Венгрия: еще недавно тут жили евреи...

Jun 21, 2016 09:28



Еврейская история очень отличается от истории других народов тем, что евреи не прожили всю свою историю на одном месте. В Европе сложно найти место, где в разное время не жили бы евреи. Они приходили и уходили, их выгоняли - они возвращались. Практически в каждой европейской стране есть своя, еврейская история. Вот и Венгрия таковую имеет.



Я расскажу только очень небольшой кусочек из богатой венгерской еврейской истории, который открыла для себя случайно.

Эта поездка в Венгрию была тематической, винной, с группой любителей вин. Еврейская история совсем не планировалась, хотя я чуть-чуть погуглила и обнаружила одно еврейской место на нашем маршруте, деревню Мад. И я уговорила нашего руководителя заехать в синагогу Мада просто потому, что это старейшая сохранившаяся синагога Венгрии, ныне музей. Все остальное обнаружилось во время поездки совершенно случайно. Просто евреи в Венгрии жили долго, во многих местах и несмотря на то, что большая часть общины была уничтожена во время Второй мировой войны, остались материальные свидетельства еврейской жизни.

Археологические раскопки рассказывают о том, что евреи пришли на нынешнюю территорию Венгрии вместе с римскими завоевателями. Это понятно, они же жили на территории Римской империи. Но еврейская традиция датирует поселение в Венгрии второй половиной 11 в., когда в Венгрию начали переселяться евреи из Германии, Богемии и Моравии. Право евреев на проживание в Венгрии было гарантировано королем Бела IV в грамоте от 1251 года.

В деревне Erdőbénye в винодельне Illes нам с гордостью показывали огромный подвал, который используется для производства и хранения токайского вина с 17 века, а в 16 веке он принадлежал мяснику-еврею.


В нише, на которую показывает экскурсовод, мясник подвешивал мясо. В подвале очень холодно, так что мясо долго не портилось.

Исчезнувший мир еврейского вина.

Я расскажу о более поздней части еврейской истории, о той части, которая связана, прежде всего, с винодельческим районом Токай и с токайским вином.

Ища материалы к этому рассказу, я обнаружила, что есть мемуары, которые написал Ber Birkenthal, знаменитый негоциант, Ber из Bolechów (1723-1805). Он успешно трудился на торговой ниве по всей Центральной Европе, он покупал и продавал токайские вина.
Ber родился в польской провинции Рутения (позже Галиция, ныне Украина), в Bolechów. Его мемуары рассказывают нам о жизни в восемнадцатом веке в Речи Посполитой еврейских мужчин, которые имели традиционное еврейское воспитание и одновременно широкие светские знания еще до формального появления движения еврейской эмансипации в Восточной Европе.
Большая часть информации о Ber Birkenthal приходит из его воспоминаний, написанных на иврите (!). Кстати, язык воспоминаний меня удивил, тем более, что в одном источнике написано, что они на идише, что выглядит гораздо логичнее. Покопавшись в сети я нашла выложенные фрагменты воспоминаний и убедилась, что они написаны на иврите и легко читаются.
Воспоминания написаны где-то между 1790 и 1800 и впервые изданы в 1922 году. Они являются богатым источником информации о польской еврейской жизни восемнадцатого века. Они не только раскрывают внутренний мир еврейского торговца, который был обучен польскому, латинскому, французскому и немецкому языкам с раннего возраста, но и освещают центральную роль евреев в экономике Европы в качестве продавцов, арендаторов и хозяев земель.
Ber Birkenthal сначала торговал шерстью, сельдью, специями и другими товарами. Но вскоре он присоединился к своему отцу, ветерану винной торговли, который импортировал венгерские марочные вина в Польшу. Его успешный бизнес требовал длительных поездок в Венгрию для дегустации и покупки вин. У него были контакты с широкой сетью армянских, греческих, французских и немецких винных торговцев, а также польских дворян и представителей польской короны, которым он продавал токайские вина.
Понятно, что токайское вино было для него не просто товаром, у него была настоящая страсть к этому вину. Он начал торговлю вином в возрасте 20 лет и совершил десятки поездок из Bolechow в Токай. Приблизительно 350км. Для поездки на такое расстояние потребуется целый день езды на автомобиле. Но его поездки совершались на лошадях. На обратном пути он должен был везти с собой большое количество вина на лошадях. Это были очень напряженные путешествия, особенно с учетом того, на сколько плохи дороги в деревнях даже сегодня, а в те времена они еще были опасны. Купцы ездили вооруженными, чтобы охранять себя и свои товары. Они должны были быть мужественными, живя в бурную эпоху, полную перемен и войн.

