страницы ссылок по темам dor-zhur: 1
ДФА, 2
ДЖ, 3
Продолжение 12 июля 2019 г.
Подъём в 5-45. Выхожу из хостела. Добираюсь до Коммунистического проспекта. Снимаю с багажника велорюкзак, разбираю и чехлю велосипед. На этот раз пришлось снять не только переднее, но и заднее колесо.
Забегая вперёд, отмечу, сколько раз за всё путешествие пришлось мне по разным причинам разбирать своё транспортное средство. Снятием только велорюкзака с багажника дело ограничилось 9 раз. Снятием помимо того переднего колеса, переднего щитка, сменой положения зеркала, фиксированием всего этого в нужном положении и зачехлением - 6 раз. Снятием помимо всего этого ещё и заднего колеса - 2 раза. Снятием только переднего колеса - 2 или 3 раза (смотря как посчитать :) ). Снятием только переднего колеса, щитка и велорюкзака - 1 раз. После каждого раза всё это, разумеется приходилось устанавливать обратно и по мере необходимости регулировать.
В 7-30 подъезжает «ГАЗель». Грузим вещи. Для одного разобранного велосипеда как раз есть место позади первого ряда кресел. Разумеется, я располагаюсь на месте, пассажиру коего мой же велосипед несколько стесняет свободное пространство. Соответственно, оказываюсь по левому борту маршрутки. Хотя предпочёл бы смотреть в окна по правую сторону (в которую чаще открываются дальние виды).
Чуйский тракт вблизи Горно-Алтайска ныне представляет собой широкую автодорогу с двумя полосами для движения в каждую сторону:
Густой туман у села Соузга, за которым совсем не видно гор:
Где-то в Манжероке, что успел заснять:
Основано село Манжерок было русскими переселенцами в 1850 году [4]. Местность вокруг была населена алтайцами и ранее. Даже есть алтайские легенды об источнике Манжерок и об озере Манжерок [1]. Сказочки, разумеется. Бог весть, какие отголоски давних событий, быть может, даже реально случившихся, иносказательно могли послужить их основой.
Угол обзора из окна «ГАЗели» меньше не только, чем в поезде, но и чем в автобусе. К тому же по левую сторону чаще непосредственно к дороге подступают склоны гор, чем по правую. А легче было бы снимать просторные пейзажи. Поэтому много интересного я не успел заснять. Например, «перевёрнутый» дом в Манжероке с подвешенным вверх колёсами автомобилем. Стада коров и небольшие табуны лошадей, пасущиеся прямо среди сосен:
Но дорога дальняя, кадров в итоге получилось немало, и есть что выбрать для того, чтобы показать.
Горы в облаках:
Деревня Усть-Муны (дом на ул.Кошурникова, 60):
Осыпь камней:
Столовая «Сухарик» в селе Барангол:
В селе Усть-Сема автодорога делает развилку. Прямо - через Чемал в Куюс - ведёт Чемальский тракт. А Чуйский тракт поворачивает вправо:
Здание столовой, где В.М. Шукшин снимал эпизоды для своего первого фильма «Живёт такой парень», расположено чуть-чуть левее кадра. Здание сохранилось к настоящему времени без изменений [4], точнее говоря, без больших изменений. Однако, проезжая мимо него в «ГАЗели», я ещё, увы, не в курсе сей достопримечательности.
Повернув вправо, Чуйский тракт устремляется к Катуни и вскоре пересекает её по мосту.
Катунь, вид вверх по течению, а справа - устье реки Семы:
Выйдя на левый берег Катуни, дорога далее следует вдоль речки Семы - от её устья и до самого истока. Разумеется, Чуйский тракт вдоль Семы в целом идёт на подъём:
Село Камлак:
Башня посреди села - похоже, жилое сооружение. Может быть, какой-нибудь гостиничный домик:
Согласно имеющейся у меня распечатке, в селе или возле него расположены Алтайский ботанический сад и памятник природы «Чистый луг». Но где они - из окна «ГАЗели» понять затруднительно.
Облака то и дело придают пейзажам необычный, какой-то сказочный вид:
Иногда местность (как и в Горно-Алтайске) напоминает причерноморский Агой:
Но только иногда. По большей же части ландшафты вдоль дороги своеобразны:
Река Сема:
.
.
.
Местами Чуйский тракт идёт на одном или почти на одном уровне с речкой Семой. В таких случаях борта речного русла бывают дополнены искусственными валами камней. Вот как здесь (а вдалеке справа виден мостик над речкой):
И вот здесь дорога тоже идёт чуть выше уровня реки:
Стадо коров на облачном пастбище:
Дорога - на одном уровне с облаками, они скрывают от взора часть горного пейзажа:
.
Разнообразен облик древних гор, даже в пределах небольшого их пространства:
.
.
Село Шебалино, здесь у меня появилась возможность сделать кадр в западную сторону:
Чуйский тракт продолжается далее в южном направлении:
Горы продолжают радовать пейзажным разнообразием:
.
Речная долина притока Семы - ручья Сарлык:
.
.
.
Где-то здесь Чуйский тракт устремляется напрямую к Семинскому перевалу.
Во время подъёма на Семúнский перевал девушки-алтайки (или, может быть, казашки), сидевшие позади меня, попросили приоткрыть окно. Что я с радостью сделал. Потому что приоткрытое окно намного улучшило условия для фотосъёмки:
Вездеход возле гостиничного домика (где-то вблизи Семинского перевала):
А вот и Семинский перевал:
Высота Семинского перевала указывается различно: 1717 м [3], 1739 м [4], 1894 м [2]. Судя по топографической карте М45-028 [5], первое значение выглядит более убедительно. В физико-географическом плане перевал является своего рода рубежом между северным и центральным субрегионами Горного Алтая [2]. Известно, что через перевал проходили и скифы, и орды Батыя [2]. Разумеется, в те далёкие времена Чуйский тракт был ещё не автомобильной дорогой, а только караванной тропой.
