Алтай. ч.16: Начало Чуйского тракта (заброска).

Dec 26, 2019 23:40


страницы ссылок по темам dor-zhur: 1 ДФА, 2 ДЖ, 3 Продолжение

11 июля 2019.

Когда я только планировал путешествие по Алтаю, то рассматривал возможность небольшой прогулки по Барнаулу. Однако, времени на таковую не осталось. Поэтому Барнаул я посмотрел очень и очень немного, да и то больше из окон автотранспорта.

Билеты на автобус из Барнаула в Горно-Алтайск я забронировал ещё за 20 дней до рейса. А прибыв 9-го числа поездом в Барнаул, приобрёл эти билеты (на себя и на велосипед) в кассе автовокзала. Местное удобство в том, что железнодорожный вокзал и автовокзал расположены на одной площади. Поэтому за билетами далеко ходить не пришлось.

Старое здание железнодорожного вокзала:





Возведено оно в 1914-15 гг. в ходе строительства Алтайской железной дороги. За старым зданием вокзала видна маковка Серафимовской церкви (постройка 2003 г.). Новое здание ж/д вокзала (1958 г.) - в правой части кадра. Оно побольше, а его архитектурный облик попроще.

Легендарная «эмка» («ГАЗ-М1»), автомобиль выпускался с 1937 по 1943 гг.:



Утром 11 июля родственники привезли меня к автовокзалу и проводили до самой посадки в автобус.

Автобус оказался вместительным, так что проблем с размещением велосипеда в багажном отсеке не сталось... Вот я уже уехал от Орла на три тысячи километров - это по прямой. А если считать по железным дорогам - то почти на четыре тысячи километров. Однако, до начальной точки моего веломаршрута ещё пять с половиной сотен километров по прямой или же семь с половиной сотен километров по автодорогам.

Моё место, обозначенное в билете, оказалось не у окна, а возле прохода. В 7 утра по местному времени автобус трогается и отправляется к Горно-Алтайску. Ехать до него более двухсот километров, а по времени - 5 часов, до полудня. Соседка-пассажирка задёргивает шторкой окно от солнца и погружается в чтение какой-то книги. Автобус едет по Барнаулу, но что там за окнами? Мне почти ничегошеньки не видно.

Так мы проехали мимо нулевого километра. Впрочем, стелу, обозначающую начало всех дорог Алтайского края, я в любом случае из автобуса не увидел бы. Потому что автобус идёт не по проспекту Ленина, а восемьюстами метрами западнее - по Красноармейскому проспекту.

Впрочем, впрочем... А где же всё-таки точка, с которой начинается Чуйский тракт? Оказывается, таких точек три - по одной в Новосибирске, Барнауле, Бийске. Получается, три города претендуют на то, чтобы считаться началом Чуйского тракта.

Вообще-то, когда-то ранее началом Чуйского тракта определённо принимался город Бийск. Барнаул же претендует на роль начальной точки тракта на основе представления, согласно которому все дороги Алтайского края ведут в Барнаул и в Барнауле начинаются. Ну, а Новосибирск претендует на статус начала тракта на том основании, что в современной классификации автодорога М52 начинается в Новосибирске, и первоначальный Чуйский тракт является его частью. Ныне километраж на Чуйском тракте отсчитывается от Новосибирска.

Очень скоро я сообразил, что соседке неинтересны виды за окном и потому ей, может быть, всё равно, на котором месте сидеть. Предложил поменяться местами. Она согласилась. Так я расположился возле окна и стал в него смотреть, не забывая затенять шторкой соседку, увлечённую чтением.

Фотографировать из окна автобуса труднее, чем из поезда. Во-первых, окно оказалось с левой стороны автобуса. Утро, и Солнце светит как-раз с той стороны. Ширина окна до впереди расположенного кресла гораздо меньше, чем в вагоне поезда. Соответственно, меньше и времени на включение и приведение в готовность фотоаппарата. Мешают съёмке блики от шторки и прочих предметов салона. В-общем, не сразу удалось приспособиться к условиям, и первое фото со старинной архитектурой оказалось таким:



Вот это фото уже получше:



Но всё равно мало что можно рассмотреть. А здания визуально интересные, особенно то, что слева (Красноармейский проспект, 8) - дом купцов Шадриных, 1914-го года постройки. Затейливая у него резьба. Справа - здание на Красноармейском проспекте №6/80. Оно - тоже старинное, тоже памятник архитектуры, но только не федерального, а местного уровня.

К сожалению, исторический центр Барнаула я так и не посмотрел.

Ближе к выезду из Барнаула кадры стали получаться получше:



Знаменский храм (сер. XIX в.) одноимённого монастыря вблизи Речного вокзала:



Речной вокзал Барнаула (построен в 1985 г.):



Река Обь:



Через полчаса после отправления рейса, Барнаул ещё хорошо виден на горизонте (зум):



Автобус следует к Горно-Алтайску по автодороге М52.

Полив гречишных полей:



.



Рапсовое поле:



Дальние горизонты (несколькими километрами ранее Полковниково):



Родина лётчика-комонавта Германа Степановича Титова - село Полковниково - расположено вблизи Чуйского тракта. В Полковниково расположен дом- музей Г.С.Титова. Но рейсовый междугородный автобус, понятное дело, к нему не заезжает.

