Мне тут улыбнулось счастье, я побывала в мастерских
Израильского управления древностей (רשות העתיקות) и своими глазами увидела как реставрируют древние артефакты.
Начнем с мастерской, которая занимается реставрацией и хранением знаменитейших Кумранских рукописей или свитков Мертвого моря, о которых, я уверена, знают не только израильтяне.
Я сказать несколько слов о находке свитков и о местах, где это случилось.
Кумранские рукописи или свитки Мёртвого моря - это манускрипты, которые были обнаружены впервые в 1947 году, в пещерах Кумрана, и в других пещерах Иудейской пустыни и на Масаде.
Свитки Мёртвого моря датируются между III в. до н.э (середина Периода Второго Храма) и I в. н.э., (разрушения Второго Храма в 70 г).
В одиннадцати Кумранских пещерах между 1947 и 1956 годами в было найдено более 190 танахических свитков. В основном это небольшие фрагменты книг Танаха. Был найден один полный текст книги Йешайаху.
Большая часть свитков написана на иврите, около15% - на арамейском языке и встречаются фрагменты греческих переводов танахических текстов.
До кумранских находок анализ танахического текста был основан на средневековых манускриптах. Кумранские тексты значительно расширили наши познания о тексте Танаха периода Второго Храма.
Вот так выглядят места, где находятся пещеры в районе Кумрана, древнего поселения. Цветные точечки - это туристы.
Пустыня вокруг отличается прекрасными климатическими условиями для хранения свитков, да и других органических материалов тоже. Благодаря этому уникальному климату в Иудейской пустыне было сделано множество удивительных находок, и самая знаменитая из них, конечно же, свитки Мёртвого моря.
Это одна из пещер (№4), в которых были найдены манускрипты.
Первые манускрипты нашел бедуинский пастух, который искал в горах пропавшую козу. Более подробно о пещерах, где были найдены ситки, можно прочитать
тут.
Свитки находились вот в таких сосудах. Эти сосуды и предыдущие фотографии я сделала во время экскурсии в Национальный парк Кумран.
Основной материал, на котором написаны свитки, пергамент из козьей или овечьей кожи, реже папирус, часть рукописей выдавлены на листах меди.
Кумранские рукописи хранятся в Музее Израиля, в специальном здании, которое построено специально для хранения и демонстрации этих свитков.
В здании поддерживается специальный температурный и световой режим.
Большая часть текстов дошла до нас в виде небольших фрагментов.
Фрагменты собирают в цельный текст вручную. Это очень сложная и кропотливая работа.
На сегодняшний день есть всего пять человек в мире, которые имеют право трогать руками подлинники. Эти пять человек - сотрудницы Управления древностей, работающие в лаборатории хранения и реставрации свитков. Еще 200 человек в мире занимается изучением свитков.
Одна из этих пяти человек, Елена Либман, заведующая лабораторией хранения и реставрации, рассказывала о том, как они это делают. И это ее руки мы видим на большинстве моих фотографий.
Хранение и консервация свитков имеет свою историю. Вначале лаборатория по изучению свитков находилась в
Музее Рокфеллера в Иерусалиме, а затем переехала в Музей Израиля. В Музее Рокфеллера не соблюдался режим хранения и множество людей трогали свитки руками, от чего они быстро портились.
Первоначально фрагменты рукописей клеились на стекло с помощью клейкой ленты и помещали между стекол. Это происходило в 50-70е годы прошлого века. Такая форма хранения наносила свиткам непоправимый ущерб.
Обратная сторона этого стекла, где хорошо видны кусочки клейкой ленты. Так клеили по незнанию, еще не была разработана технология хранения таких древних артефактов.
Чтобы спасти свитки, реставраторы были вынуждены вручную освобождать их от клейкой ленты.
Это фотография с фотографии, висящей в коридоре Управления древностей.
В наше время фрагменты свитков вручную закрепляются между двумя специальными сетками, и если выставляются в музее, то закрываются и стеклом. Но стекло находится от свитка на расстоянии. На этой фотографии как раз видно, как фрагменты зашиваются в сетки.
Это тоже фотография с фотографии, висящей в коридоре Управления древностей.
Вот так выглядят фрагменты свитка в сетке, без стекла, хотя кажется, что стекло есть:)
А это свиток под стеклом. Я думаю, что вы согласитесь со мной, что научному работнику сложно иметь с ним дело.
Вот и при самом моем большом увеличении, все равно тяжело работать с текстом.
Кроме того, в наше время никто из научных работников, изучающих свитки, не имеет права дотрагиваться до артефактов. И как я понимаю, даже до артефактов под стеклом. Им на помощь приходит современная технология спектральной фотографии. Спектральные снимки в высочайшем разрешении дают возможность прочитать тексты древних документов.
В Управлении древностей есть специальная лаборатория, занимающаяся такой съемкой.
В лаборатории стоит супер-фотоаппарат, изготовленный в
NASA на деньги специальных фондов, фонда Леона Леви и фонда «Аркадия».
Фотоаппарат оснащен разного рода вспышками - видите, есть вспышка внизу и вверху. Аппарат очень широкий, поэтому показываю только половину:)
Фотоаппарат фотографирует в разном цвете, что потом позволяет получить фотографию, на которой видно даже больше, чем на оригинале:)
Вот так выглядит оригинал.
Так выглядит специально обработанный снимок, который явно лучше читается.
Большая часть свитков, как и этот на фотографии, написаны квадратным ивритским письмом, которое стало использоваться после возвращения евреев из Вавилонского плена. До этого использовалось палео-ивритское письмо. В текстах с квадратным письмом встречается имя бога, написано палео-ивритским письмом, т.к. оно считалось более священным.
Из квадратного ивритского письма появилось современное ивритское письмо.
Благодаря высококачественной фотографии, любой желающий может ознакомиться со свитками Мертвого моря не выходя из дому, с помощью
Виртуальной библиотеки фонда Леона Леви. Библиотека пока существует на пяти языках: иврит, арабский, английский, немецкий, русский. В перспективе еще языки, чтобы все желающие могли ознакомиться со знаменитыми свитками.
В продолжении этого поста я расскажу еще о нескольких реставрационных мастерских Управления древностей:)
Инфа:
http://www.deadseascrolls.org.ilhttp://he.wikipedia.org/wiki/%D7%9E%D7%92%D7%99%D7%9C%D7%95%D7%AA_%D7%99%D7%9D_%D7%94%D7%9E%D7%9C%D7%97http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D0%BC%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D1%80%D1%83%D0%BA%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B8http://he.wikipedia.org/wiki/%D7%94%D7%99%D7%9B%D7%9C_%D7%94%D7%A1%D7%A4%D7%A8http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D0%BC%D1%80%D0%B0%D0%BDhttp://he.wikipedia.org/wiki/%D7%A7%D7%95%D7%9E%D7%A8%D7%90%D7%9F This entry was originally posted at
http://dona-anna.dreamwidth.org/