Алтай. ч.31: Самое нижнее течение Чулышмана. (вело)

Apr 09, 2020 08:40


страницы ссылок по темам dor-zhur: 1 ДФА, 2 ДЖ, 3 Продолжение

17.07.2019.

Примерно в 15-30 отъезжаю на велосипеде от турбазы «Усть-Чульча»:





Урочище Аккурум вскоре оказывается точно напротив меня. Оно - по другую сторону Чулышмана:



Каменные грибы теперь видны лучше, чем от устья Чульчи (зум):



Разумеется, вблизи они должны быть гораздо эффектнее. Но, как я уже заметил, на все достопримечательности Алтая не хватает времени.

Прекрасная долина Чулышмана:



Дорога идёт левым берегом. Один раз оказывается на острове, образованном протокой реки. А вот, собственно, дорога покидает остров:



Деревенька Коо:



До строительства автомобильной дороги это был настоящий «затерянный мир», до которого добраться было не так то просто.

Православная церковь Николая Чудотвоца в Коо (построена в 2000 г.; слева - памятник «Воинам, павшим в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», справа - аил, используемый как подсобное сооружение у жилого дома):



.


На выезде из Коо поперёк дороги оказались... деревянные ворота. В этом месте путешествующие должны остановиться, открыть ворота. Затем пройти или проехать. И за собой ворота необходимо закрыть:



Между Коо и Телецким озером ворота встречаются на автомобильной дороге трижды. Нужны они для того, чтобы скот не разбредался.

Маркированные овцы:



Дорога щебнистая, быстро не поедешь:



.


На водосборе Чулышмана водопадов вообще-то множество. Вот и где-то здесь, судя по карте, должен быть небольшой водопад:



Но я в карту почти не заглядывал, и на этот раз водопад не заметил.

В нижнем течении Чулышмана тополя - обычное явление:



Дорога приближается к долине Башкауса:



.


Там, где рядом с гравийкой есть грунтовая дорога, перемещаться легче по ней (в сухую погоду). Вид вверх по долине Чулышмана:



...и вниз по долине Чулышмана:



В левой части кадра - скалистый холм, именуемый как «Седло Сартакпая». Дорога уходит влево от него. Издалека подъём кажется совсем небольшим. Но только кажется. На самом деле он очень даже крут. А наверху велотуриста ждут две небольшие неприятности. Во-первых, сразу же за подъёмом дорога на протяжении километра оказывается песчаной:



Во-вторых, именно на этом участке туриста поджидают голодные слепни-златоглазики.

Дорога немного отходит от Чулышмана и самую малость заходит в каньон Башкауса:



Каньон просматривается до того места, где в Башкаус впадает речка Чебдар. В кадре Башкаус вытекает из-за горы слева, а Чебдар - из-за горы справа. Каньоны Башкауса и Чебдара в целом уступают каньону Чулышмана не только длиной, но и глубиной. В целом. Однако, в самом нижнем течении Башкауса - нет.

Ранее, пытаясь оценить глубину каньона Чулышмана, я уже обозначил, что самый глубокий участок его в нижнем течении находится между водопадом Тудан и устьем Чульчи. Если считать от вершин гор, получается более 2 км глубины при ширине в полтора десятка километров. А если считать от бровок наиболее крутых участков склонов - что-то около километра глубины при такой же ширине.

Каньон Башкауса вблизи устья Чебдара тоже имеет глубину около километра при рассмотрении в пределах километровой ширины. Или же глубину в полтора километра при пяти-шести километровой ширине. И на Чебдаре немного выше его устья глубина каньона - что-то около 1,3 км при ширине не более 4 км.

Ну, а если считать от вершин гор, то каньон в нижнем течении Башкауса не столь глубок, как на Чулышмане, и к глубине в два километра не приближается.

Казалось бы, можно метнуться к устью Чебдара. Четыре километра туда, четыре оттуда, и там немного повосхищаться. Но у меня и так каньоны вокруг куда ни повернись, а времени до ночи совсем немного - просто впритирочку.

Надо же! А покрытие даже этого немаленького моста через Башкаус - деревянное:



Башкаус устремляется к Чулышману:



Башкаус - самый крупный приток Чулышмана. На мысу между реками притаилась маленькая деревенька Кок-Паш. С дороги она вообще мало где заметна. Нетрудно догадаться, что ниже по течению Чулышман окажется гораздо шире, чем то, каким я его уже видел.

Вид на Седло Сартакпая с левого берега Башкауса и с левого берега Чулышмана:



А вот как это же место выглядело в 1964 году в день, когда Степан Мартынович, Всеволод Степанович (и, возможно, Пётр Мартынович) Чекушкины вели туристическую группу по долине Чулышмана:



«По долине Чулышмана. 1964 г. Горный Алтай. Тур.поход школьников Павловской средней школы» - так фотография подписана на обороте.

Не совсем с той же самой точки кадр сделан, но ракурс похож.

В те годы в долине Чулышмана совсем не было автомобильной дороги, по которой я еду:



Встретился водитель, который тремя днями ранее останавливался в кемпинге «Лебёдка» в Акташе. Который говорил, что после Улаганского перевала на Кату-Ярык я легко заскочу. Тот же, который двумя днями ранее проезжал мимо, пока я занимался фотосъёмкой, ошибочно полагая себя уже на Улаганском перевале.

«А теперь», - говорит, - «до озера быстро доберёшься!» Ну да, теперь то до озера недалеко.

Но еду таки не быстро. Потому что дорога до Балыкчи всё такая же - гравийная и тряская.

