Что дает силы человеку, пережившему трагедию выселения, не впасть в депрессию? Когда, казалось бы, нет будущего, а твое прошлое растоптано. Важно продолжать жить во что бы то не стало.
Может это еврейская генетическая память о прошлом, которая вдруг приходит на помощь и говорит: "Вперед, только вперед, не оглядываясь. Сколько бы нас не пытались уничтожить, острое желание жить и продолжать нас спасало".
Еврейская история сектора Газа Вспоминая Гуш-Катиф (часть 1) Размежевание сквозь призму одной семьи.
Это Това Хадад с которой мы встречались в
Мемориальном центре Гуш-Катифа в Авней-Эйтан (Голанские высоты). О центре в самом конце этого поста. Сначала про семью Хадад.
Переселилась семья Хадад, Това и Йоси, в Кфар-Даром 1994 году. Това закончила Технион по специальности инженер-механик. На тот момент у них было двое маленьких детей и они выбирали, где жить. Искали место, где особенно важно жить в Израиле, чтобы в жизни был дополнительный смысл. Выбрали Кфар-Даром в секторе Газа. В начале Йоси занялся сельским хозяйством. Он был одним из тех, кто стал создавать многоэтажные теплицы, специальные теплицы Гуш-Катифа. Там он выращивал органические овощи. Кроме того, Йоси держал ресторан, о котором ниже. Това получила работу как инженер-механик. В начале все было нормально, обычная жизнь: утром на работу, с работы домой к детям... Жизнь в Гуш-Катифе была очень счастливой и полной смысла. Все было хорошо до того, как началась интифада. Это как жить каждый день на войне. Но все-таки семья Хадад и другие жители Гуш-Катифа чувствовали, что это не просто так. Они считали, что такой жизнью они помогают всей стране и это важно, чтобы они жили там. Очень старались продолжать обычную нормальную жизнь, чтобы дети ходили в обычную школу, а родители на привычную работу. Большинство жителей Гуш-Катифа были религиозными. И когда падающие вокруг снаряды вредили не слишком много, они видели в этом чудеса, видели всевозможные проявления заботы Всевышнего о них, раз чудеса происходят в эпицентре войны. Было два очень тяжелых события в жизни семьи Хадад.
Прежде всего, арабы старались навредить детям. Каждый день автобус с детьми выезжал из Кфар-Даром в региональную школу и арабы все время хотели попасть именно в этот автобус. Армия охраняла такие автобусы. Один военный джип ехал спереди школьного автобуса и один сзади, чтобы охранять автобус. В один из дней в 1998 года, старшая дочь Товы Хели сидела в таком автобусе, ей было 6 лет, она была ученица первого класса. В тот день к автобусу подъехала заминированная машина, и солдаты в джипе поняли, что что-то не так. Джип подъехал к этой машине и машина взорвалась. Джип пострадал, а 46 детей в автобусе остались целы и живы. В джипе были тяжело ранены два солдата и один из них скончался.
Погибшего солдата звали Алексей (Ашер) Найков. Его семья жила в Хайфе и его мама Клара живет в Хайфе до сих пор.
В 1998 году Алексей Найков был новым репатриантом. По приезде в Израиль он взял себе имя Ашер. Он был студентом, когда репатриировался в Израиль. Он приехал один, по студенческой программе. Родители еще жили в России. Он был на столько очарован жизнью в Израиле, что все время звал родителей приехать. Они действительно приехали, Алексей пошел в армию. Через 3 месяца после приезда родителей он погиб.
Стенд, посвященный Алексею в Мемориальном центре Гуш-Катифа в Авней-Эйтан.
Жители Кфар-Даром, дети которых были спасены в этом теракте, сказали родителям Алексея: "Нам очень тяжело думать, что вы лишены сына, а наши дети спасены благодаря его смерти, и в каждом из наших детей есть частичка его". И семья потерявшая сына сказала детям: "Растите, радуйтесь, мы будем считать вас своими детьми".
