страницы ссылок по темам dor-zhur: 1
ДФА, 2
ДЖ, 3
Продолжение 4 января 2018 г.
В первый раз я оказался в Тульском кремле в 1990 году на экскурсии. Тогда музей оружия располагался в кремле весь .
Ныне меньшая часть экспозиции всё также пребывает в кремле - в Богоявленском соборе. Остальная же экспозиция размещается в другом здании, что стоит по правому берегу Упы. Пожалуй, даже не в одном ещё, а в двух зданиях.
Но обо всё по порядку.
Осмотр тульского музея оружия мы начали с посещения здания Богоявленского собора:
Из того, что здесь экспонируется, наибольший интерес лично для меня вызвали экспонаты, отображающие вооружение поместного войска XVI-XVII вв. Почему? Ну, я же интересуюсь историей предков по разным линиям. Вот и интересно было представить себе обстановку, в которой жили некоторые из них.
Правда, существенная часть представленных экспонатов - это не подлинники былых веков, а современная реконструкция. Но реконструкция, выполненная в максимальном соответствии былому.
Каменное и металлические ядра, наконечники - должно быть, подлинные:
Бедрыши:
Ну, а в основном, я тут больше реконструкции рассматривал.
Боевой нож:
Шлем «мисюрка»:
Доспех бедного воина - тигиляй, своего рода стёганый «ватник» далёкого времени:
А ничего так - нарядный!
Более дорогой доспех - юшман:
«Холоп!»
Да. И что? :
Знакомьтесь - вот так выглядел боевой холоп, он же - дворник Тульского кремля:
Слово «холоп» в настоящее время применяется с сугубо негативным эмоциональным подтекстом. Как-никак, холоп - человек несвободный, зависимый от своего господина. Но что касается боевых холопов, они были не самым бесправным сословием.
В XVI в. наряду с потомственными боевыми холопами были также и боевые холопы иного рода. Обедневшие дворяне и дети боярские нередко заключали кабальный договор с более богатым землевладельцем. Договор позволял обедневшему служивому обзавестись необходимым военным снаряжением, но при этом же стать холопом своему новому господину. Затем, вернув денежный долг, боевой холоп снова мог стать вольным человеком. Впрочем, только до 1597 года. Потом абсолютно у всех боевых холопов оставался на перспективу только один выбор - или уравниваться в правах с крепостными или же бежать на юг в вольные казаки.
А вот более привилегированный ратник - стольник, т. е. командир отряда поместной конницы:
И саадак с луком и стрелами на месте, и нож подсаадашный тоже, и шлем-шишак:
Поместная конница в походе (картина в музее):
.
Конечно же, есть в музее и экспонаты более позднего времени.
Миномёт Моделя, произведённый в России в 1916 году:
Пистолет-пулемёт Шпагина (1943 г.):
Пулемёт Дехтерева (1932 г.):
.
В этом же самом здании была открыта выставка «Полёт во времени». А на выставке были представлены реконструкции сотен всевозможных стрел разных стран и народов. Коллекция основана энтузиастом В.Г. Кищенко (1937-2003) и расширена его сыном В.В.Кищенко.
О, я бы, наверное, долго ходил по этой выставке, рассматривая экспонаты, относящиеся к Среднерусской возвышенности, да и не только к ней! Опять же из соображений лучшей визуализации картин прошлого. Но тут нашему младшему наскучило ходить по залам, и мне пришлось поторопиться. Наспех нафотав с тем, что бы потом всё-таки рассмотреть реконструкции стрел хотя бы на фотографиях.
Да, все стрелы-экспонаты - конечно, реконструкция, а датировки относится ко времени создания оригиналов (от коих, впрочем, вообще мало что осталось).
Каменный век: стрела костёнковско-авдеевской культуры среднего течения Дона (20 тыс. лет до н.э.) с наконечником из кремня:
Стрелы срубной культуры Нижнего Поволжья (2-я пол. 2-го - нач. 1-го тысячелетия до н.э.):
Стрела киммерийская из северного Причерноморья (VIII-VII вв. до н.э.):
Стрелы степных «амазонок» - савроматские (VI в. до н.э.):
Всего-то вооружённые такими стрелами и акинаками всадницы на протяжении нескольких веков контролировали огромное степное пространство от Дона до Эмбы.
Не то что бы совсем сами по себе. Мужчины тоже принимали участие в боевых столкновениях. Но в отличие от большинства известных культур, в савроматском обществе статус женщины был, как минимум, не ниже, чем у мужчин. В какой-то степени массовое участие савроматских женщин в вооружённых отрядах может быть объяснено особенностями военных действий того времени в степи . Основу войск савроматов составляла вооружённая простыми луками лёгкая кавалерия - быстрая и манёвренная. Сражениям свойственен был дистанционный бой - с обстрелом противника с расстояния. Женщины, как известно, нисколько не уступают мужчинам в управлении лошадьми, да и стрелять могут метко.
