Если хорошенько подумать, то понимаешь, что каждая древняя синагога - это "визитная карточка" общины ее построившей.Она позволяет нам узнать многое об этой общине: она бедная или богатая, строгая или либеральная, участвует в окружающей жизни или полна сепаратистских настроений. Вот и посещение синагоги в Ципори дает возможность почувствовать себя членом знаменитой общины, которая уже не существует, и которая существовала в совсем другом культурном окружении. И это дает нам возможность стать как бы членами определенной общины, заглянуть туда хоть одним глазком:)
Почему я решила так подробно написать об этой синагоге? Сначала думала просто обойтись фотографиями... И вдруг оказалось, что о столь знаменитой и спорной синагоге в сети совсем немного материалов на русском... Вот и пришлось написать подробнее.
Согласно письменным документам, в Ципори насчитывалось 18 синагог, но пока удалось найти только эту, датируемую 5 веком нашей эры.
Синагога была раскопана в 1993 году. Она представляла собой прямоугольное в плане здание, с размерами 20 х 8 м...
О том, как была найдена синагога, со слов уважаемого
arktal:
Интенсивные раскопки Ципори начались в начале 80-х. Нашли знаменитую "Мона Лизу", "Праздник на Ниле", а синагог никаких нет. Такого просто не могло быть! Ведь в Ципори провел последние 17 лет своей жизни весьма почитаемый Раббену ха-кадош (святой учитель) Иехуда ха-Наси, знаменитый собиратель и редактор Мишны.
Когда открыли там "ган леуми", напротив того места, где нашли синагогу, построили небольшую закусочную, и хозяин всё время просил археологов показать ему место, где можно вырыть яму для слива грязной воды и других отходов кухни? Археологи (кажется это был покойный Иегуд Нецер) указал на место, ниже закусочной. Там никто ещё не копал - все раскопки были восточнее холма, в нижнем городе около знаменитых мозаик. И, конечно, там куда показал Иегуд Нецер, оказалась синагога.
Зал разделен колоннами на две половины. На полу прекрасные мозаики.
Так выглядела синагога по мысли реконструкоторов и археологов. Мы своими глазами можем увидеть только мозаичный пол.
Чем же эта синагога не похожа на привычные нам синагоги?
Прежде всего, направление молитвы - синагога ориентирована на запад, а не в направлении Иерусалима (на юг), как это принято. Раби Акива и другие Таннаи (законоучители в Земле Израиля в I-II вв.) считали, что божественное присутствие всегда на западе и это и есть предпочтительное направление молитвы. Выясняется, что община Ципори действовала в соответствии с мнением, которое не вошло в Галаху. И это прекрасный пример, когда археология освещает нам забытые галахические вопросы и как важно изучать еврейские первоисточники того времени, чтобы понять археологические находки.
В мозаике использовано три языка. Иврит - язык Торы, святой язык. Греческий язык - язык правителей, международный язык. Арамейский язык, который в те времена был разговорным языком евреев. Поэтому фрагменты из Торы написаны на иврите и рядом объяснения по-гречески. Памятные таблички пожертвовавшим на арамейском, чтобы все гости понимали, благодаря кому построена синагога.
Мозаика в главном зале состоит из нескольких частей. Можно рассматривать каждую часть как отдельный сюжет, но есть и мнение, что вся мозаика объединена одной идеей: судьба Авраама и Сары была определена не звездами, а Всевышним, и зодиак также подчиняется ему.
Верхняя часть мозаики - прорисовка.
Часть сохранившейся мозаики от верхней части, с изображением львов. Каждый лев опирается на голову быка. В те времена принятые в синагогах изображения, предназначенные охранять это место и общину.
Львы выглядели приблизительно так.
Изображение меноры (семисвечника). Ее очертания очень похожи на описание меноры, которое дается в Торе:
"И сделай светильник из золота чистого; чеканный да сделан будет светильник; бедро его и стебель его, чашечки его, завязи его и цветы его должны быть из него. И шесть ветвей [должны] выходить из боков его: три ветви светильника из одного бока его, и три ветви светильника из другого бока его. Три чашечки миндалеобразные на одной ветви, завязь и цветок; и три чашечки миндалеобразные на другой ветви, завязь и цветок. Так на шести ветвях, выходящих из светильника. А на [самом] светильнике четыре чашечки миндалеобразные, завязи его и цветки его. Завязь под двумя ветвями его и [ещё] завязь под двумя ветвями его, и [ещё] завязь под двумя ветвями его, у шести ветвей, выходящих из светильника." (Исх. 25:31-40)
Эта менора действительно похожа на растение, в отличие от изображения меноры, взятой с ворот Тита в Риме и использованной для герба государства Израиль.
