Несколько веселых и грустных ханукальных историй.

Dec 16, 2014 20:03



Ханука - один из самых моих любимых праздников, и было бы странно, если я ничего о ней не напишу:) Так что те, кто рассчитывал отдохнуть в Хануку без моей писанины, ошиблись:)

Прежде всего начну с методички, которую откопала в сети, по обучению детей этому празднику. Самое первое, говорит методичка, надо объяснить, что суп - отдельно, а мухи - отдельно разделить реальные чудесные события и события чудесные, но легендарные. Надо объяснить, что реальные события это - удивительная победа Восстания Маккавеев (Хасмонеев), начавшегося в 166г.д.н.э, которая привела к возрождению Храма и к восстановлению Иудеи, как самостоятельного государства. Рассказ о об этом событии описан в Книгах Маккавеев.
А легендарные, это - чудо Хануки, когда одного небольшого кувшина масла хватило на поддержание огня в меноре в Храме в течении 8 дней. О чуде мы узнаем только из Вавилонского талмуда, написанного через несколько столетий после восстания.



Надо заметить, что изначально Ханука воспринималась как праздник военной победы Хасмонеев, впоследствии же Ханука стала в большей степени напоминанием о чуде с маслом. Древнюю концепцию Хануки в современную эпоху возродили сионисты. В существующей религиозной традиции, однако, по-прежнему преобладает символическая трактовка праздника.

Сами же дети любого возраста, я уверена, скажут, что для них самое главное в этом празднике съесть как можно больше ханукальных пончиков и получить как можно больше ханике-гелд (денег, которые родители дарят на Хануку).
И они тоже будут правы...
Я же, со своей стороны, предлагаю не разделять, а наоборот, соединять и победу, и чудо, и пончики, ханукальные истории и много-много огней ханукальных свечек:)

Многое о Хануке рассказывают нам сами ханукальные подсвечники.
Например: до нас не дошли изображения пяти братьев - маккавеев, героев восстания. Иудаизм запрещает изображения да и слишком давно произошли события восстания. Но конечно же, всегда хотелось представить себе, как они выглядели Иуда Маккавей и его братья.



Так увидел братьев - маккавеев Бенно Элькан, скульптор создавший огромную менору, стоящую около Кнессета. Эта ханукия создана в 50е годы 20 века.



Игральные карты с героями еврейской истории. Это Иуда Маккавей, за ним - Эстер. Автор Артур Шик, 30е годы 20 века.

Две следующие ханукии показывают нам и реальные события после освобождения Храма и события чуда.



Очищение Храма, как его увидел Зеэв Рабан, ханукия создана между 1909 и 1929гг.



Так Зеэв Рабан увидел зажигание меноры в Храме после победы маккавеев. Ханукия создана в 1920г.



Эта ханукия, конечно же элемент чуда:) Именно так выглядел, по мнению автора, Мориса Ашкелона, тот самый единственный кувшин с правильным ритуально чистым маслом. Прибл. 1948г.

Все эти ханукальные подсвечники сфотографированы в Павильоне иудаики в Музее Эрец-Исраэль.

А теперь посмотрим, как же происходило-то само чудо?:) И о нем нам рассказала ханукия из коллекции Еврейского музея в Риме.



Видите, как тут, соблюдая традицию, изящно и точно показано Чудо Хануки?



Вот, специально покрупнее. Видите рука сверху маслице подливает в менору? И так восемь дней. Вот и ответ на вопрос, как это могло быть? Теперь все ясно:) Там, наверху, правильное масло есть всегда и в любом количестве, было бы куда лить:)
Обратите внимание, рядом с менорой два дерева изображено, так это точно оливы. Только оливковое масло, приготовленное со всем соблюдением правил, годится для меноры в Храме.