Примерно в это же время огромное число евреев из Галиции начали селиться в Венгрии, в том числе многие в регионе Токай. Многие из них медленно, но уверенно вливались в винный бизнес. Так как они начали преуспевать и богатеть, то их начали ограничивать. В 1798 году евреям было запрещено делать первоклассное кашерное вино, которое разрешили делать только христианам. Через два года гонения продолжились. Евреям запретили покупать и брать виноградники в аренду в районе Токая. Только в Zemplen евреи могли иметь виноградники. Через несколько лет в парламенте утверждали, что евреи сконцентрировали в своих руках все производство вина.

Местные власти поддерживали евреев, также их поддерживали и несколько помещиков, которые были заинтересованы в развитии Токая. И они не были разочарованы. Все знают репутацию Токая, которая создана и евреями в том числе.

Евреи из Мада



By Civertan - A feltöltő saját munkája, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=3185858

Мад, по венгерски Mád - небольшая деревня на северо-востоке Венгрии, находится в знаменитом винном районе Токай. И в прошлом и в настоящем его жители занимались и занимаются виноградарством и производством вина. Деревня Мад существует 700 лет.
До Катастрофы европейского еврейства (1944г.) в этой деревне была преуспевающая еврейская община, руководимая выдающимися раввинами.
Согласно документальным свидетельствам, евреи жили в Маде уже в 17 веке.
Первые евреи прибыли в Мад из Галиции, как и Ber Birkenthal, чтобы заниматься продажей знаменитых местных вин. Их пригласил местный помещик.
Кроме того, евреи делали кашерные вина и тому есть документальные свидетельства.
Впервые евреи упомянуты в переписях в Маде в 1726 году. В 1736 году в деревне поселилось восемь еврейских семей. Их основным занятием была торговля и изготовление вин для венгерских дворян.

Основные занятия евреев Мада всегда были связанны с виноделием и продажей вина. Виноделие было очень развито в этом районе. Часть евреев была хозяевами виноградников, часть была занята в производстве и продаже вина.



С момента образования общины, основным направлением был хасидизм. Община придерживалась ортодоксального подхода в иудаизме.



И пока община существовала изолированно, это удавалось. Но как только появились связи с соседними селами и городами, сразу стало заметно влияние на общину окружающей жизни.

В 1890 году еврейская община достигла максимального размера и состояла из 890 человек.
В 19 веке еврейское население процветало. Большинство евреев работало в винном бизнесе, но они также принимали участие в местной, национальной и политической жизни.
В конце 19 века, когда евреи получили равные со всеми права, в деревне жило 4% евреев, при этом врачей, адвокатов и предпринимателей была половина из имеющихся в деревне.

В истории продажи и покупки токайских вин евреями остался не только Ber Birkenthal. И в самом Маде в чуть более поздние времена были целые семьи еврейских торговцев вином. Одна из них - семья Циммерман. Одно поколение за другим эта семья создавала свой серьезный бизнес. Они были совершенно ассимилированы и не интересовались еврейскими традициями. Семья Циммерман, возможно, была самой успешной в Маде. Их элегантный дом был в самом центре Мада. В этом здании сейчас находится штаб-квартира винодельни Royal Tokay. Семья владела 60 подвалами, разбросанных по всему региону, десятки различных виноградников, их дома были не только в Маде, но и в других местах. Их вина завоевали золотые медали на соревнованиях в Берлине в 1892 году и в Париже в 1896 году. Компания имела офисы по продаже в Будапеште, Берлине, Катовице, Лондоне и Нью-Йорке. Их этикетки все еще можно увидеть на аукционах.
Часть этой семьи погибла в Освенциме. Дальние потомки живут в США.

