продолжние (см.
ч.1,
ч.2,
ч.3,
ч.4,
ч.5,
ч.6)
ДУМЧИНСКИЙ ЛЕС.
1996 - 2006
Помимо лесных массивов, расположенных рядом с Орлом, имеется ещё несколько площадей, более удалённых, но тоже удобных для лыжных прогулок. В первую очередь следует указать в направлении Думчинского леса.
Ельник в лесу. Окрестности п.Красный.
Конечно, идти на лыжах из Орла в Думчино нерезонно, если речь идёт о походе выходного дня. Это осуществимо, но далековато.
Зато имеется удобная электричка. Из Орла на Тулу электричка отходит около 9 ч. утра (график время от времени претерпевает небольшие изменения). Чтобы попасть в Думчинский лес, необходимо выйти либо на станции Железница, либо на о.п. 346-й км, либо на станции Думчино. До Думчино электричка идёт минут сорок.
окрестности Думчино.
В конце января - начале февраля темнеет около 16 ч. Первая вечерняя электричка проходит на Орёл чуть позже 17 ч. Учтём, что на станции Думчино необходимо появиться не в последнюю минуту, а загодя. Таким образом, у лыжника имеется порядка 5 часов времени для осуществления лыжной прогулки. В случае, если лыжник опоздает на электричку, он может воспользоваться следующей - она прибывает в Орёл в восьмом часу вечера. Конечно, мелкие железнодорожные станции - не самое безопасное место, которое можно вообразить. Поэтому ожидание поезда на безлюдной ночной платформе едва ли доставит приятные впечатления.
В конце февраля - начале марта темнеет примерно в 1730 - 1830 ч. Становится удобной и вторая вечерняя электричка на Орёл. Время лыжной прогулки по Думчинскому лесу может быть увеличено до 7 часов. Конец зимы - самое удобное время для лыжных прогулок по Думчинскому лесу. Не только потому, что световой день больше. Не только потому, что температура воздуха выше, а Солнце греет. Ещё и потому, что снега в конце зимы бывает много, в то время как в первые числа января в лесу его ещё местами бывает маловато.
Схема составлена на основе следующего картографического материала:
Орёл. Карта-схема. Тула, ИПО «Лев Толстой», 1997.
Орёл. Туристская схема. М., ГУГК, 1984.
Фотоснимки земной поверхности из космоса, размещённые на сайтах www.maps/google.com и www.kosmosnimki.ru
Думчинский лес в настоящее время слабо посещается лыжниками. Поэтому на хорошо накатанную лыжню рассчитывать не приходится. Собственно, здесь вообще нет постоянной лыжни. Легче всего отыскать её в конце зимы на северной окраине леса - т.е. в окрестностях Думчино. Можно ещё обнаружить вблизи железной дороги между Железницей и 346-м км. А можно и не обнаружить ни там, ни там. Но при этом не исключено, что лыжня неожиданно появится в самой что ни на есть дальней части леса. Сугубо теоретически, лыжню можно обнаружить в любой просеке Думчинского леса, другое дело, что вероятность этого мала. В лесу лыжня идёт исключительно по просекам, либо по безлесным днищам некоторых балок. Лыжня вне просек и балок - крайне редкое явление, обычно такие лыжные следы подходят к какой-либо стоянке, и далее не идут.
Поскольку на отменно накатанную лыжню рассчитывать не приходится, для выхода в Думчинский лес лучше выбирать лыжи достаточно широкие. Узкие беговые лыжи на глубоком снегу не удобны.
Лыжня в просеках Думчинского леса.
Большая часть Думчинского леса расположена по левую сторону от железной дороги (если смотреть в направлении Москвы), меньшая - по правую. Наиболее интересные для лыжника ландшафты «привязаны», на мой взгляд, к двум большим участкам леса. Первый из них тяготеет к глубокой овражно-балочной системе. Эта система балок начинается несколькими вершинами в окрестностях Думчино и посёлка Красный, а выходит к Оке у Торкуновки. Урочища «Бахаревская поляна», «Саксофон», «Торкуновский Бугор» расположены по склонам этой овражно-балочной системы. Есть поблизости и другие своеобразные урочища. Другой крупный участок условно можно очертить треугольником «346-й км - д. Харчикова - д. Нарышкино». Большие участки леса в центральной его части, вблизи станции Железница и к востоку от о.п. 346-й км, на мой взгляд, воспринимаются несколько однообразно.
Урочище "Саксофон".
Массив Думчинского леса, по меркам Орловской области, большой. Посреди него расположены дачные массивы, поля, поляны. Ориентироваться местами затруднительно.
Своеобразные места Думчинского леса:
- Развилка дорог на въезде со стороны Думчино. Спуск в балку, развилка дорог. Возле просёлка берёт начало ручей. Помимо дорог в разные стороны ведут тропы, во всяком случае, летом их несколько. Одна проходит по маленькому мостику над ручьём.
- Бахаревсая «поляна» расположена чуть далее на возвышении. Бахаревской она названа по имени туриста-водника. Почему она названа поляной - понять трудно, поскольку место поросло высоким саженым ельником. Наверное, когда-то по краю ельника простиралась поляна, ныне совершенно заросшая кустами и деревьями.
- Пешеходный деревянный мостик, перекинутый с одного склона глубокой балки на другой. Переходить приходится на приличной высоте. Расположен вблизи дачного массива в километре к юго-западу от п. Красный.