Оливы, кстати, как рассказывают легенды, страшно гордились всегда, что именно их масло использовали в Храме. Такая честь, однако...
Говорят, что до разрушения Храма, вы не поверите, но оливы были стройные, прямые деревья, с прямым стволом и ветками, с листьями ярко зеленого цвета. Когда оливам стало известно, что Храм осквернен, они не только поседели, но и так страдали и занимались саморазрушением, что ствол их стал полым внутри, а ветви скрючились... Они были в таком глубоком отчаянии, что хотели умереть. И только обещание еврейских мудрецов того времени, что оливковое масло будет использоваться для зажигания в Хануку, дало им силы цвести и приносить плоды. Они надеются, что когда-нибудь их масло снова вернется в Храм.



Вот так выглядят современные оливы в Израиле.

На Хануку очень любили и любят рассказывать самые разные истории, желательно со счастливым концом благодаря Чуду. Сохранилось множество таких историй дошедших до нас с самых разных времен. Я перескажу несколько, но не все они имеют счастливый конец... В жизни чудо не всегда побеждает, даже на Хануку.

Благодаря ханукальной свече.



Работа Эль Лисицкого с выставки Деревянные синагоги

В одном маленьком местечке жил-был еврей Хаим, соблюдающий традиции. Очень тщательный. Каждый год он сажал хлопок, и из собранных семян хлопка выдавливал масло, чтобы зажигать ханукию. Первое изготовленное масло он приносил к раввину, чтобы тот в его присутствии зажигал бы ханукию с его маслом в первый вечер Хануки.
В тот год зима была очень холодная и снежная, и никто не высовывал нос на улицу. Пришел канун Хануки и вся семья Хаима стала уговаривать его никуда не ходить, так как раввин жил за лесом, а идти по лесу зимой, по глубокому снегу опасно. Но Хаим был упрям, как и все его соплеменники, он тепло оделся, взял кувшин со своим маслом, и в середине дня отправился в путь через лес. Он был уверен в себе, ведь он ходил по этому лесу регулярно... и тут начался снегопад... снег сыпался как из ведра и Хаим потерял свою тропинку в снегу...



Быстро стемнело, и остался испуганный Хаим в середине леса, в снегу и в темноте... С ужасом думал он о смерти от холода, но больше всего страдал, что раввин будет его ждать, чтобы зажигать ханукию в первый вечер Хануки. И вдруг он вспомнил, что у него же есть масло, и он может осуществить мицву зажигания огня в первый вечер Хануки, до того как умрет. Он вытащил из своего зимнего пальто несколько волокон, сделал их ни толстый фитиль, воткнул его в снег и полил из кувшина масло. Затем зажег полученную свечу, произнес благословение и осветил свои огнем весь окружающий лес.


Волки, которые уже собрались вокруг, чтобы насладиться легким обедом, при виде горящего огня испугались и вернулись в глубину леса, вздыхая от разочарования. Хаим услышал волчьи вздохи, испугался и потерял сознание.
Лежит Хаим посреди леса, и видит сон: что идет он по лесу и видит пещеру, у входа которой растет ... пальма. Входит в пещеру, в глубине горит огонек, а у огонька сидит старик. У старика длинная борода, а на поясе - меч. Старик занят изготовлением фитилей, которых в пещере уже огромное количество...На вопрос Хаима, для чего эти фитили, старик ответил:
"Когда-то я зажег большой факел в городе Модиин, и надеялся, что другие евреи сделают как я и выйдут с факелами на вершины гор, передать еврейскому народу в галуте, что пришло время возрождения. Но немногие пошли за мной. После моей смерти вообще забыли о факелах и только небольшую свечу оставили для памяти, которую зажигают в еврейских домах, а Эрец - Исраэль продолжает быть под пятой захватчиков. Мне приказано свыше сидеть и ждать, когда же наконец эти маленькие огоньки в домах превратятся в огромный факел, который передаст весть о возрождении народу. Я готовлю фитили к этому великому дню, что бы каждый и маленький и большой, присоединил бы свою свечу к этому огромному факелу, чтобы передать эту великую весть об окончании галута. И ты иди к своему раввину и передай, что фитили готовы, огонь тлеет, пусть все сделает, чтобы зажечь большой огонь в нужное время."
На вопрос Хаима, как его зовут, старик ответил: "Мое имя - Маттитьягу" (отец пяти братьев-макавеев, о которых речь шла выше, dona_anna)
"И скажи своему раввину, что Маттитьягу уже давно ждет и время уже пришло!"
Хаим как услышал имя Маттитьягу, так сразу проснулся и пришел в себя. Когда открыл глаза, то увидел, что стоит он у двери дома своего раввина, который открыл ему дверь и сказал: "Большое благословение в первой свечке Хануки и тот кто ее зажигает, приближает возрождение. Может быть ты когда-нибудь удостоишься принести масло для меноры в Храме, который будет построен еще в наше время. Амен. "



