Пушкин этого не видел. ч.1: к северу от Болхова. (велопвд)

Oct 12, 2017 22:29

страницы ссылок по темам dor-zhur: 1 ДФА, 2 ДЖ, 3 Продолжение

Что-то я в последнее время езжу на велосипеде не то что мало, а ещё и исключительно какими-то детскими по протяжённости поездками. А не тряхнуть ли стариной и прокатиться, как ездил раньше?

Но просто так тряхнуть стариной не интересно. Лень. Для большой поездки нужна какая-то цель, какой-то мотиватор, другими словами. Может, ещё раз попытаться одними сутками метнуться в Калугу? Но если это не получилось в 22 года, то с чего это вдруг получится в 40? Может всё-таки что-нибудь менее наполеоновское? Не так резко и вдруг. Скажем не четыреста, а только двести или хотя бы полтораста километров? Да, пожалуй. Но только всё равно нужна какая-то цель поездки.

А вот не проехать ли мне тем маршрутом, которым А.С. Пушкин в Орёл прикатил?
.


Тот маршрут хорошо известен пушкинистам и краеведам [2, 36]: от Москвы - через Калугу, Козельск, Белёв, Болхов, Большую Чернь, Знаменское (на Снытке), Каменку.

Разумеется, весь путь А.С. Пушкина из Петербурга в Эрзурум проделывать не стану. Это долго, а я рассматриваю всего лишь велопоездку в один день. Стало быть, доберусь до того места, где Пушкин въехал в Орловскую губернию и вот оттуда проследую в Орёл его маршрутом.

Заодно буду обращать внимание на то, чего он видеть во время своего путешествия не мог.

.

22 июля 2017 г. Около 6-ти утра выезжаю. Погоду на день обещают дождливую, но пока - переменная облачность. Иногда даже светит Солнце. На западе небо хмурится. Воздух влажный, что для меня по ходу поездки очень даже хорошо. В Болховском районе влажность воздуха преобразуется в чуть ощутимую морось, которая совсем по чуть-чуть усиливается.

Пока я фотографирую мало, приберегая заряд аккумулятора на участок маршрута, до которого труднее добраться. Болховской трассой ещё буду возвращаться и, возможно, у меня за день будет возможность здесь же пофотографировать.

Кадры, отснятые по ходу «заброски» к месту «встречи» с Пушкиным пока не выкладываю. Потому как А.С. Пушкин ехал с севера на юг. Поэтому с моей стороны логично будет отснятые за день кадры расположить географически - сообразно нитке его марщрута.
.

.
    Приведу, пожалуй, сначала вот этот кадр, отснятый по пути к Болхову. В деревеньке под названием Трубчева:



Что из того, что запечатлено в кадре, мог видеть Пушкин? Крыш из рифлёного шифера в 1829 году ещё не существовало. Синяя краска наличников крестьянской избы? Вряд ли. Сам дом? Не исключено, конечно, что какие-то деревянные домики, построенные в начале XIX века, выдержали и два века времени, и потрясения двух веков. Да только как их уверенно определить? Вряд ли вот этот дом был построен во времена Пушкина. Даже - более того: судя по ПГМ и по карте Шуберта, не только этого дома ещё не было, но и деревни Трубчева тоже. На ПГМ 1780-х гг. на этом самом месте вообще ещё никакого жилья не было. А на карте Шуберта 1860-х гг. чуть-чуть южнее обозначены только постоялые дворы Фурманы. Не там, где стоит этот дом. Телеграфный столб? Жёлтая табличка, маркирующая ветку газопровода? Кабельный сторожок? Не было ничего этого. Но уж бурьян то перед домом? Нет, и его Пушкин таким не видел: он путешествовал в мае (считая по новому стилю), а я еду в июле. Это всё-таки несколько другие аспекты растительного покрова. Да и вообще ничего из того, что есть в кадре, Пушкин не видел. Вообще ничего. Потому что по этому участку трассы - между Болховом и Новым Синецом - он не проезжал.
.


Сейчас я сразу же повторно обращу внимание на время года - чтобы каждый раз более на этом не останавливаться. Пушкин, направляясь в Эрзурум, проезжал через Орловскую губернию в конце апреля - начале мая по старому стилю. Соответственно, в середине мая по новому стилю. Когда вокруг - свежая зелень, разнообразие цветущих растений и когда погода бывает (в среднем по годам) более засушливой, чем летом. А на пути из Эрзурума Пушкин проезжал по восточному краю Орловской губернии (через Елец) в сентябре. Когда ландшафты опять же имеют несколько иные цветовые палитры и когда, вообще всё воспринимается несколько по-другому. Я же совершаю велопутешествие в середине июля - это и не май, и не сентябрь. Конечно, сезонные отличия между тем, что видел Пушкин, и тем, что вижу я на его маршруте, имеются. Но более не стану всякий раз акцентировать на них внимание.