Около семисвечников изображения
шофаров и
лулавов.
Между семисвечниками изображен Ковчег Завета.
Фрагмент Арки Тита в Риме, изображающий триумфальное шествие.
Это сюжет о посвящение Аарона и его сыновей в должность главных служителей Храма, очищение, принесение в жертву быка. Это изображение котла, стоявшего во дворе Храма.
Изображение жертвоприношения быков и овец, овцы (Исход 29:10-15). Здесь изображены "хацоцрот" - трубы, в которые трубили при некоторых жертвоприношениях.
Изображение жертвоприношения быков.
Слева,
стол хлебов предложения, справа, корзина с первыми плодами семи видов, которые было принято приносить в Храм.
Теперь переходим к самой проблемной части мозаики, к зодиаку.
Но откуда у хлопца испанская грусть в синагоге знаки Зодиака? Ведь до сих пор мы считали, что знаки Зодиака - это совсем не еврейская символика!
Знаки Зодиака пришли в Эрец-Исраэль из Персии, наряду с другими астрологическими познаниями. Хотя астрология и подвергалась осуждению со стороны библейских пророков, она получила значительное распространение у евреев (как, впрочем, и у других народов) на протяжении первых веков новой эры. И даже в наши дни мы по-прежнему находим отзвуки астрологических верований в еврейской культуре - возьмем, например, распространенное выражение “ Мазаль тов! ”, означающее пожелание счастья или удачи: слово “ мазаль ” буквально означает не только “счастье”, но и “знак Зодиака”.
Однако евреи не просто заимствовали элементы персидской культуры, но - как это бывало и ранее с культурами ханаанской, египетской, греческой и римской - адаптировали их в контексте своей собственной истории и традиции. Знаки Зодиака приобрели специфически еврейские ассоциации: например, лев - это царский лев Давида, символ колена Иегуды и как бы герб Иудеи, близнецы - это Каин и Авель, и т.д.
А кроме того, иудаизм запрещает фигуративные изображения:
Не делай себе изваяния и никакого изображения того, что на небе, вверху, и что на земле, внизу, и что в воде, ниже земли. Тора, «Итро» (20:4)
А тут мы смотрим на изображение зодиака с большим количеством фигуративных изображений в античном, греческом стиле и часть из них еще и не полностью одеты...
Зодиак, сохранившаяся мозаика.
В центре пола изображен зодиак, а его центре солнце, едущее на колеснице, запряженной четверкой лошадей. Сегодня никому не придет в голову украсить синагогу изображением зодиака, а особенно зодиаком, в центре которого языческий символ солнца. Но в 5 веке нашей эры зодиак символизировал природные циклы для сельскохозяйственных работ и на его основе рассчитывались праздники и все жизненные циклы. Поэтому изображение зодиака можно встретить во многих синагогах того времени: в Бейт-Альфа, Хамат-Тверия, Сусия и Эйн-Геди, где был только список месяцев, без изображений.
Солнце - оно источник годичного цикла, оно источник энергии в мире и поэтому оно в центре зодиака и зрителю того периода понятно, что это компромисс (!!!) по понятиям евреев того времени. Такой понятный языческий мотив с изображением Гелиоса мы можем увидеть в синагогах Бейт-Альфа и Хамат-Тверия. Община Ципори подошла к вопросу строже и решила не изображать идола, т.е. греческое божество, а удовлетворилась только изображением самого солнца. Кроме солнца над колесницей мы видим небеса, месяц и звезды.
Сравним изображения зодиаков в Ципори с изображениями в Бейт-Альфа и в Хамат-Тверия.
Если мы посмотрим на зодиак синагоги Бейт-Альфа, то не смотря на примитивисткое изображение, в центре мы видим фигуру Гелиоса, божества солнца. Не солнце должно быть в центре изображения, а Гелиос, божество солнца.
Синагога в Хамат-Тверия, тоже совершенно конкретный Гелиос
Фото
he.wikipedia.org Версии, толкующие такое непривычное нам изображение зодиака:
Некоторые исследователи пишут, что это был либеральный период, когда многое можно было позволить.
Есть версия, что в 5 веке нашей эры язычники уже не представляли угрозу. В это время язычество уже угасало, уступая место активно нарождающемуся христианству, и поэтому в языческих символах уже не видели идолопоклонство, а видели универсальность, понятную для всех. В это время предпочитали языческое искусство искусству христианскому.
Оказывается, Гелиос упоминается в еврейском мистическом тексте пятого века, как один из ангелов, управляющий солнцем и звездами. Так что к этому времени Гелиос утратил языческую коннотацию и превратился в мистический символ.