"Маккавеи с факелами", ханукия, 1950г.

О стойкости.

Давным-давно марокканские евреи готовились к Хануке. Почистили ханукию в синагоге, приготовили фитили и масло. Ханукия у них была красивая, может быть такая?



И все уже было готово к празднику, как тут принесли новый указ короля, который запрещал евреям зажигать ханукию и приказывал закрыть синагогу на время праздника. Этот король евреев особенно не любил... да и сколько было тех королей, которые бы любили евреев? Вопрос риторический, сами понимаете.
Злой король приказал поставить у дверей синагоги стражников и никого туда не пускать. Наступил вечер, стало темно. И вдруг в пустой темной синагоге загорелся огонь - огонь Хануки. Стражники испугались, увидев горящую ханукию и побежали к королю. Они говорили, что никого не пускали и синагога была заперта, но жестокий король все равно приказал их казнить, а вместо них прислал новых стражников, в два раза больше. На второй вечер охранники стояли у всех окон и дверей синагоги, но ханукия снова загорелась! И этих охранников король казнил и прислал еще больше новых. Так чудесное зажигание ханукии и казни стражников продолжались все праздничные дни. В восьмой вечер ханукия загорелось ярче прежнего со всеми праздничными огнями... И тут открылась дверь, и из синагоги вышел худой и еле живой мальчик - сын синагогального служителя.



Так, наверно, мог изобразить этого мальчика неизвестный мне художник RN, работы которого продаются на главной торговой улице Цфата. Если кто знает имя - пишите, непременно укажу:)

Охранники схватили его и потащили к жестокому королю.
Король был страшно разгневан и закричал:
-"Ты что, не слышал о моем приказе? Я запретил евреям зажигать ханукию!"
-"Но мы же не можем праздновать в темноте", тихо сказал мальчик- "мы каждый год зажигаем ханукию и она дарит всем свет и радость".
- "Как ты вошел в запертую синагогу?" злобно спросил король
-"А я и не выходил из нее, просто спрятался внутри, когда услышал твой указ"
-"Что же ты ел все эти дни?"- продолжал выяснять король
-"Ничего не ел и не пил тоже".
Посмотрел король на бледного и худого мальчика и был озадачен его невероятной храбростью и гнев его утих. "Пусть идет домой", сказал король стражникам. С тех пор евреям Марокко было разрешено праздновать Хануку как полагается.

О ханукальных принципах - кибуцная история, реальная и грустная.

Эта история произошла во время Войны за Независимость (1948г.), как раз перед Ханукой в кибуце Мишмар-Аэмек.
Чтобы было понятнее, кибуц Мишмар-Аэмек относится к весьма левому движению Ашомер-Ацаир, которое из еврейских праздников только Хануку и праздновало. Почему только Хануку? А они уважали военную победу Хасмонеев - Маккавеев, а совсем не какое-то там сомнительное религиозное "чудо".
Так как шла война и были постоянные бомбежки, то при наступлении сумерек свет не включали и все кибуцы получили предписание не зажигать ханукальные подсвечники на своих водонапорных башнях, т.к. было ясно, что будут бомбить.



