Рязанщина2017. ч.7: Рязанский кремль (продолжение).

Mar 18, 2017 01:26


страницы ссылок по темам dor-zhur: 1 ДФА, 2 ДЖ, 3 Продолжение

начало поста о рязанском кремле в ч.6
.

Интерьеры Певческого корпуса тоже интересны. Надо же, какие тут росписи! :



.





Двойная винтовая лестница, сбоку напоминающая собой спираль ДНК:



Помню, как лет 20 назад рязанский кремль вообще не представлялся мне чем-то интересным. Мол, что это за кремль без стен? Да, собственно, и накануне посещения рязанского кремля я ожидал увидеть несколько интересных, но разрозненных построек. Однако же, оказавшись в рязанском кремле, обнаружил себя посреди красивого архитектурного ансамбля:



Слева - церковь Богоявления (сер. XVII в.).

Небольшой Архангельский собор (XV-XVII вв.) на фоне Успенского собора:



Одноэтажное продолжение Консисторского корпуса - т. е. бывшая кузница (XVII в.) несёт на себе явные следы просадки:



С другой стороны здания находится вход в кафе. Интерьер напоминает Певческий корпус - похожие росписи стен, массивные старинные своды, толстые кирпичные стены, соответствующие всему этому столы. Но что до кухни, она, на мой взгляд, недостаточно соответствует местоположению; тут есть над чем поработать.

Здание Спасо-Преображенского собора (к.XVII в. - 1702), позади него сооружение XVII-XIX вв., именуемое как «гостиница знати»:



А этот корпус - именуется как «гостиница черни» (к.XVII в.):



Может показаться, что изгибы линий - дефект совмещения кадров, но нет: так оно и есть:



Здание следует меняющимся направлениям не сохранившейся стены рязанского кремля - оттого выглядит, как будто бы нарушающим закономерность линий проекции. Первоначально было амбарами, затем - гостиницей.

Поблизости расположена двухшатровая церковь Св. Духа (1642 г.) с двумя апсидами - редкий вариант православного храма:



Слева от здания церкви - здание причта (1910):



Изображение этой церкви, оставшееся от календаря, когда-то долгое время висело у меня на стене с надписью «Рязань 1990». Тот ракурс, очевидно, был с верхних этажей «дворца Олега», на заднем плане была ранняя весна, деревья, поля вдалеке. И даже не догадывался я, что эта церковь стоит в самом что ни на есть историческом центре Рязани.

Свято-Духовская церковь стоит в самой древней части кремля, в той, где был основан город Переяславль, и где он был сосредоточен в XI в.

А в XV - XVIII вв. церковь стояла посреди Свято-Духовского монастыря (в XVIII веке упразднённого).

Вид на реку Трубеж с Трубежной набережной:



Вдалеке - храм Спаса-на-Яру, справа - остров между рукавами Трубежа (за кадром - застроенный частными домами), а за островом (также за кадром) - по сути, загородные ландшафты.

В рязанском кремле есть интереснейший музей. Его экспозиции расположены в 5-ти корпусах. Мы посетили три.

Некоторые фотографии из музея я уже приводил в постах «Орёл-Плавск-Рязань», «Старая Рязань», «Жили-были два татарина» и в этом тоже. Но, конечно же, есть много интереснейшего и ещё.

Вот, например, древнерусские серебряные гривны XIII - XIV веков:



При торговле такие бруски нередко разрубались на меньшие куски - оттого по наиболее распространённой версии произошло слово «рубль».

Слово же «деньги» в русском языке произошло от тюркского «денга». Пара ордынских монет XIV в. из числа экспонируемых:



Ордынские монеты массово ходили на территории Рязанского княжества с 1360-х гг. В середине 1380-х гг. при Олеге Рязанском началось надчеканивание ордынских монет буквами русского алфавита. При нём же в 1390-х гг. вместо надчеканки стало применяться клеймение тамгой в виде то ли куньей морды, то ли бараньей головы. Вот, похоже, как раз такая монета:



В то же время рязанцы начали чеканить и свою монету, но чеканили её в виде подражания ордынским дирхемам. И только при приемнике Олега Ивановича - при Фёдоре Ольговиче - в рязанском княжестве началась чеканка своих монет, напоминавших о монетах-предшественницах лишь тамгой:



Помимо ордынских и рязанских в музее представлены также монеты XIV - XV вв. Московского княжества... :



...Новгородской республики... :



...Псковской республики :



Ножницы примерно так времён Олега Рязанского (XIV-XV вв.):



Чаши XIV в.:



И ещё экземпляры древней посуды:



.


«Посох Пересвета»:



В XIX - XX вв. этот посох считался ни чем иным, как посохом Александра Пересвета. Увы, радиоуглеродный анализ показал, что дерево, из которого он изготовлен, выросло не ранее 1663 года, и что, скорее всего, посох изготовлен в 1735-1805 гг. Тем не менее, посох остаётся ценным музейным экспонатом.

И ещё чаша:



Затейливая утварь XVII века:



Модные кожаные сапожки XVII-го века:



Лишённый функции «backspace» авторский инструментарий образца XVII века:



Оригинального облика рукомой XVII века:



Вилки XVII-XVIII вв.:



Реконструкция облика рязанского двора:



Роспись керамической печной плитки, так понимаю, примерно того же времени:



А вот эта печка, тоже, конечно, не из простой крестьянской избы:



Резной ларец начала XVIII в. из дерева, кости и металлических деталей:



Глазурированные печные изразцы:



А вот зооморфные фигурки старинной скопúнской керамики, экспонируемые в музее, мне вовсе не понравились - на мой взгляд, это какое-то дурновкусие. Одновременно, в них как-будто бы есть что-то языческое. Их фотографировать не стал. Ну, и хорошо, что современная скопинская керамика на те упомянутые музейные экспонаты по большей части не похожа.

«Африканки» :)) :



Русские женские костюмы Касимовского уезда:



Эрзянские женские костюмы Рязанской области:



Ну, берестяные туеса меня не удивили, а вот о берёзовых сумах я не подозревал. Изделия из бересты и кухонная утварь:



А вот это - почти современный экспонат (теодолит XX века):



.

Источники информации по теме поста см. в ч.6.

продолжение следует...

страницы ссылок по темам dor-zhur: 1 ДФА, 2 ДЖ, 3 Продолжение

7.62.Рязанская область

Previous post Next post
Up