Вообще, местность между Барнаулом и Бийском в целом весьма похожа на среднерусские - тульско-орловско-курские - ландшафты:



.



Где-то там за водоёмами ближе к горизонту расположена деревня Буланиха. Ныне она находится в стороне от автотрассы. Но, видимо, в 1967 году дорога проходила через Буланиху. Тогда - летом 1967 года - мой дедушка Аркадий Степанович Чекушкин с семьёй возвращался с Телецкого озера. Ехали они в своём «Москвиче» 407-й модели. Гроза приближалась. Заходила чёрная туча. И вот на спуске к Буланихе отказала тормозная система. Аркадий Степанович сумел справиться с управлением и на въезде в Буланиху загасил скорость на небольшом подъёме. Тем подъёмом машина въехала в открытые ворота первого же на пути двора и там остановилась. В это самое время начался ливень. Хозяева дома хорошо приняли неожиданных и для них, и для себя гостей. И предоставили возможность переждать грозу в доме.

Собственно, проезжая неподалёку от Буланихи в автобусе, я был ещё не в курсе, что происходило всё это конкретно здесь. Потому как ещё не удосужился поинтересоваться точным географическим положением Буланихи.

Автобус везёт меня в обход Буланихи - так ныне проходит автодорога.

А пятью километрами далее по трассе, и в 4-х км от Буланихи находится поворот на село Плешково (оно - по правую сторону дороги, если смотреть с севера). В 2005 году у этого поворота в автокатастрофе погибли губернатор Алтайского края М.С. Евдокимов, его охранник и водитель (они направлялись из Бийска в Полковниково). До своего губернаторства М.С. Евдокимов снискал любовь россиян как актёр и как юморист.

На посту губернатора М.С. Евдокимов, с одной стороны, выглядел очень неудобным деятелем для местной власти (по разным причинам). А с другой стороны он, конечно, был неудобен и для наркомафии, т.к. стремился противодействовать наркотрафику. Смерть его была слишком внезапной и нелепой. Должно быть, всё это вместе взятое - одна из двух причин, по которой многие люди не верят, что автокатастрофа носила обычный, а не подстроенный характер. Вторая же причина заключается в домыслах и инсинуациях, распространяемых через некоторые информационные ресурсы. Причём, домыслы подчас столь абсурдны, что напоминают собой уже не раз засветившиеся шаблоны целенаправленной антироссийской пропаганды.

При том, что каких-либо доказательств злого умысла в происшествии не обнаруживается.

А вообще-то, автодорога М52, взятая в целом, считается одной из наиболее аварийно-опасных в стране. Возможно, просто потому, что столь же оживлённых и протяжённых дорог в России, проходящих среди высоких гор, не очень много. Впрочем, не только горные участки, но вот и расположенный вдалеке от гор перекрёсток, где погиб М.С. Евдокимов, тоже считается аварийно-опасным местом.

Часовню возле дороги я не видел: она находится по правую сторону.

Если сравнивать местные ландшафты (между Барнаулом и Бийском) с орловскими, можно заметить, что степных ковылей здесь побольше:



Ну, может, и есть некоторое отличие в формах рельефа, но такое - совсем едва-едва уловимое:



Преодолев три пятых пути к Горно-Алтайску, автобус въезжает в город Бийск:



Бийск - второй по численности населения город Алтайского края.

Въехав в Бийск, автобус совершает по нему визит до автовокзала, а затем возвращается на Чуйский тракт и возобновляет движение к Горно-Алтайску.

Вот, собственно, и памятный знак «Нулевой километр Чуйского тракта»:



И находится этот старинный нулевой километр Чуйского тракта на 354-м км автодороги М52, приравниваемой ныне к Чуйскому тракту.

А рядом с ним в старинном здании купца Варнавинского, построенном в 1911 г., расположен музей Чуйского тракта:



Похоже, гостиница где-то на южной окраине Бийска с постройкой, стилизованной под алтайский аил:



После Бийска фотографировать стало полегче: Солнце поднялось выше и сместилось к югу. Всё также сижу по левую сторону автобуса, тогда как наиболее интересное для меня расположено преимущественно с правой стороны дороги, и мне не видно.

Из автобуса по телефону уточняю возможности для дальнейшей дозаброски за Горно-Алтайск.

Автобус проезжает по Чуйскому тракту краем села Сростки. В планах моего путешествия Сростки (как и Павловск) - место, обязательное для посещения. Однако же, из соображений удобства распределения времени, посещение Сросток и Бийска я наметил на часть путешествия ближе к заключительной. И вот, проезжая в автобусе краем Сросток, я ещё не знаю - получится ли мне их осмотреть? Как сложится дальнейшая заброска? Хватит ли сил и прочности велосипеда на запланированный веломаршрут? Уложусь ли в график? Какая будет погода? Не случится ли форс-мажоров? И т. д. Но, посматривая в окно, надеюсь, что всё получится.

Вид из Сросток на юго-восток:



Начиная от Сросток ощущается приближение к горам Алтая. За окнами автобуса холмы становятся повыше, склоны - покруче, возле дороги появляются скальные откосы, а поодаль - горочки, невысокие пока ещё.

Автобус приближается к Горно-Алтайску.

продолжение следует...

страницы ссылок по темам dor-zhur: 1 ДФА, 2 ДЖ, 3 Продолжение

8.Чекушкины, 7.04и22.Алтай

Previous post Next post
Up