Но Мишмар-Аэмек не подчинился, как это в праздник они не зажгут ханукию? ... Была бомбежка.. а как раз под ханукией был кибуцный детский сад-ясли, вот дети и погибло трое детей и беременная кибуцница...

За то потом, чтобы поставить погибшим памятник троих кибуцников отправили учиться в Сорбонну. Кибуц мог себе позволить самое лучшее...



Памятник поставили в виде волчка, в который дети любят играть на Хануку.

Призрачный голос.

Эта реальная история, рассказанная братьями Исраэлем-Меиром Лау и Нафтали Лау-Лави. Ее можно прочитать в интернете в двух вариантах, а я расскажу ее вкратце, уж больно она жизнеутверждающая. Я уверена, что многие мне скажут, что почему-то мои самые жизнеутверждающие истории непременно про Катастрофу... даже и не знаю - но так получается. Именно при самых невероятных обстоятельствах, на грани выживания тот, кто действительно человек, им остается. "Там, где нет людей, постарайся быть человеком" (с) Гилель. Вот как-то так.



Рисунок из музея Яд Вашем.

Эта история началась в концентрационном лагере в Ченстохова (Польша). Оба брата, Исраэлю-Меиру было 7 лет, а Нафтали 18, оказались там одни, их родители погибли (Отец - в Треблинке, а мать в Равенсбрюке). Однажды зимой перед Ханукой, в бараке без пола, на голой земле, где каждый пытался найти себе место посуше и потеплее, чтобы забыться и уснуть, братья услышали знакомую песню "Леха доди...". Голос тоже показался им знакомым. Да и человек, певший, оказался знакомым. Это был хазан Йосеф Мандельбойм, из бобовских хасидов, который дирижировал группой, поющей шёпотом. Йосеф Мандельбойма Нафтали слышал в Кракове и помнил его голос. Все эти люди были краковскими евреями, попавшими в этот концлагерь через несколько других лагерей.
Братьям эти песни были как напоминание о тепле потерянного дома...
Через несколько дней пришла Ханука и Мандельбойм зажег первую свечку в гильзе от патрона. Все пели веселые песни Хануки, а кто-то даже сумел испечь картошки на все. Это было странное празднование Хануки заключенными в концлагере, смотрящими в глаза смерти.
Встречаясь с братьями Лау, Йосеф Мандельбойм вспоминал своих сыновей, погибших вместе с матерью. Нафтали подарил Мандельбойм книгу, которая была у него с собой из дома. Вещь просто драгоценную.
Через несколько дней вся группа краковских евреев была отправлена в какой-то другой лагерь, говорили что в Германию. А затем и сами братья Лау были отправлены в Бухенвальд. В Бухенвальде, в ожидании в очереди на дезинфекцию, в куче вещей, отобранных у заключенных, Нафтали обнаружил книгу, которую подарил Мандельбойму...



Но попытки обнаружить Мандельбойма в лагере ничем не кончились...
Братья чудом выжили. Младший, Исраэль-Меир прославился не только тем, что был одно время главным ашкеназийским раввином Израиля, но и тем, что был самым юным освобожденным заключенным Бухенвальда. Ему было 8 лет.



Это Исраэль-Меир с флагом, на котором написано Бухенвальд, в Хайфском порту, по пути в лагерь для перемещенных лиц в Атлите.

Дальше сделаем скачок на 40 лет вперед. Нафтали Лау-Лави будучи израильским консулом в Нью-Йорке был приглашен в Бейт-Мидраш бобовских хасидов, было это, как вы уже догадались, как раз на Хануку. Разговаривая с ребе бобовских хасидов, Нафтали рассказал о времени Катастрофы и том, что в лагере он был вместе с младшим братом. Пока он разговаривал с ребе, вдруг в зале стало тихо и очень знакомый голос запел... Нафтали с трудом поверил своим ушам, ведь с этим человеком он попрощался еще в Бухенвальде...
Тогда он рассказал, что в лагере он был вместе с Йосефом Мандельбоймом. Встреча была очень трогательной и Мандельбой спел для Нафтали "Леха доди..." . Так круг замкнулся, а Чудо Хануки произошло, я считаю...