Прошел год после этого теракта и было решено устроить день памяти погибшего солдата Алексея Найкова и по истечении этого дня хотели устроить празднование спасения 46 детей Кфар-Даром. Но они не знали, как горевать и праздновать одновременно. В конце-концов они решили, что для семьи Алексея будет также важно участвовать и в детском празднике. Тову жители Кфар-Даром попросили организовать это праздничное мероприятие. Старшая дочь Товы, Хели, была в этом автобусе, но Това сказала: "Я с радостью организую это мероприятие, но может получиться, что я не буду в нем участвовать, так как как раз в это время должна буду рожать". Так и получилось, что четвертая Товина дочка родилась как раз в годовщину спасения автобуса. Родилась девочка, которую семья решила назвать Сара, и они решили добавить ей второе имя, в честь погибшего солдата, который по приезде в Израиль взял себе имя Ашер, они добавили имя Ошер, и появилась у них Сара-Ошер. От Ошер - счастье. У брата погибшего солдата через полгода родилась дочь, которую назвали Ирина-Ошрат, тоже в честь погибшего Алексея-Ашера. С тех пор семья Товы и семья Алексея стали одной семьей.
Зимой 2014\2015гг. было решено поставить памятный камень из местного материала в честь солдата-спасителя детей, который так любил эту страну, который за свою короткую жизнь, не только сам приехал в Израиль, но и подвиг на это свою семью, он символ всей нашей жизни. Камень находится при входе в Мемориальный центр Гуш-Катифа в Авней-Эйтан.
Прошло 2 года после спасения детей в автобусе, дочь Товы Хели уже была в третьем классе, ей было 8 лет. Опять попытка была теракта. Арабы сумели прикрепить бомбу к дну автобуса, она взорвалась и двое взрослых, которые были в автобусе погибли, а дети были тяжело ранены. Об этом теракте очень много говорили израильские СМИ. Трое детей семьи Коэн остались без ног, старшая дочь Товы тоже пострадала, но она, слава Б-гу, полностью восстановилась. И трое детей семьи Коэн решили жить обычной жизнью, не смотря на трудности. В то время об этой семье много писали: какие протезы сделали для детей, какие инвалидные кресла им сконструировали. Старшая дочь-инвалид, без одной ноги, вышла замуж, у нее есть ребенок. Вторая девочка Техила, которая лишилась обеих ног, продолжала учится, закончила колледж, получила высшее образование, стала социальным работником. Она прошла альтернативную службу, так как в армию ее не взяли. Работает социальным работником, водит машину. Тот кто не знает, что у нее нет ног, никогда не догадается, что она инвалид. Това видела ее на нескольких свадьбах - она танцует как все.
Этот взрыв автобуса произошел недалеко от дома семьи Хадад и Йоси, отец Хели и муж Товы, слышал взрыв и понял, что это произошло со школьным автобусом. Потом он полчаса искал Хели, и в это время он подумал, может быть хватит жить в Кфар-Даром, может надо поискать другое место в Израиле, чтобы жить. Но потом он подумал о детских кладбищах времен Первой алии (130 лет назад), где похоронены дети, умершие от малярии. Вот если бы они себе сказали: хватит, возвращаемся к себе обратно, в Кременчуг, в Одессу... не было бы этой страны. И они себе этого не сказали. И мы не имеем право себе этого сказать.
В результате терактов в Кфар-Даром решили, что не стоит возить детей в школу и открыли школу у себя в Кфар-даром. В Кфар-Даром жило 40 семей и в каждой семье было много детей. Хели выписалась из больницы в инвалидном кресле. Родители повезли ее в школу рядом с домом, радуясь ей не надо никуда ехать. Хели же сказала, что не буду учиться в Кфар-Даром, чтобы арабы не думали, что они победили. "Я возвращаюсь к своим подругам, в мой класс, к моим учительницам"- сказала она. Ей было 8 лет. И все остальные дети этой семьи, вслед за старшей, ездили в региональную школу.