Вот ещё один кадр с того участка болховской автодороги, по которому Пушкин не проезжал - вид на Черногрязку:



Моросит по чуть-чуть.

На подъезде к Болхову морось сменяется самым настоящим дождём. Я задерживаюсь под навесом автобусной остановки. Натягиваю мембранные штаны и куртку, делаю перекус. Чуть позже располагаю между носками и кроссовками по целлофановому пакету. Это, конечно, не так стильно, как мембранная одежда, но всё ж лучше, чем совсем ничего. Продолжаю поездку.

Памятник на въезде в Болхов:



До сих пор мне случалось видеть Болхов в вёдро - и в жару, и в осеннюю прохладу. И ещё в морозную снежную зиму, когда болховские домики под шапками снега ностальгически-празднично выглядели наподобие ёлочных игрушек. Но… на сей раз - это не вёдро, а скорее ведро на голову. Только не всё сразу.

Такого Болхова я ещё не видел! :



Хотя до сих пор я проезжал через Болхов неоднократно, но всякий раз почему-то совсем не фотографировал его. До сих пор у меня был всего один кадр с видом на Болхов издалека. И несколько кадров с прогулки по городу за 2009 г. На сей раз восполнил пробел. Но я ещё буду проезжать через Болхов по маршруту Пушкина, тогда то и выложу болховские фотографии.

А пока еду далее - «встречать» Пушкина.

Севернее Болхова дорога идёт уже не пологим водоразделом, но вздыбленными крутыми холмами. Воспользовавшись дождливой погодой, в некоторых местах на возвышениях между Болховом и Зубарями через дорогу массово перемещаются лягушки - размером в полсантиметра каждая.
.

.
    За д. Зубари дождь стихает. Я нахожусь на возвышении. Буквально в облаках. Они идут с восточной стороны так низко, что некоторые маленькие облачка задевают верхушки деревьев ближайшего перелеска. Так красиво! Так необыкновенно!

Пушкин приехал в Орловскую губернию откуда-то оттуда:



Из сказочного мира окутанных облаками холмов и едва различимых перелесков.


(этот пейзаж лишь едва-едва передан фотографией).

.

Если бы я задался целью начать повествование от точки пересечения маршрута Пушкина с административной границей современной Орловской области, то мог бы воспользоваться вот этим кадром 2004-го года (вид на юг, в сторону Болхова и Орла):



Во времена Пушкина административная граница между губерниями проходила точно также, как и сейчас. Но на основе более ранней ПГМ (1780-е гг.) я по ходу поездки наивно полагаю, что граница губернии проходила ближе.

Вот здесь; конкретно - где дорога делает перегиб, уходя из поля зрения:



Добро пожаловать, Александр Сергеевич в Орловскую губернию!

В вышеприведённом кадре - вид на север. Где-то внизу под горкой - посёлок Щербовский. Современная граница Орловской области проходит по другой стороне долины речки Машок. Тульская область в кадре видна. До неё ещё километров пять. Но я полагаю, что мне нет смысла ехать далее, и разворачиваюсь. От этого места проследую к Орлу маршрутом А.С. Пушкина.

Конечно же, Пушкин по пути к Орлу смотрел преимущественно по сторонам его кареты и вперёд. Вперёд - это в южном направлении на меридиональных участках пути. Или же - в восточном направлении - на широтном участке его пути. Но, наверное, иногда он всё же оборачивался посмотреть назад. Наверное, иногда останавливал карету, чтобы размяться, и тогда видел всю панораму пейзажа.

Поэтому ниже я приведу не только те кадры, которые направлены по ходу движения, но и кадры с видами в противоположную сторону. Попутно буду обозначать: «вид вперёд на юг/восток» или «вид назад на север/на запад». А если кадр окажется строго в сторону, то буду просто обозначать направление: «север», «восток» и т.п.

Итак, далеко не отъезжая от места былой границы Орловской губернии (здесь она проходила в 1780-х гг.). Вид «назад на север»:



И вид «вперёд на юг»:



Лес справа во времена Пушкина уже был: он показан и на ПГМ Болховского уезда и на карте Шуберта - впрочем, и там, и там неотчётливо. Придорожные лесополосы, пусть и не в современном виде, но уже были. На карте Шуберта таковая обозначена с западной стороны от дороги. Асфальта не было. Не было асфальта. Не было асфальта - это я могу писать почти под каждой следующей фотографией. Асфальтовое покрытие почти всякий раз попадает в кадр, но более я его былое отсутствие упоминать не стану. С этим элементом современного ландшафта, надеюсь, всё понятно. Дорожное полотно… В современном виде дорожного полотна при Пушкине, конечно же, не было. Скорее всего, не было вообще. Дорога из города Белёва в город Болхов обозначена точно также, как и дорога Козельск-Болхов, а та подписана как «большая дорога». Что это значит? По современным меркам - да просто большая разъезженная просёлочная дорога.