После трогательного всегда хочется сладкого, вот как раз и поговорим о ханукальных пончиках.



Так, наверно, мог изобразить продавца пончиков неизвестный мне художник RN, работы которого продаются на главной торговой улице Цфата. Если кто знает имя - пишите, непременно укажу:)

Само ее название на иврите происходит имеет корень, означающий впитывать, всасывать, т.к. она должна всасывать масло. Именно в память о ханукальном чуде принято на праздник готовить и есть пончики, вареные в масле.

В сети я читала разные мнения о происхождении этих пончиков: одни считают, что они выходцы из Западной Европы и оттуда пришли в еврейскую традицию в средние века, другие же говорят о более раннем происхождении и предком суфгании называют марокканский спинж, внешне похожий на пышку.
Не буду ни с кем спорить - не нашла ничего точного:)



Важно то, что ханукальные пончики пользуются огромной народной любовью. Продавать их начинают сразу после Суккота. Из простого скромного пончика посыпанного сахарной пудрой (классический вариант) они превратились в пышные кондитерские изделия...



... изукрашенные кремом, шоколадом, посыпанные разнообразными конфетами и т.д... даже закрадывается сомнение, пончики ли это?:) Это у меня на фотографии еще очень скромные. Любители мне рассказывали уже о пончиках-крембо, внутри заполненных кремом, а сверху несущих на себе и полную конфету-крембо:)



Самый же животрепещущий вопрос, я так понимаю, как у детей так и у взрослых, это: как попадает варенье внутрь пончика??? Он же совершенно целый! А вот как раз перед вами ответ на этот вопрос: варенье вспрыскивают в пончики с помощью шприца. На фотографии хорошо видны следы укола. Караул! Именно этот укол в пончик шприцем будоражит воображение разных создателей детских сказок к Хануке. Пончики тоже боятся уколов, знаете ли, ну прям как многие дети взрослые. Поэтому их всячески ублажают, украшают и посыпают сахарной пудрой, чтобы им было не так страшно, но пончики все равно боятся, убегают и прячутся. Поэтому если вам попадется суфгания без варенья или с вареньем размазанным снаружи, то так и знайте, это очень трусливая суфгания, которая сбежала от укола. Даже и не знаю, стоит ли ее есть. Уж сами решайте.



Вобщем, веселой и сладкой Хануки всем нам!

Инфа:

http://www.tzohar.org.il/?content=%D7%A1%D7%99%D7%A4%D7%95%D7%A8-%D7%9C%D7%97%D7%A0%D7%95%D7%9B%D7%94
http://sc.tapuz.co.il/shirshurCommuna-19104-39540581.htm
http://info.smkb.ac.il/home/home.exe/30693/31187
http://newb.co.il/?p=718
http://ilschool.org/WebPages/f475f595-dea8-44bf-8b98-4b5b6c310f37.648fbc05-b670-4db6-b752-e28e3ed6a9a8.aspx
http://www.kibbutz.org.il/cgi-webaxy/sal/sal.pl?lang=he&ID=3&act=show&dbid=pages&dataid=itonut_2007_kibbutzim_071206_m_haemek&findWords=%D7%93%D7%99%D7%99%D7%9F
http://www.chabad.org.il/Articles/Article.asp?ArticleID=2116&CategoryID=1351
http://www.mako.co.il/food-cooking_magazine/flavors-erez-komarovski/Article-7613b0ed0c78521006.htm
http://he.wikipedia.org/wiki/%D7%A1%D7%A4%D7%99%D7%A0%D7%92%27

This entry was originally posted at https://dona-anna.dreamwidth.org/2153392.html

Израиль, еврейское

Previous post Next post
Up