%D7%90%D7%A8%D7%91%D7%A2%D7%AA-%D7%91%D7%AA%D7%99-%D7%94%D7%9B%D7%A0%D7%A1%D7%AA-%D7%94%D7%A1%D7%A4%D7%A8%D7%93%D7%99%D7%99%D7%9D-%D7%91%D7%A8%D7%95%D7%91%D7%A2-%D7%94%D7%99%D7%94%D7%95%D7%93%D7%99http://www.bytheway.co.il/2012/05/blog-post.htmlhttp://www.hagabay.net/index.php?option=com_content&view=article&id=104:2008-12-24-01-09-17&catid=9:%D7%A1%D7%99%D7%95%D7%A8-%D7%91%D7%91%D7%AA%D7%99-%D7%9B%D7%A0%D7%A1%D7%AA&Itemid=30http://he.danielventura.wikia.com/wiki/%D7%90%D7%A8%D7%91%D7%A2%D7%AA_%D7%91%D7%AA%D7%99_%D7%94%D7%9B%D7%A0%D7%A1%D7%AA_%D7%94%D7%A1%D7%A4%D7%A8%D7%93%D7%99%D7%99%D7%9Dhttp://www.jerusalem-love.co.il/?page_id=171http://www.mako.co.il/living-weekend/Article-03400a9c87ab931006.htmhttp://talhenia.com/%D7%91%D7%96%D7%9B%D7%95%D7%AA-%D7%A8-%D7%90%D7%91%D7%A8%D7%94%D7%9D-%D7%94%D7%A1%D7%A4%D7%A8%D7%93%D7%99/http://www.fjord.travel/country/izrail/resort/ierusalim/guide/dostoprimechatelnosti/sinagoga-yohanana-ben-zakaya-chetyre-sefardskie-sinagogihttp://guide-israel.ru/attractions/6942-sefardskie-sinagogi/http://www.about-holyland.com/j-and-j-5.html#22-3http://ejwiki.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8_%D0%91%D0%B5%D0%BD-%D0%97%D0%B0%D0%BA%D0%BA%D0%B0%D1%8Fhttp://nisbor.livejournal.com/18957.htmlhttp://aleksandrfridman.ru/sacredofjudas/Page-19.html