Интересные вещи можно увидеть в маленьком музее в синагоге:

Куплеты еврея из Мада.


Мад был настолько еврейским местом, что в 19 веке была написана пьеса "Еврей из Мада " ("A madi zsido"), в трех действиях, основанная на народных легендах Мада. Ее адаптировал для театра Géza Marthon, слова Soma Guthi, музыка Barna Izsó и она стала опереттой.
Пьеса была поставлена впервые 18.05.1890.



В главноей роли дебютировал Auriel Gondor.
Центральная тема пьесы, представленная через символическую фигуру еврея из Мада, эмиграция, вопрос беспокоивший многих в то время.



Танцы и музыка играли важную роль в трех актах этой пьесы. Я, к сожалению, не нашла сюжета этой пьесы, но судя по тому, что в ней фигурируют австралийский, английский и голландский танец, я думаю, что еврей из Мада "примеряет" на себя страну, куда бы он хотел уехать. Тема для некоторых евреев актуальная и до сих пор.
В 1906 году в пьесе участвовали многие известные венгерские артисты того времени.

Община всегда считала себя неотделимой частью не только деревни, но и страны. Особенно это становится понятно, когда во время Первой мировой войны из 100 призывников деревни в Австро-Венгерскую армию, 12 были евреями.
В 1921 году в деревне проживало 3500 человек, из них 18% были евреи. Еврейские семьи жили около синагоги, рядом были дома раввина и иешива.

Легенда о кучере-еврее.


В районе Токай каждый знал, что кучер - надежный человек. И надежность эта была по-настоящему важна в мире без письменных контрактов.
В то время часто годовой доход или средства к существованию целой семьи зависела от одной готовой работы. Многие люди, независимо от их религии или происхождения нанимали кучеров-евреев, потому что на них можно было положиться.
В конце ноября или в начале декабря одному кучеру-еврею его клиенты дали важное задание. Рано утром на следующий день он отправился в путь, вероятно, в Тарцаль. Он положил в карман свою любимую трубку, надел шляпу и двинулся в еще одну длинную и скучную поездку. Он доверял своей лошади, так как его четвероногий спутник всегда знал, куда идти. Через некоторое время, как обычно в этих поездках, кучер заснул. Ухабистая дорога не нарушала его сон. Тем не менее, одинокая телега привлекла внимание нескольких молодых ребят. Они быстро придумали план, чтобы подшутить над кучером. К счастью, этот план не был связан с кражей его груза. Они просто повернули тележку в противоположном направлении, и толкнули лошадь. И лошадь пошла обратно, благо знала дорогу.
Естественно, что лошадь знала дорогу домой хорошо, и они вернулись домой примерно через полдня. Горожане были удивлены, что кучер вернулся так быстро. И сам кучер был еще более удивлен, когда он проснулся у себя дома, перед своей сердитой женой и с не доставленными изделиями в телеге.
Некоторые утверждают, что история никогда не случалась. Согласно их версии, кучер не мог зажечь свою трубку при сильном ветре, поэтому он повернул свою тележку. Когда табак был зажжен, он мог спокойно продолжать свое путешествие. Единственная проблема заключалась в том, что он отправился в сторону Мада вместо первоначального направления.
Легенда о еврее из Мада известна по всей Венгрии. Если кто-то работает впустую, то говорит: "Я там, где еврей из Мада".

Судя по фотографии из музея, еврейские извозчики существовали в Маде еще в 1939 году.

Синагога Мада, старейшая сохранившаяся синагога Венгрии, ныне музей.



По некоторым данным, первая синагога была построена в Маде еще в 1771 году.
Но эта синагога была построена в 1795 году, уже после того, как в деревне сформировалась постоянная еврейская община. Здание синагоги было построено в стиле барокко.
Первым раввином общины был раввин Моше Вульф Литман.