Каждый год в день теракта Семья Хадад празднует день спасения дочери и благодарит Всевышнего и всех людей, кто помог ей встать на ноги.
Отдельная история - это поиск медбрата, оказавшего помощь Хейли сразу после теракта. На его поиски ушло много лет. Он был найден буквально год назад.
Это Хели, ей 22. Она работает добровольцем на скорой помощи и учится на медсестру.
У Товы 9 девочек, трое из них родилось на Голанах. Самой маленькой девочке 4,5 года.
Когда они переехали в Авней-Эйтан, здесь у них были родственники, то искали чем бы заняться и перебрали много видов деятельности.
Сначала Йоси держал ресторан "Руах Дромит" ("Южный ветер"), на Голанских высотах как до этого в Гуш-Катифе. Ресторан "Руах Дромит" был основан в 1999 году в Кфар Даром и был популярным местом для всего Западного Негева.
Это "Руах Дромит" на Голанах в 2008г., я там ела - было вкусно. Видите стрелку-указатель на Гуш-Катиф и Кфар Даром? Это память о прошлом.
Йоси Хадад, хозяин ресторана, 2008 год. Ресторан закрылся, не знаю когда.
Теперь Това и Йоси занимаются циммерами.
Об этих циммерах надо сказать отдельно.
Когда выселенцы искали какую-то возможность занятости, все жители поселка Авней-Эйтан совместно подали заявку на дополнительную работу - строительство домиков для отдыха, которые сдают в аренду, условно называемые циммерами. Этого раньше не было в Авней-Эйтан и они добились этого для выселенцев. Выселенцы продолжали жить в караванах, а рядом построили деревянные домики для отдыха один другого краше. Со всеми удобствами, не дорого. Они стали их сдавать. Каждая семья получила возможность построить 2 таких домика. Това построила 2 таких домика, и семья экскурсовода
Инны Чернявской попала в такой домик по рекомендации матери покойного Алексея-Ашера Найкова и так они познакомились.
Теперь семья Хадад, как и остальные выселенцы, живущие в Авней-Эйтан, занимаются циммерами.
"Руах дромит", так называется циммер Товы и Йоси, все подробности о нем
тут Все циммеры, которые сдают выселенцы в Авней-Эйтан
тут Долгие годы выселенцы жили в караванах. Това поселилась в новом доме только год назад. Ее семья одна из первых, переехавших в Авней-Эйтан и построивших дом. Еще только 2 семьи построили дома, остальные до сих пор живут в караванах уже 10 лет. Жизнь в караванах для семей с большим количеством детей просто ужасна. Но это, безусловно лучше, чем жить в гостинице с детьми, привыкшими все время свободно играть на улице.
Только часть семей выселенцев из Гуш-Катифа переселилась на Голаны. Часть поселилась в разных местах по всей стране. Климат на Голанах другой и просто перенести технологии и умения, которыми они пользовались в Газе для выращивания растений, невозможно. На Голанах очень сильные ветра, другая почва, нельзя выращивать так как там. Крестьяне привыкли все выращивать в Гуш-Катифе в оранжереях. Но выселенцы сказали, что ситуация с невозможностью выращивания для них не новая. Однажды они уже слышали это про песок. И слава Б-гу, здесь они тоже смогли заниматься и сельским хозяйством. Они сумели приспособить свою технологию к местным условиям, и теперь на Голанах выращивают овощи: листья свеклы, капусту, брокколи, листовой салат, зеленый лук и т.д. Жители поселка Авней-Эйтан покупают теперь свежие овощи прямо с поля, и нет ничего радостнее для коренных жителей Авней-Эйтан, чем видеть выселенцев за работой. Построены новые дома, разрешение на строительство которых заняло годы, так как вдруг и тут придется отдать, так лучше не давать разрешения.
Рассказ об еще одном выселенце Ювале Мацлиахе, занимающемся сельским хозяйством
тут Естественно, Тове задали вопрос о деньгах.