Путешествие Пушкина в Эрзурум по времени приходится на интервал между составлением ПГМ уездов и карты Шуберта - почти посередине; ситуация на карте Шуберта чуть ближе по времени к путешествию Пушкина. Сверяться буду и с ПГМ, и с картой Шуберта.

Вид с верхушки подъёма назад - на север:



Более не буду каждый раз упоминать не только про асфальт, но и про разметку, насыпь автомобильной дороги, сторожки коммуникаций, столбы, дорожные знаки - всего этого во времена Пушкина не было. А в кадр они попадают постоянно. Только иногда буду об них упоминать, дабы обратить внимание на что-то конкретное или же просто для того, чтобы напомнить сиё обстоятельство.

Вид с той же точки вперёд - в южном направлении:



Разумеется, следов от резиновых протекторов Пушкин повстречать на своём пути не мог. Резиновая обувка на транспорте появилась позже.

Чуть заметное облачко над полем на фоне деревьев - по центру кадра (вид на восток):



Более заметный гексагон в правой части кадра - блик от попавшей на объектив капли дождя. Фотоаппаратов во времена Пушкина, конечно, тоже ещё не было. Кто умел рисовать и располагал временем - передавали красоту природы пейзажами, рифмой. Кто рисовать не умел, делились с современниками впечатлениями, добытыми при помощи ружья. Николая Сладкова в те времена в детстве, разумеется, ещё никто не читал.

Да и читать то в этих местах тогда мало кто умел. О Болхове XVIII века сказано: “...школ совсем не было в истинном смысле этого слова. ...вся наука ограничивалась умением читать по-церковно-славянски да кое-как писать и обращаться с цифрами... Понимать прочитанное не требовалось. Стремление к «уразумению» не только не поощрялось, но даже осуждалось... Высоко ценилась беглость чтения. Откатал страницы две-три с головокружительною быстротою, устраняющей всякое подозорение в поползновениях к «уразумению», ну, значит, дока и молодец, честь тебе и хвала» [21]. Так обстояло дело во временах до Пушкина. Но и в середине XIX века сельское население, владеющее хоть какой-то грамотой составляло в стране всего лишь что-то около 6%. За вторую половину XIX века грамотность подтянули со столь ничтожного числа процентов округлённо до 30% (в европейской части России) [8]. Между прочим, это обстоятельство почему-то не любят вспоминать те, кто любит вспоминать ликбез в качестве «завоеваний октября». Хотя ведь советская власть для ликвидации безграмотности использовала главным образом педагогические кадры, подготовленные ещё в дореволюционной России. И по сравнению с ликбезом пятикратное увеличение числа грамотного населения за вторую половину XIX в. выглядит не менее впечатляющим. Но всё это позже. А во времена Пушкина крестьянское население окрестных деревень было совсем или почти поголовно неграмотным.

Вид назад - в северном направлении, облака касаются перелесков:



Красивейший пейзаж с долиной речки Рог (вид вперёд на юг):



Слева тоже видны упомянутые ранее облачка, задевающие за кроны деревьев. Вот они более крупным планом:



Дорога спускается в маленькую деревню Зубари (вид назад на север):



Постойте, что это там в отдалении - ель, сосенка? Они, конечно же, посажены человеком. Да в Болховском районе эти виды и в естественном состоянии произрастают, но западнее. Здесь же Пушкин едва ли мог их повстречать.

Уже не единожды я упоминал о старинных кирпичных домиках, довольно характерных для пространства от Белёва до Карандаково. Вот как раз именно такой старинный кирпичный дом в деревне Зубари (вид на запад):



Был ли он построен ко времени путешествия Пушкина - сказать трудно. На ПГМ 1780-х гг. на месте Зубарей ещё ничегошеньки нет. А на карте Шуберта 1860-х гг. отмечен постоялый двор. Правда, отмечен он по другую сторону дороги. Но ведь и дорога с течением времени немного меняла своё положение - плюс-минус несколько десятков метров. Так что в пределах того, что мне известно, я не могу исключать вероятности того, что Пушкин в этом здании останавливался. Впрочем, и утверждать этого никак не могу.

Но вот ель опять же таки в его времена здесь не росла. И столба с подкосом не было. И синей краски на стенах. И шифера в те времена ещё не выпускалось.

Ну, а по другую сторону современной автодороги - домик не столь старинный (вид на восток):



Даже собачка живёт в домике с шиферной крышей. А хозяева - в доме с металлической крышей, выкрашенной акриловой краской. Пушкин этого не видел! Как и стеклопакетов. Да и вообще, большие застеклённые окна - ещё какая роскошь по тем временам!