В этот день перевал предстал весь в зелёных красках растительности. А ведь всего то месяцем ранее на Семинском перевале выпал снег, и люди лепили на перевале снеговиков!
На Алтае широко распространена традиция повязывания ленточек, называемых ялами, на ветви деревьев - на перевалах, на опасных участках дорог, возле источников. Ленточки - разноцветные, но со временем они выцветают и становятся белого цвета. Традиция распространена широко, но едва ли на Алтае найдётся место, где ленточек так много как на Семинском перевале, целая рощица:
На перевале с 1956 года стоит памятник, установленный в честь 200-летия добровольного вхождения Алтая в состав России [2; 4]:
Хотя скорее, это - дата завершения вхождения алтайского народа в состав России. Потому как в 1756 году, спасаясь от джунгар, в состав России вошли южные субэтносы алтайцев. А северные алтайцы стали россиянами ещё ранее [4].
Где-то здесь же у перевала расположены культурный этнографический комплекс и круглогодичный спортивный комплекс «Семинский» (центр подготовки биатлонистов) [2] с базой отдыха, гостиницей, столовой.
Гора Сарлык - высочайшая вершина в окрестностях Семинского перевала (2507 м [2]):
Семинский перевал подразделяет Горный Алтай на северную и центральную части очень даже заметным образом. За перевалом больше становится открытых пространств:
.
.
Не долго я радовался возможности фотографировать пейзажи через открытое окно. Ещё в верхней части перевала стало прохладно, и вскоре те же самые девушки попросили окно закрыть.
Сеткой огорожены маральники (самих маралов не видно):
Маралы - наиболее крупный подвид благородных оленей. На Алтае маралов разводят ради получения пант - молодых рогов, применяемых в медицине. Причём, именно выращиваемые на Алтае маралы дают наилучшие панты. В других же регионах при попытках разведения маралов качество пант получается ниже [6].
Зум:
Местами горы непоминают собой греческий Крит - впрочем, очень и очень отдалённо. Ну вот как, например, в левой части кадра:
Но вообще алтайские горы по большей части ни на что, увиденное ранее, не похожи.
Строится новый дом, должно быть, в Туекте:
Несколько раз «Газель» делала остановки в населённых пунктах. Самую продолжительную остановку водитель «ГАЗели» сделал у столовой между Туектой и Караколом.
Вид на д. Туекту (в северном направлении):
Горы за дорогой кажутся невысокими, а их склоны - близкими. Но и то, и другое обманчиво. Достаточно сопоставить горы с домиками деревни Туекта.
Крапива на Алтае гораздо более жгучая, чем хорошо знакомая по Орловской области крапива двудомная. Крапива коноплёвая в кадре выше - за забором (вопреки утверждению «Википедии» этот вид распространён не по всей территории России, в Орловской области его нет [7]). Впервые соприкоснувшись с крапивой коноплёвой, я подумал было, что меня тяпнуло какое-то злющее насекомое. А выглядит самая обычная на Алтае крапива вот так (кадр из Павловска):
Вид по Чуйскому тракту в южном направлении, справа за постройками - природный парк Уч-Энмек:
Село Каракол:
Горы возле села Шашикман:
Согласно имеющейся у меня распечатке, возле Шашикмана расположен курганный могильник Балык-Соок. Но вот он ли? :
Вообще в окрестном ландшафте много археологических памятников разных эпох.
Горы вблизи Шашикмана (а что за «столбики» вблизи ЛЭП - издалека не разобрать):
.
Районный центр Онгудай (основан в 1626 г. [4]):
.
.
В Онгудае осенью 1942 г. жил у своего дяди В.М. Шукшин.
Река Урсул в Онгудае:
Река Урсул:
.
Начинается подъём к перевалу Чике-Таман, а долина реки Урсул уходит влево - в сторону реки Катунь:
Новая дорога через перевал была построена на Чуйском тракте в 1984 году, её строительство сопровождалось большим объёмом взрывных работ [3]. По сей день эта новая дорога очень явно обозначена на склоне горы не только отвесными скалами, но и лишёнными растительности осыпями:
.
Чике-Таман встретил нас отнюдь не солнечной погодой. Вид на долину Малого Ильгуменя:
.
.
Ленточки на перевале Чике-Таман:
Высота Чике-Тамана приводится различным образом: 1250 м [2], 1295 м [4], 1460 м [2; 3]. Вероятно, первое значение соответствует современной автодороге, второе - дороге, существовавшей до 1984 года, третье - смотровой площадке на седловине перевала. Несмотря на строительство новой автодороги, Чике-Таман остаётся одним из наиболее сложных участков Чуйского тракта. Он весь извилистый, весь поворотами:
.
.
.
Продолжение следует...
страницы ссылок по темам dor-zhur: 1
ДФА, 2
ДЖ, 3
Продолжение Источники:
1. Сказки, легенды, предания Чуйского тракта./ Шадрина О., Шадрин В. Бийск, типография «ГАРТ», 2018.
2. Достопримечательности Алтая 2./ Шадрина О. И др. Бийск, Типография «ГАРТ», 2018.
3. 33 чуда Алтая. Алтай знакомый и непостижимый. Бийск, ИД «Бийская пресса», 2018.
4. Горный Алтай. Путеводитель. М., Аякс-Пресс, 2007.
5.
Топографическая карта М45-028.
6.
Панты марала: сокровище, которое подарил олень.
7. Еленевский Е.Г., Радыгина В.И. Определитель сосудистых растений Орловской области. Орёл, «Труд», 1997.