Синагога была построена на некотором расстоянии от главной улицы деревни, на горке. Закон запрещал строить синагогу на главной улице города. Такое местоположение синагоги вместе с ее довольно большими размерами, делали здание весьма заметным с улицы. И это говорило о многом. Самыми заметными зданиями в деревне были две церкви и синагога. И хотя синагога самое скромное здание из трех, она была не на много меньше соседей.

Строительство синагоги было профинансировано двумя богатыми семьями, Бренер и Тейтельбаум. Это были торговцы вином, обосновавшиеся в Маде. Существует легенда, что в соответствии с древним еврейским законом все женщины, дети и мужчины носили камни с окружающих гор на строительство синагоги, чтобы чужие руки не прикасались к ним.



Дверь синагоги.

Мы сразу попадаем в первую комнату синагоги.



Здесь была емкость, в которую собирали цдаку (пожертвований на определенные цели). Надпись: "Дар, (преподносимый) в тайне тушит гнев..." Мишлей 21-22
מַתָּן בַּסֵּתֶר יִכְפֶּה אָף
משלי כא יד
В иудаизме пожертвование, когда жертвователь не знает, кто получит пожертвование и получающий не знает от кого, имеет бОльшую ценность в качестве мицвы, чем обычное пожертвование, когда обе стороны известны.



Это раковина для ритуального омовения рук.
Написано (фрагмент из): "И поставил умывальник {между шатром соборным и жертвенником,} и влил в него воды для омовения". Шемот 40 (перевод из "Пять книг Торы", Мосад рав Кук, 1975)
וַיָּשֶׂם, אֶת-הַכִּיֹּר, בֵּין-אֹהֶל מוֹעֵד, וּבֵין הַמִּזְבֵּחַ; וַיִּתֵּן שָׁמָּה מַיִם, לְרָחְצָה
שמות פרק מ



Синагога состоит из одного пространства, которое разделено 4 центральными колоннами, как бы отделяющими биму от зала.



Организация пространства синагоги характерна для ашкеназийских синагог, в основном в Польше и Галиции. Стены расписаны художником или же украшены резным камнем. И если подумать, то даже мне, видевшей не так много синагог, сразу вспомнились те немногие синагоги Галиции ( изображения синагог Галиции на выставке в Тель-Авиве) или синагога из Музея Израиля, расписанная художником из Галиции.



Здесь все расписное, и стены и потолок.





Молитва:
אֵל מֶלֶךְ יוֹשֵׁב עַל כִּסֵּא רַחֲמִים...



Как я понимаю, это место хазана и имеется надпись, принятая для такого места: "Представляю Господа пред собой всегда" (Теиллим 16:8)
שִׁוִּיתִי יְהוָה לְנֶגְדִּי תָמִיד
הילים פרק טז



Всего в синагоге 130 сидячих мест, часть в центре вокруг бимы, часть вдоль стен.



Это пустой синагогальный ковчег, в котором нет свитков Торы. В синагоге не молятся и нет миньяна.



Оформление синагогального ковчега.



Заметно, что община была богатой на момент строительства синагоги, но весьма ортодоксальной. Она украшена только орнаментами, растительными и геометрическими мотивами. Я обнаружила только одно изображение птицы над молитвой אֵל מֶלֶךְ יוֹשֵׁב עַל כִּסֵּא רַחֲמִים



Шкаф, в котором раньше хранились книги, использовавшиеся молящимися. Теперь, как я понимаю, это новые книги, привезенные из Израиля.



Женская часть синагоги, эзрат нашим, находится на втором этаже и вход туда отдельный с улицы. Мы туда не поднимались.

Большая часть оформления, которая сохранилась, датируется 19 веком. Но я думаю, раз община благополучно жила с момента строительства синагоги, то и в оформлении синагоги мало что менялось.



Фрагмент оформления синагоги, сохраненный без реставрации.