Вон, похоже, ещё один водопад - на ручье Штык:



Вечереет:



Острова на Чулышмане:



А за рекой можно заметить ещё один водопад.

Да, вечер близко... :



.


...а долина Телецкого озера всё никак не появляется вдалеке:



Ручей течёт прямо через дорогу:



Ну, так я его вброд и переехал.

Где-то на близ расположенном участке дороги вдруг я вздумал сделать ещё кадр и резко нажал на ручники. И враз один из тормозных тросиков оборвался. Как хорошо, что он оборвался именно здесь - на ровном месте, где не было ни одного автомобиля, в ситуации, которая абсолютно ничем не грозила. А не во время спуска с Кату-Ярыка, например.

Тросик поменять и настроить, конечно, недолго. Но, как я отметил, времени у меня впритирочку. Дорожные условия позволяют обойтись одним тросиком на передний тормоз. Доберусь до места ночёвки, а уж на следующий день поменяю.

Хотя дорожные условия и в самом деле простые - рельеф без крутых спусков, и машин почти нет - тем не менее, продолжение поездки на одном тросике привело к ещё одному нежелательному последствию. Торможение только передним колесом означало более жёсткий его контакт с камешками гравийки. А мне уже пришлось (до Кату-Ярыка) убедиться в том, что на переднем колесе покрышка недостаточна для алтайских дорог. И теперь, в какой-то очередной раз прибегнув в торможению, я получил довольно ощутимый тычок камешком в переднее колесо. Так и подумал, что, наверное, пробил. Так это и оказалось. Но только на сей раз повреждение оказалось совсем небольшого диаметра. И результат стал заметен не сразу.

Вторые ворота на автодороге, закрываю их за собой:



Небольшая деталь ворот:



До Телецкого озера ещё более 10 км:



Чулышман у въезда в Балыкчу:



Где-то на противоположном берегу Чулышмана при устье ручья Кайру в конце XIX - начале XX вв. располагался небольшой Чулышманский монастырь. Впрочем, на момент поездки мне ещё не известно место расположения того монастыря даже приблизительно.

Балыкча - самый крупный населённый пункт в долине Чулышмана:



100-й км - это, очевидно, от Балыктуюля.

Ещё один дорожный указатель на въезде в село обозначает, что оно было основано в 17 веке. Но какой-либо конкретики по этому поводу я не нашёл. В настоящее время население Балыкчи существенно более 800 чел. Топоним переводится как «рыбак».

Традиционный алтайский аил, ныне используемый в качестве подсобного сооружения:



А за аилом вдалеке виден водопад на ручье Балыкча.

В центре Балыкчи есть таксофон с возможностью бесплатных звонков на стационарные номера. Чем я, разумеется, воспользовался. Потому как сотовой связи в Балыкче нет невзирая на наличие мачты, внешне похожей на сотовую:



Православная церковь Благовещения в Балыкче:



Коровы на выезде из Балыкчи:



По другую сторону ручья - табун лошадей:



Кстати, поодаль наконец-то стала видна долина Телецкого озера.

А слева от дороги виден водопад Ачелман:



Ближе к устью Чулышман очень широк, на нём есть большие острова:



.



Проезжаю через третьи ворота:



Начиная с Балыкчи щебня на дороге становится меньше. Поэтому ехать (в сухую то погоду) легче:



Последние километры к озеру еду уже в сумерках (слева - гора Алтын-Ту, топоним переводится как «золотая гора»):



Переднее колесо к этому времени не полностью, но уже заметно подспустило. Того, что есть, как-раз хватит добраться до озера.

Приближаюсь к турбазе «Золотые пески». Это где же она конкретно? Развилка дорог. Рядом вывешена схема. Но такая, что, ориентируясь по ней, я направился совсем не туда, куда надо. Заехал на большую луговину, где просёлок просто потерялся. И тем самым сделал лишку в 1 - 1,5 км.

Вид на долину Чулышмана:



Возвращаюсь к той же развилке и еду по другой дороге. Совсем немного. Захожу на турбазу, выясняю где можно остановиться. И затем в глубоких сумерках пешком вывожу велосипед на узкую песчаную косу, протянувшуюся между Телецким озером и заливом Чулышмана. Урочище именуется как Кырсай (а мыс Кырсай находится на противоположном конце песчаной косы).

Километраж за пятый ходовой день составил 52 км (не считая пешего похода к Учару). За пять дней на велосипеде я проехал от Ташанты до Телецкого озера 345 км.

И очень хорошо, что я застал Алтай именно таким.

Если бы проехал по намеченному маршруту десятью - двадцатью годами ранее, то, может быть, он показался бы слишком диким для меня. Если бы сколькими-то годами позже - то не исключено, что слишком цивилизованным. А так я застал Алтай ровно-ровно таким, какой он мне нужен. По меркам моих представлений о велотуризме - как раз то, что мне надо.

Схема километража велосипедной нитки маршрута, которую я вычертил для себя ещё до путешествия:



Красными кружками отмечены турбазы, зелёными - турбазы, где точно есть места под палатку. Схема, конечно, неполная. Да и не точная (между Балыктуюлем и Балыкчой на схеме упущено аж 7 км). Но может, и кому ещё пригодится (вряд ли в сезоне 2020 года, но, может, позже ).

Продолжение следует...

страницы ссылок по темам dor-zhur: 1 ДФА, 2 ДЖ, 3 Продолжение

8.Чекушкины, 7.04и22.Алтай, 9.велотуризм

Previous post Next post
Up