Пушкин этого не видел. ч.9: в начале большой дороги в Курск. (велопвд)

Nov 23, 2017 22:52

.

Поначалу хотел было начать этот пост под новым заголовком. Но нет. Блок постов о старом курском большаке в значительной степени является продолжением предыдущего. Потому как маршрут августовской моей велопоездки на большем протяжении опять же совпадает с маршрутом Пушкина. Теперь уже я не буду постоянно обращать внимание на то, чего именно не видел А.С. Пушкин на его пути. Многое подобное было перечислено по ходу изложения июльской болховской велопоездки. Акцентировать внимание стану только в некоторых случаях.

Дорога, которой поэт отъезжал от Орла в Елец, не столь чётко установлена. Одно время считалось, что Пушкин добирался через Новосиль. Даже названия городских улиц в XX веке были переиначены сообразно этой версии. Улицу Новосильскую переименовали в улицу Пушкина. А улице Пересыханке дали название Новосильской и включили в её состав улицу, именовавшуюся как Задняя Новосильская или же как 1-я Новосильская.

Однако, В.Емельянов утверждает, что Пушкин выехал из Орла в южном направлении и только в Малоархангельске круто повернул на Елец [2]. Сам же Пушкин на этот счёт никакой конкретики не записал, пометив только: «До Ельца дороги ужасны. Несколько раз коляска моя вязла в грязи, достойной грязи одесской. Мне случалось в сутки проехать не более пятидесяти верст.» [31]. Что можно посчитать за своего рода объяснение в отказе от намерения следовать заранее намеченным маршрутом через Курск и Харьков.

Относительно пребывания Пушкина в Малоархангельске существуют своего рода легенды, записанные полувеком позже [2, 11]. Достоверность их не бесспорна. И дело вовсе не в том, что они записаны спустя полвека после путешествия Пушкина в Эрзурум. То, конечно, могло отразиться на точности воспроизведения событий, их понимании, трактовке. Но и только.

Нет, сомнения относительно событий, связанных с пребыванием Пушкина в Малоархангельске, вызваны другими соображениями. Вот, допустим, проехал он через городок. Вот встретился позже с Гоголем. Вот подсказал ему сюжет для «Ревизора». А как же тогда малоархангельский старожил узнал, что Пушкин подсказал сюжет произведения Гоголю? Разве что, может, от Гоголя?..

Но всё же, малоархангельская версия маршрута Пушкина выглядит убедительнее, чем новосильская. В конце концов, она лучше объясняет даже упомянутый ужас просёлочных дорог в непогоду. Почвы на юго-востоке области имеют более тяжёлый механический состав и потому больше налипают на колёса.

Как бы там ни было, по современной улице Пушкина Пушкин в любом случае проезжал, до 1-й Курской - хоть по дороге в Новосиль, хоть по дороге в Малоархангельск.

Сквер Танкистов (вид вперёд по направлению движения Пушкина):





Ничего из того, что здесь есть сейчас, Пушкин у бывшей Ильинской площади видеть не мог за исключением только общего расположения улиц и может быть… По правую сторону улицы Пушкина есть несколько соединяющихся друг с другом дореволюционных зданий. Но в какие годы они появились конкретно, судить не берусь (вид вперёд на восток):



Вообще же, место Ильинской площади в исторической ретроспективе являет собой сочетание мрачных и трагических [15; 19; 20; 24], повседневных [38], и радостных [15; 39] событий. В последние несколько десятилетий это место - с Вечным огнём и мемориалом в честь освободителей - было и остаётся одним из наиболее значимых для горожан.

Как то было ранее сказать затруднительнее: и сам того не помню, и предки мои в самом Орле до конца 1960-х не проживали, и в источниках копаться недосуг.

Мой дедушка Аркадий Степанович весьма увлекался фотографией в период с начала 1950-х по середину 1980-х гг., но виды Орла на его фотографиях представлены в относительно небольшом количестве. Но в их числе сквер Танкистов попадал в объектив неоднократно и помногу кадров сразу. Вот, например, кадр со Степаном Мартыновичем за июль 1973 года:



По выражению лица можно понять, что фронтовик, скорее всего, вспоминает какие-то трагические события военных лет.

…Рельсов в этом месте в 1829 году, разумеется, не было. Орёл хоть и стал одним из самых первых городов Российской империи, где появился трамвай на электрической тяге (в 1898 г.), но во времена Пушкина таких просто не существовало.

Далее по маршруту я буду исходить из того, что Пушкин ехал в Эрзурум через Малоархангельск. Соответственно с бывшей Новосильской (т.е. с современной ул. Пушкина) он должен был повернуть на 1-ю Курскую.

