страницы ссылок по темам dor-zhur: 1
ДФА, 2
ДЖ, 3
Продолжение начало поста о рязанском кремле в
ч.6.
Интерьеры Певческого корпуса тоже интересны. Надо же, какие тут росписи! :
.
Двойная винтовая лестница, сбоку напоминающая собой спираль ДНК:
Помню, как лет 20 назад рязанский кремль вообще не представлялся мне чем-то интересным. Мол, что это за кремль без стен? Да, собственно, и накануне посещения рязанского кремля я ожидал увидеть несколько интересных, но разрозненных построек. Однако же, оказавшись в рязанском кремле, обнаружил себя посреди красивого архитектурного ансамбля:
Слева - церковь Богоявления (сер. XVII в.).
Небольшой Архангельский собор (XV-XVII вв.) на фоне Успенского собора:
Одноэтажное продолжение Консисторского корпуса - т. е. бывшая кузница (XVII в.) несёт на себе явные следы просадки:
С другой стороны здания находится вход в кафе. Интерьер напоминает Певческий корпус - похожие росписи стен, массивные старинные своды, толстые кирпичные стены, соответствующие всему этому столы. Но что до кухни, она, на мой взгляд, недостаточно соответствует местоположению; тут есть над чем поработать.
Здание Спасо-Преображенского собора (к.XVII в. - 1702), позади него сооружение XVII-XIX вв., именуемое как «гостиница знати»:
А этот корпус - именуется как «гостиница черни» (к.XVII в.):
Может показаться, что изгибы линий - дефект совмещения кадров, но нет: так оно и есть:
Здание следует меняющимся направлениям не сохранившейся стены рязанского кремля - оттого выглядит, как будто бы нарушающим закономерность линий проекции. Первоначально было амбарами, затем - гостиницей.
Поблизости расположена двухшатровая церковь Св. Духа (1642 г.) с двумя апсидами - редкий вариант православного храма:
Слева от здания церкви - здание причта (1910):
Изображение этой церкви, оставшееся от календаря, когда-то долгое время висело у меня на стене с надписью «Рязань 1990». Тот ракурс, очевидно, был с верхних этажей «дворца Олега», на заднем плане была ранняя весна, деревья, поля вдалеке. И даже не догадывался я, что эта церковь стоит в самом что ни на есть историческом центре Рязани.
Свято-Духовская церковь стоит в самой древней части кремля, в той, где был основан город Переяславль, и где он был сосредоточен в XI в.
А в XV - XVIII вв. церковь стояла посреди Свято-Духовского монастыря (в XVIII веке упразднённого).
Вид на реку Трубеж с Трубежной набережной:
Вдалеке - храм Спаса-на-Яру, справа - остров между рукавами Трубежа (за кадром - застроенный частными домами), а за островом (также за кадром) - по сути, загородные ландшафты.
В рязанском кремле есть интереснейший музей. Его экспозиции расположены в 5-ти корпусах. Мы посетили три.
Некоторые фотографии из музея я уже приводил в постах «Орёл-Плавск-Рязань», «Старая Рязань», «Жили-были два татарина» и в этом тоже. Но, конечно же, есть много интереснейшего и ещё.
Вот, например, древнерусские серебряные гривны XIII - XIV веков:
При торговле такие бруски нередко разрубались на меньшие куски - оттого по наиболее распространённой версии произошло слово «рубль».
Слово же «деньги» в русском языке произошло от тюркского «денга». Пара ордынских монет XIV в. из числа экспонируемых:
Ордынские монеты массово ходили на территории Рязанского княжества с 1360-х гг. В середине 1380-х гг. при Олеге Рязанском началось надчеканивание ордынских монет буквами русского алфавита. При нём же в 1390-х гг. вместо надчеканки стало применяться клеймение тамгой в виде то ли куньей морды, то ли бараньей головы. Вот, похоже, как раз такая монета:
В то же время рязанцы начали чеканить и свою монету, но чеканили её в виде подражания ордынским дирхемам. И только при приемнике Олега Ивановича - при Фёдоре Ольговиче - в рязанском княжестве началась чеканка своих монет, напоминавших о монетах-предшественницах лишь тамгой:
Помимо ордынских и рязанских в музее представлены также монеты XIV - XV вв. Московского княжества... :
...Новгородской республики... :
...Псковской республики :
Ножницы примерно так времён Олега Рязанского (XIV-XV вв.):
Чаши XIV в.:
И ещё экземпляры древней посуды:
.
«Посох Пересвета»:
В XIX - XX вв. этот посох считался ни чем иным, как посохом Александра Пересвета. Увы, радиоуглеродный анализ показал, что дерево, из которого он изготовлен, выросло не ранее 1663 года, и что, скорее всего, посох изготовлен в 1735-1805 гг. Тем не менее, посох остаётся ценным музейным экспонатом.
И ещё чаша:
Затейливая утварь XVII века:
Модные кожаные сапожки XVII-го века:
Лишённый функции «backspace» авторский инструментарий образца XVII века:
Оригинального облика рукомой XVII века:
Вилки XVII-XVIII вв.:
Реконструкция облика рязанского двора:
Роспись керамической печной плитки, так понимаю, примерно того же времени:
А вот эта печка, тоже, конечно, не из простой крестьянской избы:
Резной ларец начала XVIII в. из дерева, кости и металлических деталей:
Глазурированные печные изразцы:
А вот зооморфные фигурки старинной скопúнской керамики, экспонируемые в музее, мне вовсе не понравились - на мой взгляд, это какое-то дурновкусие. Одновременно, в них как-будто бы есть что-то языческое. Их фотографировать не стал. Ну, и хорошо, что современная скопинская керамика на те упомянутые музейные экспонаты по большей части не похожа.
«Африканки» :)) :
Русские женские костюмы Касимовского уезда:
Эрзянские женские костюмы Рязанской области:
Ну, берестяные туеса меня не удивили, а вот о берёзовых сумах я не подозревал. Изделия из бересты и кухонная утварь:
А вот это - почти современный экспонат (теодолит XX века):
.
Источники информации по теме поста см. в
ч.6. продолжение следует... страницы ссылок по темам dor-zhur: 1
ДФА, 2
ДЖ, 3
Продолжение