Жизнь религиозной общины вращалась вокруг синагоги. Все вопросы заработка, исполнения заповедей, религии и культуры, а также политики, проходили через синагогу.
И синагога и две церкви отмечали свои праздники всей деревней. У синагоги была функция посредника между двумя церквями и символа, того, что разные веры могут жить в мире рядом.
250 лет в Маде евреи жили с католиками и протестантами. (По данным переписи 1920 года, численность населения составляла 75% католиков, 10% протестантов, 15% евреев.)

Накануне Катастрофы община состояла из 450 евреев, это была десятая часть жителей деревни. Во время Второй мировой евреев, жителей деревни Мад собрали в синагоге, откуда отправили их в гетто города Sátoraljaújhely и оттуда в Освенцим, где большинство из них погибло. Из 450 евреев деревни выжило 9.

Синагога была разрушена фашистами в 1944 году после Песаха, когда была использована для сбора евреев перед высылкой.
Книги и мебель сгорели, все что можно было украсть, было украдено. Кроме стен не осталось ничего.

В январе 1945 года прибыли первые вернувшиеся, семь молодых людей. В 1946 году в деревне уже насчитывалось 40 евреев. В 1947 году они основали религиозную общину, был избран раввин. Вернувшиеся в Мад евреи установили в 1950 мемориальную доску на одной из стен разрушенной синагоги в память о своих земляках, погибших в Катастрофе. Некоторые считали, что установление этой доски было для евреев Мада как вскрытие не зажившей раны, так как после этого многие покинули деревню окончательно.



Это памятная доска, которая сейчас находится в синагоге. Мне кажется, что это та самая памятная доска... Видите, у второй части слева не хватает части текста сверху. Была бы она новая, все было бы в порядке. В списке есть члены семьи Циммерман, о которой я писала выше.

В период с 1950 по 1956 год многие люди покинули деревню. В 1956 только три еврейские семьи жили в деревне. В 1972 году была одна еврейская семья, последние евреи в Маде умерли в 1994 году.

Хотя синагога с 1953 года входила в список исторических памятников, но попытки сохранить и восстановить часто приносили ей больше вреда, чем пользы.
В 1978 году были проведены строительные работы для сохранения здания, но к началу нашего тысячелетия состояние здания сильно ухудшилось.
В 2004 году в синагоге был проведен серьезный ремонт с помощью организации "Европа Ностра", были восстановлены и отреставрированы настенные рисунки и оформление, а также мебель. Восстановление синагоги получило Приз за культурное наследие от Федерации европейского наследия. В настоящее время синагога является музеем и немым свидетельством разнообразной еврейской жизни, которая была в этой деревне в прошлом.
Я бы сказала, что это памятник той процветающей еврейской общине, которая была уничтожена в Катастрофе.

Восстановленная синагога также получили новые возможности: концертный зал, конференц-центр, лекционный зал. Во все это может превращаться основной зал синагоги.

Barnabás Fehér житель Мада, католик, является хранителем ключей от синагоги.
Он вырос в Маде, его отец работал у еврейского торговца вином, Barnabás играл с детьми купца, и детьми других еврейских бизнесменов. Во время войны, большинство его друзей были увезены и очень немногие вернулись. Те, кто выжил, в конце концов, эмигрировали в Америку или Израиль.
Ему 78 лет и он живет на скромную пенсию и зарплату смотрителя синагоги.



Если вы захотите посетить эту синагогу-музей, то можете позвонить или обратиться к Barnabás Fehér по адресу, указанному в объявлении на двери синагоги. На плане нарисовано, где находится его дом. И он придет и откроет вам синагогу. Стоимость посещения 300 форинтов. К сожалению, Barnabás Fehér толком не говорит ни на каком языке, кроме венгерского, а из других знает только отдельные слова. Но он находит со всеми общий язык.
Мы не договаривались заранее, но спросили у кого-то из местных и те ему позвонили.

Здание иешивы.


By Picture from Hungarian Wikipedia, CC BY-SA 2.5-2.0-1.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=1965524

Эту небольшую общину возглавляли известные раввины и в деревне была основана иешива в середине 18 века, в нее приезжали учиться юноши со всей Венгрии. За время существования иешивы в ней было написано 25 книг на иврите.
В годы своего расцвета, в начале 20 века, в иешиве училось 100 еврейских юношей из разных стран. И она до сих пор известна, так много знаменитых раввинов училось в ее стенах.