Старинный дом № 53 на ул. Пушкина вблизи перекрёстка с 1-й Курской (вид на север):



Перекрёсток: улицы Старо-Московская (слева), Пушкина (прямо) и 1-я Курская (справа) (вид вперёд на восток):



Между прочим, Старо-Московской улица так и называлась ещё до революции. Возле перекрёстка - несколько старинных зданий. Слева - дома №34 и №55 по Старо-Московской, справа - дом №68 по ул. Пушкина.

Дом на углу 1-й Курской и Новосильской (вид назад на северо-запад):



Этот дом когда-то стоял на берегу Пересыханки [см.52]. А речка текла по изогнутой одноимённой улице, ныне именуемой как Новосильская.

Улица с исконным и очень логичным названием - 1-я Курская (вид на юг):



Справа - старинный дом №14.

Точнее говоря, 1-я Курская прежде сего - во времена Пушкина, например - именовалась Большой Курской [37], но это всё ж почти одно и то же.

В XIX в. город Орёл заканчивался там, где сейчас проходит железная дорога брянского направления. Обернувшись назад, Пушкин ещё не мог бы увидеть этого и других зданий «Винной монополии», построенных в конце XIX - начале XX вв. (вид назад на север):



Кстати, со стороны 2-й Курской здания «Винной монополии» смотрятся эффектнее.

Ну, а впереди по курсу: справа - Тихвинская церковь (1865) и одна из двух башен ограды (XIX в., не ранее 1844) женского монастыря. И эти постройки Пушкин тоже ещё не видел. Далее 1-я Курская идёт прямо, а Ливенская - влево (вид вперёд на юг):



По идее, напрашивается вопрос: а как это получается, что Курская улица, направляясь в сторону Курска, в конце-концов упирается в глубокий-преглубокий овраг Половец? Там же в карете костей не соберёшь!

Верно. Так ведь и жилья в конце XVIII века от сих и южнее в пределах видимости ещё не было. От тогдашней границы города брала начало Большая-дорога-в-Курск. Но шла она от местоположения брянской железной дороги на юг не там, где теперь проходит 1-я Курская, но там, где расположена улица Ливенская. Ну, а вектор, заданный уже существовавшим участком 1-й Курской, понемногу застраивался домиками Пятницкой слободы (причём, как видно по карте Шуберта, с конца застройки тоже был выезд на курский большак). Так и получилось, что курский большак прошёл по Ливенской, а 1-я Курская улица упёрлась в овраг. Вот всё объяснение.

Т.е. шла большая дорога в Курск здесь (вид вперёд на юг):



Любопытно, что место, где находится элеватор, уже и в середине XIX века имело близкое применение: на карте Шуберта отмечена мельница.

Дорога взбирается на подъём. Отсюда, обернувшись, Пушкин мог увидеть здание Никитской (Ахтырской) церкви, построенное в 1773-86 гг.(вид назад на север):



И не только. Николо-Песковская церковь (1775-90 гг.) тоже вполне могла попасть в поле зрения Пушкина. А вот современное здание Смоленской церкви - нет: оно было построено во второй половине XIX века.

Пушкин бы, наверное, удивился, если б узнал, что под этим участком Ливенской улицы во второй половине XX века действовал винопровод - по направлению от спиртзавода к станции Семинарской (вид назад на север):



Ливенская улица выводит к перекрёстку с улицей Ростовской. Отсюда современная дорога делает изгиб влево, а после моста над железной дорогой - вправо и проходит краем посёлка Куликовского. Но в конце XVIII века курский большак не уходил в этом месте за современное местоположение железной дороги и шёл прямо (вид вперёд на юг):



Не позже середины XIX века большак слегка «трансформировался» и стал пересекать направление ж/д линии (хотя самой железной дороги ещё не было). Впрочем, километром далее, едва обогнув по краю вершину упомянутой балки Половец, большак возвращался на прежнее своё направление. При виде от современного посёлка Куликовский он бы показался из-за деревьев где-то здесь и снова скрылся бы за деревьями (вид на юго-запад):



Ну, а в плане трансформации дороги во времени выглядят следующим образом:



Как именно проходила дорога в 1829 году, я не знаю. Пересекала она вершину балки Половец или уже обходила по краю? Поеду той дорогой, которая отмечена на ПГМ середины 1780-х гг., т. е. прямо.

Придётся оставить удобную автомобильную дорогу:



В кадре выше заметна железнодорожная насыпь. Поэтому скатившись между гаражей, мне придётся её преодолеть. На самом деле в том месте проходят две железнодорожные ветки. Через одну я перебираюсь «в лоб», а под второй прохожу по забетонированной полукругом наклонной поверхности.