Как много в 2005 говорили об огромных компенсациях, которые получат жители Гуш-Катифа... Честное слово, СМИ специально это мусолили, чтобы отвлечь народные массы от сути проблемы. Ведь на самом деле, правительство\государство\общество (выбирайте, что больше нравится) просто людей ограбило и выбросило на улицу. Все обещанные решения всех проблемы не были предоставлены даже в минимальных количествах. А ведь как красиво обещали, это уж всегда умеют.
Так и говорили, про компенсацию и решение жилищного вопроса для каждого выселенца. Страна обещала тем, у кого был дом и собственный бизнес, что он должен получить компенсацию за потерянную возможность работать и потерянное жилье. Должна была быть произведена оценка стоимости дома и те у кого были, например, теплицы, стоимость этих теплиц и доход от этих теплиц. Идея заключалась в том, что на эти деньги можно построить новый дом и начать новый бизнес в другом месте. Но в реальности за эту компенсацию ни в одном другом месте страны ты ни купить, ни построить не можешь. Это безусловно не могло обеспечить мгновенное строительство нового бизнеса или перенос успешного бизнеса, который ты строил много-много лет в другое, новое место. И получилось, что до того, как люди смогли найти новое место работы и жилья они должны были где-то жить и что-то есть. Они просто проели все эти компенсации, когда они устраивались на новых местах. Они потратили их на съемное жилье и на жизнь и на какое-либо нормальное устройство. И деньги полученные ими были совсем небольшими - госоценка много не даст.
Всего было изгнано из Гуш-Катифа 8000 человек, из них 4000 детей.
Вещи поселенцев были запакованы в контейнеры. Делали это солдаты.
"
Flickr - Israel Defense Forces - The Evacuation of Nissanit (3)" by
Israel Defense Forces from Israel -
The Evacuation of Nissanit. Licensed under
CC BY-SA 2.0 via
Wikimedia Commons.
"
Flickr - Israel Defense Forces - The Evacuation of Nissanit (2)" by
Israel Defense Forces from Israel -
The Evacuation of Nissanit. Licensed under
CC BY-SA 2.0 via
Wikimedia Commons.
"
Flickr - Israel Defense Forces - The Evacuation of Morag (16)" by
Israel Defense Forces from Israel -
The Evacuation of Morag. Licensed under
CC BY-SA 2.0 via
Wikimedia Commons.
"
Flickr - Israel Defense Forces - The Evacuation of Neve Dekalim (73)" by
Israel Defense Forces from Israel -
The Evacuation of Neve Dekalim. Licensed under
CC BY-SA 2.0 via
Wikimedia Commons.
После того, как вещи были вывезены, контейнеры стояли в самых разных местах, где есть места для хранения контейнеров. Достать оттуда какие-то вещи было невозможно, по причине страховки. Государство страховало контейнеры, но первое же открывание отменяло страховку. Поэтому перевозить и открывать контейнер имело смысл уже только при наличии постоянного жилья. Это постоянное жилье, типа дом, не появился у многих даже после 10 лет прошедших после выселения, см. выше... За это время уже выросли дети, игрушки которых были запакованы, а многие вещи сгнили и испортились.
Контейнеры в Ганей-Таль, 2013 год.
Помощью выселенцам государство занималось ужасно, что было понятно с самого начала. Вот
тут в Википедии собраны очень подробные материалы об этом, к сожалению только на иврите. Переводить просто страшно - кто может читайте как есть. Уже, конечно, честно признали на самом высоком уровне, что все это делается очень плохо, но разве это облегчает ситуацию?
Наверно не стоит говорить, что принесет нам выход из Газы в отдаленном будущем, но за эти прошедшие 10 лет он принес нам всем, а не только выселенцам, столько плохого, что его трудно даже перечислить.