Зубари, как я уже сказал, деревня маленькая (вид вперёд на юг); дорога подходит к реке Рог:



Пойма речки Рог (вид на восток):



Здесь находится рекреационная зона с прудом и базой отдыха.

Зимний кадр на долину речки Рожок, вид от пруда на восток:



Железобетонный мост над речкой Рожок:



Отбойники?! Бордюры? Светоотражающие элементы?! Пушкин этого не видел! А дорожный указатель - почему написано «р.Рожок»? На картах разных времён - на ПГМ, на карте Шуберта, на топографической карте конца XX в. - отмечена речка Рог. И только на карте ркка - как Рожок. Крутой подъём за речкой Рог или Рожок - не положе греческих, только что менее протяжённый. Фотография его крутизну не передаёт... По этой дороге в сторону Болхова я проезжал на велосипеде до сих пор лишь однажды и уже не в том состоянии, чтобы пожелать на горку взъехать. На этот же раз вполз таки на подъём не спешиваясь, хотя и без особого желания.

Дорога вползает к водоразделу (вид вперёд на юг):



Вид назад на север:



Вид с той же точки вперёд на юг:



Насколько можно заметить по вышеприведённым трём кадрам и нескольким последующим, пейзажи между Зубарями и Болховом сходны с пушкинскими временами в плане полей и перелесков. Но это - дальние планы. А они, по-видимому, были не столь хорошо обозреваемы с дороги. Во всяком случае, на карте Шуберта показаны сплошные лесополосы по обе стороны от дороги. Ныне же лесополосы встречаются не сплошь и только с западной стороны автодороги.

Сама же автодорога проходит подобно тому как шла во времена Пушкина - по водоразделу. В 1780-х гг. она в паре мест явно проходила чуть восточнее, пересекая самые-самые начала двух балок - Смородинского верха и Гатного верха. Но уже к 1860-м годам дорога прошла строго по водоразделам - как сейчас.

Поворот на деревню Репнино (вид назад на север):



Сдаётся мне, что в пушкинские времена дорожные указатели выглядели совсем не так, как сейчас. И были они более полосатыми.

Облачко в кронах деревьев (вид на восток, приблизительно где-то в этих же местах):



Ну да, такого открытого пейзажа Пушкин из своей кареты в этом месте увидеть не мог (вид вперёд на юг):



Как и трубы для пропуска дождевых вод под дорожным полотном.

Вот пейзаж с Ивовым верхом в левой части кадра, который за вычетом столбов и проводов вполне мог бы видеть Пушкин:



Мог бы, но не мог: опять таки пейзаж этот находился в то время за придорожной лесополосой.

Вид с той же точки назад в северном направлении:



На сей раз дорожники не ошиблись. До Белёва отсель где-то так и есть. Столько то Пушкин и проехал к этому месту от Белёва. Но от Калуги до этого места он проехал больше указанного: потому как ехал он не напрямую, а по маршруту Калуга - Козельск - Белёв - Болхов.

Ну а вперёд в южном направлении - деревня Ямские Выселки:



Электрические фонари, грузовички, металлический фургон-прицеп, автобусная остановка, телевизионная антенна. Пушкин этого не видел.
    В1780-х никакой деревни в этом месте ещё не было. К 1860-м гг. уже существовала деревня Ямская. Ну да, по отношению к Ямской слободе Болхова она была вполне себе выселками. А в общем-то ныне она, будучи обособленным населённым пунктом, воспринимается как своего рода продолжение Болхова. Обособляется же она от города очень глубокой и крутой долиной крошечной речки Клечетни.

На Клечетне чуть выше дороги есть живописный Ямской пруд. Но отвлекаться на него на этом участке дороги - крутом с непросматриваемыми поворотами - не стоит.

Сразу же за Клечетнёй крутым извилистым подъёмом начинается Болхов.

продолжение следует...

.

Источники:

2) Бельский А. Орловское путешествие поэта. 2011.   ; 2011.

8) Википедия. Грамотность в России.

11) И всё-таки А.С. Пушкин был в Ливнах.

14) Карта Шуберта: ряд XV лист 14; ряд XVI лист 14 ; ряд XVII лист 14, ряд XVIII лист 14. 1867.

21) Лысенко А.И. Болхов. Колокольное имя твоё». 2009.

27) План генерального межевания Болховского уезда. 1785.

36) Супруненко Ю.П. Земля Орловская. Исторический путеводитель. М., «Вече», 2017. с.129-130.

49) Карты Генштаба РККА. 1940

страницы ссылок по темам dor-zhur: 1 ДФА, 2 ДЖ, 3 Продолжение

9.сельская-старина, 7.57.Болховский_район, 9.велотуризм

Previous post Next post
Up