К моему лёгкому удивлению, передо мной оказывается приятный загородный пейзаж (вид вперёд на юг):



Никаких дорог здесь теперь нет. Моё продвижение облегчает тропинка, местами едва заметная.

Открытая луговина сменяется лощиной с полоской ракитника. Это - самое верховье балки Половец. Тропинка пересекает лощинку по земляной насыпи. Классический вид дороги, пересекающей лощину у ракит (жаль, не заснял). Вот только самой дороги уже нет, и насыпь с южной стороны размыта. Очень даже, может быть, что большая дорога в Курск по этой самой насыпи и проходила. Просто так телега через узкое и крутое днище лощинки едва ли проберётся.

Затем луговина сменяется перелеском (вид вперёд на юг):



В одном месте тропинка оказывается как бы посреди просеки. Очевидно, на этом участке по какой-то надобности ездили на транспорте ещё сравнительно недавно (вид назад на север):



Вид вперёд на юг:



Ну а затем тропинка упирается в забор Кока-колы-боттлерз и обходит её территорию краем забора. Висящая над тропинкой паутина с огромным пауком-крестовиком даёт понять, что ходят по тропинке очень редко.

Где-то здесь две ветки курского большака - образца 1780-х гг. и образца середины XIX века - совмещаются. Так что далее мой путь будет безвариантно соответствовать дороге, которой ехал Пушкин.

Выбираюсь к Объездному шоссе. Во времена Пушкина шоссе, конечно же, не было (вид на запад):



Здание Кока-колы-боттлерза перегораживает дорогу, по которой ехал Пушкин (вид назад на юг):



На момент моей поездки кока-кольская атрибутика ещё никуда не делась, хотя предприятие уже закрыто. В ближайшее время на нём начнётся выпуск другой химии - линолеума.

А вот по другую сторону Объездного шоссе старая большая дорога в Курск очень даже визуализирована (вид вперёд на юг):



Сейчас по этому её участку ездят в основном мусоровозы.

Двумя километрами южнее перекрёстка расположена городская свалка. Ветерок как раз южный. Так что смердит даже здесь. Но всё-таки, стоит отдать должное людям, принимавшим решение о расположении городской свалки: розу ветров они учли. И свалку расположили не только на 3-километровом отдалении, но и юго-восточнее города. Ветры с той стороны дуют реже всего. В ином случае, всевозможные токсины, микробы и зловония по воздуху тянулись бы со свалки в сторону города чаще, чем случается.

Вот посему асфальтовая дорога в кадре выше обеспечивает прежде всего проезд мусоровозов к свалке.

Вид вперёд на юг:



А старая дорога в Курск отходит от асфальта вот этим неприметным поворотиком на Гуреевку. Я этот поворот посчитал за въезд на территорию какого-нибудь сельхозпредприятия, да и проскочил мимо (вид вперёд на юг):



Укатил до самой ограды полигона ТБО. Вернулся. Но повернул опять же не в поворот на Гуреевку, а в просёлочек, что заметен чуть-чуть дальше.

И - оказался за огородами Гуреевки (вид вперёд на юг):



Про заезд на свалку расскажу чуть дальше, а пока что - Гуреевка.

Справа от просёлка - глухая широкая полоса лесонасаждений, отделяющая Гуреевку от дороги, по которой ездят мусоровозы.

Просёлком за огородами кое-как выбираюсь на улицу Гуреевки, но уже в самой южной части деревни (вид назад на север):



Вот это и есть - старый курский большак, он же - большая дорога в Курск.

Гуреевка, она же Соколовка - населённый пункт сравнительно молодой. На карте Шуберта его ещё нет, на менее подробной карте 1921 года - тоже. Есть на карте РККА.

Вид из Гуреевки в сторону Башковки (вид вперёд на юг):



Между Гуревкой и Башковкой (вид назад на север):



На участке большака между Гуреевкой и Башковкой справа видна над зелёными насаждениями какая-то необычная форма рельефа, какая-то горка (вид на запад):



Пушкин этого не видел!

.

А это, между прочим, городская свалка.

Вот сейчас и поделюсь впечатлениями о непреднамеренном посещении этой «достопримечательности».

Итак, я проскочил мимо поворота в Гуреевку. И сам того не подозревая, приближаюсь к свалке (вид вперёд на юг):



Даже заметив свалку, всё ещё думаю, что проеду мимо. Поэтому чуть-чуть подался на перекрёстке вправо на тупиковую асфальтовую дорогу, чтобы сделать кадр:



Похоже, часть мусорных склонов поросла травой.