Позже - когда появились длинные копья и тяжёлые доспехи - женщины-воительницы стали сходить с исторической сцены. Потому как, хотя женщинам бывает присуща разная физическая форма, но в среднем всё-таки женский организм приспособлен к переноске тяжестей менее мужского.
Стрелы Пазырыкской культуры, с Горного Алтая (VI-III вв. до н.э.):
Стрелы скифов с левобережной Украины (V-IV вв. до н.э.):
.
Стрелы «царских» скифов из Крыма (IV в. до н.э.):
Стрелы сарматские разных веков - со II в. до н.э. по IV в.:
К сожалению, в спешке я так и не заснял стрелы гуннов - а ведь они, а точнее, луки их выпускавшие, были столь убойным «аргументом» для противников, что по весомости не так просто найти сопоставимое и в более поздних временах, при кажущейся простоте выбора аналогий. Нашествие гуннов - пожалуй, одно из наибольших потрясений в истории Европы. Оно привело к «великому переселению народов»: на протяжении нескольких последующих веков целые племена и народы то и дело перемещались почти по всей Европе и даже за её пределы с места на место.
Устремившиеся на запад гунны снесли с карты ираноязычных сарматов, и на их месте надолго расселились тюркоязычные народы.
Стрелы тюркские с Алтая и Саян (VI-VII вв.):
Стрела енисейских кыргызов (VI-XII вв.):
В Средней Азии, куда ещё не добрались тюрки, существовало государство Согдиана. Язык согдийцев относился к той же самой восточноиранской языковой подгруппе, что и язык сарматов. Стрелы согдийские (нач.VIII в.):
Сарматы же «растворились» во множестве народов по всей Европе и даже за её пределами. Но что интересно, по сей день наиболее представлено их наследие в генофонде населения Поволжья - географически близко к региону давнего проживания.
Единственный современный народ, чей язык происходит от сарматского - осетины. Да и те за века пребывания на Кавказе столь сильно смешались с представителями тюркских и вайнахских народов, что сарматского у них у всех в генофонде мало чего осталось.
Стрела аланская (VIII-IX вв.):
Накануне батыева нашествия русские на юге и юго-востоке соседствовали с половцами.
Слева направо - стрела русская зажигательная (XII-XIII вв.), стрела половецкая (к.XIII-нач.XIV вв.), ещё одна зажигательная стрела из восточной Европы (XII-XIII вв.) и стрела кочевников степного Крыма (XII-XIII вв.) - тюркская, по-видимому:
Русские стрелы до батыева нашествия - вполне такие, какими мы их обычно представляем.
Русская стрела (XI в.), монгольская стрела (XI-XIV вв.), русская стрела (XIII-XIV вв.):
Налицо наличие монгольского влияния на развитие русского вооружения.
Казахские стрелы XVII-XIX вв.:
Турецкая стрела XVIII-XIX вв. выглядит на удивление простенько для столь могущественного государства, каким была Османская империя до XIX века:
Один из вариантов селькупских стрел (XVII-XIX вв.):
Стрелы индейцев-тлинкитов XVII-XIX вв. (ну, тех самых, от которых в начале XIX века сильно пострадали русские крепости Якутат и Ситха):
Японская стрела с непонятным наконечником (XX в.) - это либо самурайский аналог фауст-патрона? :
Современные спортивные стрелы также были представлены на выставке. Но раз уж я не уделил должного внимания изобретению гуннов, то, понятно, что и стрелы XX века лишь бегло окинул взором.
.
Ныне только часть экспозиции тульского музея оружия располагается на территории Кремля. Чтобы ознакомиться с другой его частью. Необходимо пройти 1 км на северо-запад и переместиться с левого берега Упы на правый.
Отходим от кремля. Вид на башню Пятницких ворот:
Улица Металлистов (бывш. Пятницкая) и Новоникитинская часовня (1879):
До недавнего времени по улице шёл оживлённый транспортный поток. Такой я видел улицу на фотопанорамах яндекс-карт. Теперь же городские власти намерены сделать улицу пешеходной, поэтому на всём её протяжении ведутся ремонтные работы.
А посмотреть на улице есть что. Вот например, на ближнем плане - здания №№ 10 (дом Белолипецких) 8, 6, 4 (дом купцов Поповых, к. XVIII в.):
М.Г. Белолипецкий - это основатель фабрики «Тульский пряник», которая в этом самом доме размещалась. Фабрика основана была в 1872 году. Впрочем, тульские пряники выпускались в городе и ранее.
Те здания, что поодаль, тоже примечательны, но идти по столь разъезженной улице не очень удобно.
Мы обошли ремонт параллельной улицей и вышли на Советскую...
.
продолжение следует... страницы ссылок по темам dor-zhur: 1
ДФА, 2
ДЖ, 3
Продолжение Источники:
В.В. Богуславский. Тульские древности. Тула, «Русский лексикон», 1995.
Скрынников Р. Социально-политическая борьба в Русском государстве в начале XVII века.
ГЕОСИД.
Дом Белолипецких.