Надеждино, Большекулачье, Красная Поляна...

Oct 09, 2018 20:02

Растревожила душу вчерашним разговором вокруг книг Яхиной. И вспомнилась летняя поездка на родину близких. Первый раз решилась на этот шаг, ведь в тех краях давно никого из них нет. Но почему-то тянуло. И вот всего 20 километров от города, а такая открытая вода. И монастырь на берегу ( Read more... )

Leave a comment

Comments 18

livejournal October 9 2018, 16:30:20 UTC
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal сибирского региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

Reply


asja_nikova October 9 2018, 18:50:10 UTC
Красивые места...
Моя бабушка по маме родом из древнего города Юрьевца. Я никогда там не бывала, пока мы с мужем не поехали в путешествие по Поволжью. Странно было полжизни чувствовать смутную тоску по месту, где никогда не бывал, и кровников твоих там уже нет, а ты тоскуешь. Вспомнила об этом потому, что городок умирает, и от этого так больно.

Reply

donna_benta October 10 2018, 01:02:13 UTC
Да, каким-то чудом привязанность к родным местам близких, к их воспоминаниям нам передается. Но внутри остается опасение - можно ли прикоснуться, войти в них, не разрушив. И жаль, что эти места умирают.
А здесь растут молчаливые, закрытые загородные дома, а живого села нет и следа, ни одно улочки бывшего Большекулачья. И почему-то в мертвом месте монастырь.
Но зато природа дала чувство умиротворения и ощущение, что нужно было в нее окунуться, почувствовать связь через нее.

Reply

enery October 10 2018, 02:13:07 UTC
С монастырем как раз понятно по нынешним временам - они не хотят терять свою территорию, тут уже дело не в жителях, а в собственности и красивых местах. Это веке в 17м может ещё вокруг монастыря село могло возродиться за счёт работы, сейчас уже нет.

Reply

donna_benta October 10 2018, 02:16:05 UTC
Да, понятно, но грустно. Природа окружает монастырь естественной красотой, а люди своей душой - нет.
Хотя немногочисленным монахам нужно уединение.

Reply


buka_barabuka October 10 2018, 07:42:31 UTC
А в селе с интересным названием "Большекулачье" староверы не проживали?

Как же не хватает в этом пространстве пасущихся лошадок((

Reply

donna_benta October 10 2018, 08:12:33 UTC
)))
Изначально это село Кулачинское, и оно старое для наших мест: первая деревянная церковь построена в 1751 году. Бабушкина ветвь рода из "корневых" сибиряков, но, кажется, все же православных, не староверов.
А вот дедушкина семья - переселенцы начала ХХ века, то ли из нижегородских краев, то ли из-под Пензы.
И почему вы связали название со староверами?
С кулаками, правда, мой папа по детской памяти связывал, крепкие были хозяева.
И посмотрите, история смывает и красный, большевистский след (в названии Красной Поляны, хотя она могла быть просто красивой), и след кулаков и их раскулачивания. А вот Надеждино стоит.
И тяжелый момент. На месте разрушенного в 1936 году храма в Большекулачье много лет находилась одна из колоний ГУЛАГа. Теперь ее следы отмаливаются. И много репрессированных священников в храме поминают.

Reply

buka_barabuka October 10 2018, 20:26:29 UTC
Моя логика была такой: в Сибирь немало староверов бежало, деревни староверческие до сих пор сохранились в некоторых обособленных районах, их поселения всегда отличало крепкое хозяйство и кулаков, по коммунистическим меркам, среди них было достаточно (купцов-миллионеров тоже), а тут целое село Кулачье и не просто Кулачье, а Большекулачье!!!

Слово "Красный" в нашей топонимике очень популярно, сотни населённых мест по всей стране прямо ссылаются в своём названии на красоту: Красный Яр, Красная Ляга, Краснодар, Красногорск, Красная площадь (по цвету ей бы полагалось быть Белой площадью, ведь стены Красного Кремля постоянно белили), а сколько Красных станиц и Красных полян, наверное, в каждой области найдётся. И в русских выражениях всё лучшее идёт в связке с красным: красна девица, красно молодец, красная изба, красный угол, красный зверь, красно солнышко, краснобай...

Колония была совсем рядом с деревнями?

Reply

donna_benta October 11 2018, 02:17:47 UTC
Насколько понимаю, в самой деревне. Как и в нашем городе их до сих пор немало. Но надо проверить, нашла упоминания только в Википедии.
А красных (красивых) мест вокруг много. Рядом Красноярка, большая и любимая всеми зона отдыха.
Но почему-то Красную Поляну соединяла с пылом новых поселенцев, которые стремились отделиться от старожилов. И с концом нэпа. Так что скорее советское название.
И ведь благодаря вам впервые углубляюсь в историю тех сел. Кулачинское основано еще в 1718 году, сразу вслед за городом. И одним из его основателей, оказывается, был предок бабушки.
Для староверского села эти места все же не очень уединенные, рядом тракт.
И название было получено по названию озера - Кулач (Кур-Кулач). А приставку Больше- получило потому, что рядом располагалось еще Малокулачье.

Reply


sibrp October 22 2018, 06:37:41 UTC
Поначалу кажется, что на первом снимке ничего не происходит, но это впечатление обманчивое. Остановленный Вами эпизод чисто фотографически хорош сочетанием диагональных и горизонтальных линий, образованных самой матушкой-природой, неожиданным "водным углом", вдруг врезающимся в травяной косогор на фоне людских жилищ вдали. А ещё Ваш снимок прекрасен бескрайним небом над родным пейзажем, с кромкой леса где-то там, спокойной такой атмосферой русского покоя. Настоящий подарок, за который (в сочетании с другими снимками и добрым рассказом) большая Вам благодарность.

Reply

donna_benta October 22 2018, 13:21:38 UTC
Спасибо Вам! Вы очень точно выразили словами то, что в тот момент ощущалось лишь интуитивно как естественная красота ракурса и вида. Неожиданно и приятно прочитать Ваши строки.

Reply

sibrp October 23 2018, 03:02:12 UTC
По-моему, в момент съёмки Вам "помогла" культурная интуиция.
У Вас цепкий взгляд. Умеете увидеть и другим показать.

Reply

donna_benta October 23 2018, 14:59:18 UTC
Да, наверно, мы так или иначе что-то добавляем от себя к "взгляду" объектива (накопленный культурный опыт? опыт видения?), даже если не ставим такой задачи.

Reply


Leave a comment

Up