Здание иешивы находится напротив синагоги. Оба здания построены как было принято у евреев в галуте до эпохи еврейской эмансипации, чтобы не выделятся среди окружающих зданий ни формой,ни размерами.

После войны здание использовалось для жилья. Говорят, что в будущем здесь будет музей еврейского наследия и оба здания будут составлять "еврейский двор".

Небольшое видео (без текста), показывающее синагогу, иешиву и еврейское кладбище, которое я, к сожалению, не посетила.

image Click to view



Евреи и городок Токай.



В Токае мы жили пару дней. В один из дней, гуляя по центральной улице, издали увидели огромное здание. Его было видно с любой улицы - оно сильно отличалось от окружавших его домов. Я подумала, что это вокзал. В конце 19- начале 20 века на многих небольших железно-дорожных станциях здания вокзала были самыми приметными зданиями в городе... И мы решили подойти и выяснить, что же это такое. Оказалось - синагога...

Считается, что сейчас в Токае живет 2-3 еврея. Разве можно это сравнить с тысячей перед Катастрофой? Это была преуспевающая еврейская община, которая основала в 1889 году новую роскошную синагогу. В 1944 году нацисты превратили синагогу и несколько домов около нее в Токайское гетто. В мае 1944 токайские евреи вместе с евреями соседних городов были отправлены в Освенцим. Из тысячи евреев Токая, одной пятой жителей, выжило только сто человек.



Монументальное здание было тщательно отреставрировано, но не вернулось к функции синагоги, так как нет тех, кто бы там молился. В настоящее время здание принадлежит городу и там проводятся культурные мероприятия.

Я внутри синагоги не была, но можно посмотреть на видео, как выглядит синагога в Токае внутри. Текст на английском, особого значения не имеет. Хорошо видна пустая ниша, в которой находился синагогальный ковчег.

image Click to view



С этой синагогой приключилась удивительная история. 1996 евреи, жившие в Будапеште сообщили основателям "Музея наследия евреев, говорящих по-венгерски (Цфат)", Хаве и Йосефу Лустигам, что эта сиагога прошла капитальный ремонт и в ее дворе лежат куски, которые похожи на части синагогального ковчега. Лустинги приехали в Токай. Нашлись два единственных еврея, жителя Токая, которые вместе с ними пришли во двор синагоги и рассказали, что эти обломки синагогального ковчега лежат на улице уже очень много лет незащищенными. Синагогальный ковчег и мебель, которая была в синагоге, были выброшены во двор, когда здание было превращено в склад мебели.



Так куски ковчега выглядели в 1996г.

Супруги до сих пор не могут забыть свое удивление, как это местные жители не прихватили куски ковчега в качестве дров.

С помощью мэра города и посольства Израиля после бюрократической процедуры в течении 4х лет обломки ковчега были отправлены в Израиль.


По дороге в Цфат.



В таком виде ковчег прибыл в Цфат. Хава и Йосеф Лустиг с частями прибывшего ковчега.



Части ковчега с номерами перед реставрацией.



Реставрацие занимался Ш.Гордон, который провел исследование оформления синагог Токая и окрестностей, чтобы воссоздать этот синагогальный ковчег. Работы по реставрации продолжались полтора года.

Теперь этот синагогальный ковчег из синагоги Токая выставлен в "Музее наследия евреев, говорящих по-венгерски" в Цфате.
Не могу показать общий вид ковчега - не могла сфотографировать. В музее нельзя фотографировать. Впервые в жизни фотографировала без разрешения...

Так выглядит отреставрированный ковчег - принт скрин из видео-рассказа о музее.




Около здания бывшей синагоги мемориальные доски с именами евреев, погибших в Катастрофе. Я пыталась сфотографировать все.



יהי זכרם ברוך

Еще один город на еврейской карте Венгрии, Эгер

3 синагоги было в Эгере и немало евреев, после того как местный архиепископ разрешил им жить внутри городских стен в конце 19 века.