Грейдер на верху этой горы видите? А вон же его кабина видна (зум):



Орнитофауна этого урочища:



Продолжая движение по асфальту, наконец, упираюсь в ворота. На въезде - запрещающий знак с текстом: «Опасная зона. Въезд только для специализированной техники и для полиции с остановками в отведённых местах». Как то так.

Рядом расположен пожарный водоём. Если не приглядываться, из чего сложен склон за пожарным водоёмом, может даже показаться, что красиво:



А ещё если жутко не воняло бы!

Разворачиваюсь обратно и еду к повороту на Гуреевку.

.

Итак, проехал деревню Гуреевку (см. выше). Следующая по старому курскому большаку деревня - Башковка (вид вперёд на юг):



Это, по-видимому, всё-таки постреволюционный вариант топонима. На карте Шуберта, на карте 1921 года и даже на карте ркка 1940-го года деревня подписана как Божковка. Видимо, исконный топоним не вписался в идеологию, и его в XX веке несколько переиначили.

Божковка расположена в 150 м к западу от остановочного пункта «Светлая Жизнь». И по какой-то злой иронии, в 200 м к востоку от территории городской свалки (запечатлённые навалы чуть дальше - до них около 500 м).

К счастью, такой гигантской свалки, как вблизи Гуреевки и Башковки, более нигде в области не имеется.

Улица в Башковке (вид вперёд на юг):



Я хочу особо обратить внимание, что облик всех деревень, вытянутых вдоль старой курской дороги через (не мало!) половину Орловской области в общих чертах очень похож.

Пейзаж, конечно, меняется по ходу движения, но лишь в деталях. А общий вид дороги - везде на удивление сходен. Это ещё одна причина, по которой я не буду более каждый раз акцентировать внимание на том, чего Пушкин не видел.

В Башковке (вид назад на север):



И вперёд на юг:



Там где дорога ещё видна, она ныне изгибается вправо, «оттесняемая» железкой от первоначального своего расположения. Сейчас продолжение деревенской улицы идёт, минуя ж/д переезды, к Пилатовке через деревню Михайловку (выросшую на этом альтернативном пути уже после строительства железной дороги). Но во времена Пушкина старый курский большак и в кадре, и далее шёл себе прямо как ни в чём ни бывало - без изгиба вправо.

Напомню, как всё это выглядит в плане:



Поэтому в южной части Башковки мне надлежит переместиться с проезжей части - на тропинку, уходящую «тоннелем» в древостой.

Приходится перебраться по тропинке через насыпь железной дороги. Потом пересечь канаву со стоячей водой. Вот по этому мостику или, точнее сказать, по гати:



А за мостиком и деревьями меня ждёт небольшое «открытие». Я полагал, что старая автомобильная дорога от Орла до Малой Куликовки (существовавшая до середины 1990-х) и новая широкая автомобильная дорога (проложенная в 1990-х) полностью совпадают в плане. И на юг расходятся только у Малой Куликовки. Ан нет. Старая автомобильная дорога - вот она заброшенная, и даже разметка сохранилась:



А новая дорога - вон она:



За закусочной эти две асфальтовые полосы пересекаются. Старая асфальтовая дорога на плане сливается с положением курского большака и ныряет в Малую Куликовку (вон кстати, дорожный указатель «Малая Куликовка»). А новая асфальтовая дорога идёт в обход населённых пунктов.

продолжение следует...

Источники:

2) Бельский А. Орловское путешествие поэта. 2011; 2011.

11) И всё-таки А.С. Пушкин был в Ливнах.

14) Карта Шуберта: ряд XV лист 14; ряд XVI лист 14 ; ряд XVII лист 14, ряд XVIII лист 14. 1867.

15) Катанов В.М. Орловские были. 1989.

19) Лесков А.Н. Жизнь Николая Лескова.

20) Лесков Н.С. Юдифь.

24) Неделин В.М. Орёл изначальный. Орёл, «Вешние воды», 2001.

29) План генерального межевания Орловского уезда. 1780-е.

31) Пушкин А.С. Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года. Глава первая.

37) Фурманская Д. Прогулка по улице 2-й Курской

38) Фурманская Д. Старый орел. Ильинская площадь.

39) Широков С.В. Жители Орла забросали освободителей цветами

49) Карты Генштаба РККА. 1940

52) Киреев А. Пересыханка.

7.57.Орёл, 7.57.От_Орла_на_юг, 9.карты-эксклюзив, 9.велотуризм

Previous post Next post
Up