Есть версия, что центральный образ солнца символизирует правителя государства. Кроме того, есть версия, что в образе солнца, метафорически, изображена была высшая сила, правящая миром, то есть Всевышний, Правитель мира.
Есть версия о том, что мозаики в синагогах того времени были ответом христианству. В рисунках был некое дидактическое послание. Рисунки изображали пробуждение веры. От входа и до Храма и Ковчега Завета мозаика несет идею укрепления веры пришедшего в синагогу. Она учит евреев не падать духом в самые тяжелые времена. В качестве примера предлагается Авраам, который верил в Б-га в самые тяжелые часы, когда надежда была потеряна. Обещание Аврааму существует, не смотря на тяжелую реальность, и нет разрыва между богом и его народом. Союз с Авраамом, священниками и левитами он навсегда и осуществляется до сегодняшнего дня. Этому свидетельствуют небеса, солнце, месяц, звезды и весь порядок сотворения мира, изображенный в виде зодиака. Это дает дополнительное толкования центра зодиака.
Мнение уважаемого
michkaz относительно Гелиоса: вопрос не в том, есть ангел, управляющий солнцем или нет - конечно есть, раз солнце есть, значит и ангел им управляющий тоже есть. Вопрос как к нему относиться: еврейский путь это уважать его, но не молиться ему, в отличие от греков, египтян и пр., не считать его самостоятельно действующей силой. И надо понять, что это было время, когда то, что сейчас называется каббалой, было органической частью Торы, как это в принципе и должно быть. И сравнительно простые люди были на высоком духовном уровне и им это картинки не только не мешали, но и могли помогать настраиваться на молитву.
Теперь вернемся к зодиаку.
В четырех углах изображения мы видим времена года в образах женщин, по погоде. Надписи на иврите и на греческом.
Это зима, написано период тевет (месяц еврейского календаря) декабрь-январь. Дама одета тепло, в соответствии с погодой. Рядом с ней изображен топор, маленький серп и дерево, одна ветка которого склонена.
Это весна, период нисан (месяц еврейского календаря) март-апрель. Рядом с ней маленький серп и разнообразные цветы.
Знаки зодиака в большинстве представлены в виде юношей, несущих символ этого знака. Часть этих изображений для нас понятна без объяснений, они до сих пор используются в почти таком виде.
Стрелец и скорпион.
Рыбы. Слово «Дагим» написано с двойной буквой «г» в обратном написании. Первое время считалось, что это помарки, пока не были обнаружены другие синагоги с подобной мозаикой. В Хамат-Тверия слово «Рыбы» (на иврите «Дагим») так же с буквой «г» в обратном написании.
Если считать, что Гелиос - персонаж еврейской мистики того времени, а «ошибки» в определенных, одних и тех же словах - умышленные, то, возможно, вся мозаика содержит некое послание, понятное посвященным.
Нижняя часть, "Жертвоприношение Ицхака"
Лучше всего сохранилась часть, где изображены юноши, сопровождавшие Ицхака на гору Мория и с ними ослик.
От второй части мало что сохранилось, только две пары ботинок и голова оленя, висящая на дереве. Очевидно, это ботинки Авраама и Ицхака, которые пошли на гору босые.
Есть еще одна часть мозаики, которая почти не сохранилась. На ней изображена история Авраама и трех ангелов.
Фрагмент боковой части пола с текстом.
Это очень красивая и богатая мозаика во всех отношениях. Использовано множество цветов, камешки очень мелкие, что говорит о высоком качестве работы.
Кроме того, правильный рисунок и пропорции изображений, в отличие от мозаики в Бейт-Альфа. Очевидно, что у общины, строившей синагогу, были финансовые возможности нанять хорошего художника и исполнителей мозаики. О том, как делались мозаики, подробно, я писала
тут Большое спасибо дорогому
murrrrzzzzja за компанию и помощь в редактировании.
О Ципори я уже писала:
Ципори, мозаики Всякая - разная растительность из Ципори Инфа:
http://www.shiran.kr8.co.il/BRPortal/br/P102.jsp?arc=327358http://www.zviahaifa.co.il/UploadFiles/uhaifa/art%20a//6BateyKneseTal2013.pdfhttp://www.moshiach.ru/tanach.php?parsha=17&submit=%D0%92%D1%8B%D0%B1%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%8Chttp://terra-mystica.blogspot.co.il/2011/11/blog-post_13.htmlhttp://world.lib.ru/d/denis_p/nacionalxnyjparkciporisepforis.shtmlhttp://www.israel-gid.org/705/http://piratyy.narod.ru/zippori/zippori.htmlhttps://www.ybz.org.il/_Uploads/dbsAttachedFiles/Article_88.4.pdf