Мемориальный центр в Авней-Эйтан
Этот Мемориальный центр в Авней-Эйтан, в далеком от сектора Газа месте, в память о счастливой жизни в Гуш-Катифе, а не в память трагического события - выселения. Бывшие жители Гуш-Катифа считают, что выселение это мелкий случайный, пусть и трагический эпизод в
море вечности еврейской истории. Их мысли и чувства устремлены в будущее. Главное для них - это сохранить свои удивительные общины, в которых они жили в Гуш-Катифе. И для них было большой проблемой поселиться совместно - государство им не предоставляло такую возможность, а наоборот, стремилось им помешать.
В центре практически нет тяжелых картин выселения, которые я показывала в предыдущем посте, и которые в огромном количестве выложены в Википедии
тут. Если зайти на каждое название поселения, то можно увидеть как фотографии, того, как оно выглядела и по отдельному линку на фотографии эвакуации. У некоторых поселений есть только несколько фотографий самих поселений или нет вообще, а вот страшных картин выселения очень много.
Центр специализируется на записи видео-свидетельств о жизни Гуш-Катифа.
Так как на Голанах бывают практически все израильтяне, то было важно открыть этот центр на Голанах. Какое счастье, что отстояли Голаны в 2000 году. Сейчас бы имели обстрелы из Сирии от организации "Исламское государство".
Что можно увидеть в центре:
Памятные указатели поселений Гуш-Катифа по дороге к Центру.
При входе в Центр мозаика, сделаная коллективно семьями выселенцев и рассказывающая об их счастливой жизни в Гуш-Катифе.
Карта-ковер Гуш-Катифа, используется для занятий с детьми.
Макет для занятий с детьми.
Книги о Гуш-Катифе.
В системе образования посвящают специальный учебный день Гуш-Катифу в день основания первого поселения, Нецер-Хазани. Это стало возможным благодаря закону, принятому в 2008году, "Об увековечивании наследия Гуш-Катифа и Северной Самарии". С каждым годом все больше школ проводит такой учебный день.
Так видят свою жизнь на Голанах выселенцы из Гуш-Катифа.
Авней-Эйтан, может быть, это самая северная точка расселения этих семей с юга.
Никто из них не впал в депрессию, большинство семей решило продолжать трудиться и жить, и заселять Эрец-Исраэль.
Переехав в Авней-Эйтан, эти крестьяне с юга полностью сменили климат, но они все работают.
Постепенно они стали возвращать свою жизнь в нормальное русло.
Пальма как символ еврейских поселений Гуш-Катифа. Дерево пальма можно пересаживать в любом возрасте, и оно хорошо приживается. Может быть это имели в виду бывшие жители Гуш-Катифа?
И закончить я хочу словами Ноги Сольник, директора центра: "Я считаю, что эти люди герои, и страна должна сказать им огромное спасибо и извиниться за все, что она им сделала, разрушив их нормальную жизнь по политическим причинам.
В этом посте использованы фотографии, которые я сделала в
Мемориальном центре Гуш-Катифа в Авней-Эйтан (Голанские высоты), во время экскурсии экскурсовода
Инны Чернявской. Также использованы фотографии из фильма и "песочного" мультфильма об истории еврейских поселений в Газе, демонстрировавшихся во время экскурсии.
Инфа:
http://www.inn.co.il/News/News.aspx/250660https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%AA%D7%95%D7%9B%D7%A0%D7%99%D7%AA_%D7%94%D7%94%D7%AA%D7%A0%D7%AA%D7%A7%D7%95%D7%AA#.D7.94.D7.A0.D7.A6.D7.97.D7.AA_.D7.9E.D7.95.D7.A8.D7.A9.D7.AA_.D7.92.D7.95.D7.A9_.D7.A7.D7.98.D7.99.D7.A3_.D7.95.D7.A6.D7.A4.D7.95.D7.9F_.D7.94.D7.A9.D7.95.D7.9E.D7.A8.D7.95.D7.9Fhttps://he.wikipedia.org/wiki/%D7%92%D7%95%D7%A9_%D7%A7%D7%98%D7%99%D7%A3http://www.mkatif.org/Web/He/Odot/Law/Default.aspx This entry was originally posted at
http://dona-anna.dreamwidth.org/