Это здание мы случайно обнаружили во время поздней вечерней прогулки по Эгеру. Оно называется Zsinagoga Galeria. То есть художественная галерея, которая находится в здании, где когда-то была синагога.
Синагога была построена с 1889 по 1902г.г.
Мне сразу вспомнилась выставка фотографий в Хайфе "Камни, бывшие в употреблении". Фотографии зданий синагог в разных странах, которые сейчас используются не по назначению. Фотографии сделала Бернадетт Альперн, как раз из Венгрии. Может это не случайно?

Еврейская община благополучно существовала до захвата Венгрии Германией в 1944г. Евреев собрали в этой синагоге и оттуда они были отправлены в Освенцим вместе с 600000 евреями Венгрии.


Красивая памятная доска на стене здания в память о собранных здесь евреях и стихотворение, написанное поэтом-евреем.

До сих пор период Катастрофы является открытой раной для всех евреев и особенно для евреев Венгрии. Обмен страшными обвинениями проходит между историками, есть те кто обвиняет мировое еврейство и союзников, что недосточно сделали, чтобы спасти евреев Венгрии, другие историки обвиняют вождей венгерского ортодоксального еврейства, которые всю свою жизнь боролись против алии в Эрец-Исраэль и требовали от своих хасидов не бежать, а в результате сами бежали. Я знала Спасшихся в Катастрофе, обвинявших в массовой гибели евреев Рудольфа Кастнера, который сумел спасти 1700 евреев, но остальных-то не спас...

Кто прав и виноват мы уже никогда не узнаем. А у меня, глядя на все эти еврейские места Венгрии, ухоженные и открытые для посещения, было какое-то двойственное ощущение. С одной стороны хорошо, что такая забота о еврейском наследии, музей в Маде, восстановленные здания, не снесли, не перестроили и даже подписали, что это были синагоги... А с другой стороны меня не покидает мысль о том, что для многих мест до сих пор "хороший еврей - это мертвый еврей".

Сайт о еврейском наследии Венгрии http://footstepsofwonderrabbis.com/en

Инфа:
https://theworldinbetween.com/2014/07/19/reminders-of-jewish-life-in-mad-hungary/
http://www.eleven.co.il/article/10884
http://tastehungary.com/the-lost-world-of-the-jewish-wine-trade-in-hungary/
http://www.yivoencyclopedia.org/article.aspx/Ber_of_Bolechow
https://www.wmf.org/project/m%C3%A1d-synagogue
http://www.bhol.co.il/63938/%D7%9C%D7%94%D7%97%D7%96%D7%99%D7%A8-%D7%A2%D7%98%D7%A8%D7%94-%D7%9C%D7%99%D7%95%D7%A9%D7%A0%D7%94-%D7%A9%D7%A0%D7%94-%D7%9C%D7%98%D7%91%D7%97-%D7%99%D7%94%D7%93%D7%95%D7%AA-%D7%94%D7%95%D7%A0%D7%92%D7%A8%D7%99%D7%94.html
http://www.muemlekem.hu/muemlek?id=2883
http://fuszereslelek.nlcafe.hu/2011/07/25/a_madi_zsinagoga/
http://regi.sofar.hu/hu/node/34065
http://www.global-report.com/eviathar/a343883-%D7%9E%D7%A1%D7%A2-%D7%91%D7%A2%D7%A7%D7%91%D7%95%D7%AA-%D7%99%D7%94%D7%95%D7%93%D7%99%D7%9D-%D7%91%D7%94%D7%95%D7%A0%D7%92%D7%A8%D7%99%D7%94
http://www.eger.hu/hu/turizmus/muzeumok-kiallitohelyek/c/zsinagoga-galeria
http://artportal.hu/lexikon/intezmenyek/zsinagoga-galeria---eger
http://egerlatnivalok.hu/latnivalok-szolgaltatok/egri-zsinagoga-galeria/

This entry was originally posted at http://dona-anna.dreamwidth.org/

Венгрия, синагога, еврейское

Previous post Next post
Up