- Три поля, расположенных одно за другим к юго-востоку от Торкуновки. Два из них со всех сторон окружены лесом, а в плане - округлые. Сколь бы раз я здесь ни оказался, заново испытывал изумление по поводу того, что это за поля, каким образом я к ним вышел, и в каком направлении теперь следует идти. Местность далее отдельно взятого поля почти нигде не просматривается. Особенно трудно ориентироваться в пасмурную погоду, когда не понятно и то в какой части поля находишься - в северной, южной, восточной? Поскольку здесь я то и дело испытываю трудности с ориентировкой, эти урочища называю не иначе как «иные измерения».
- Где-то неподалёку от «иных измерений» расположен ельник, от которого открывается вид на долину Оки. Хорошо просматриваются оба берега, хотя река далеко.
- От Железницы к среднему из трёх полей, обозначенных как «иные измерения» идёт просека. Слева - сосновый лес, справа - высокие кусты. Когда их ветви, нависающие над дорогой, укрыты снегом, создаётся ощущение, будто идёшь по заснеженному коридору.
- Ближе к Железнице имеется большое поле, окружённое с трёх сторон лесом. Образно выражаясь, «карман» для ветра, и приносимого им снега.
- К этому «карману» со стороны о.п. 346-й км подходит ещё одна просека-коридор. Её заснеженный «свод» образован переплетением ветвей.
- Вдоль западной окраины Думчинского леса протекает Ока. Даже если заблудитесь в лесу, то дальше Оки в западном направлении не уйдёте. А вообще в Думчинском лесу заблудиться не сложно.
- Поляна Лесного Духа. Расположена на восточной окраине леса вблизи балки. По некоей легенде, дух Думчинского леса обитает именно здесь.
В Думчинском лесу обитает различная живность. Видели мы как-то раз вблизи «поляны Лесного Духа» растерзанные и обглоданные останки собаки - даже не запорошенные ещё снегом. Должно быть, волки съели. Известно, что однажды на шедшего по дороге через лес туриста выскочил кабан и ранил клыком в ногу. Да я и сам как-то раз заслышал фырканье прямо по курсу. Никого среди заснеженных ветвей подлеска не разглядел. Охотников в лесу повстречать тоже можно. Полагаю, их неосторожности следует опасаться не меньше, чем встречи с диким зверем.
Думчинский лес по меркам Орловской области представляет собой крупный массив. Поэтому сюда очень хорошо выходить группой на 2 - 3 дня: с палаткой, печкой и прочим зимним снаряжением. Выйти из электрички, дойти до какого-либо удобного места, расположиться лагерем. А затем желающие могут делать радиальные выходы. При этом вовсе не обязательно ограничиваться Думчинским лесом - вокруг него есть и другие леса. Некоторые туристские группы обустраивают в лесу свои стоянки: сооружают навесы, столы, ямы для мусора и т.д.
Вот пример трёхдневного похода в Думчинский лес.
День первый. Март-месяц. Снега - по колено. Вышли на станции Думчино. Пешком по тропинке дошли до посёлка Красный. Выйдя из посёлка, встали на лыжи. Где-то спустя километр остановились и разбили лагерь. До обеда - обустройство лагеря. После обеда желающие вышли на радиальный маршрут. Из 14 человек желающих оказалось семеро. Лесом да полем выбрались на асфальтированную дорогу «Мценск - Сторожевое». Поверхность дороги расчищена грейдером и покрыта плотно утрамбованным снегом, транспорт ходит очень редко.
Вид на Аниканово.
Коньковым шагом дошли до деревни Аниканово. После Аниканово перемещались днищем балки, взошли «лесенкой» на крутой высокий покрытый лесом склон. Вскоре оказались над Окой; она здесь не замёршая. От Оки полями - мимо деревень Озеривля и Счастливка вернулись в лагерь. При этом небольшую части пути снова прошли по дороге «Мценск - Сторожевое», а большую часть пути шли полями. Температура воздуха - около нуля, снег на деревянные лыжи налипает. У кого лыжи не смазаны, у того они буквальным образом превратились в тяжёлые «снегоступы». Длина радиального выхода - 15 км, на его прохождение затратили 4 часа.
Вид на долину Оки со стороны Счастливки.
День второй. Часть ночи проходит в тщетных попытках выспаться, часть - у костра. Разумеется, имеют место беседы и песни под гитару. В девятом часу утра (можно было и раньше) желающие отправляются в ещё один радиальный выход. На сей раз желающих оказалось пятеро. Мы снова вышли на автодорогу «Мценск - Сторожевое». Немного прошли по ней, а затем кратчайшим путём через поле направились к истокам Сухой Зуши. Далее порядка 8 км мы движемся по днищу Сухой Зуши. Оно безлесно, а склоны по обе стороны покрыты лесом. Через насыпь всё той же автодороги пришлось перебираться «лесенкой». Зато на высокую насыпь автодороги «Мценск - Болхов» взбираться не пришлось. Мы прошли сквозь неё по бетонному тоннелю, в котором течёт Сухая Зуша. Поверхность речки внутри тоннеля - лёд. Сама Сухая Зуша - не то маленькая речка, не то большой ручей. Сразу за насыпью находятся опоры прежнего моста, сложенные из известняка. Смотрятся эффектно - «под старину». Лёд у старых опор слабый. Из долины Сухой Зуши, повернув влево, выбрались на водораздел, прошли через поле, деревню Фроловку, снова вошли в лес. В лесу остановились на перекус, развели костёр. Всё! Двое участников не прочь пройтись на лыжах далее, но троим в понедельник надо быть в городе. Чтобы успеть на электричку, разворачиваемся и тем же путём возвращаемся в лагерь. Последовала спешная упаковка вещей в рюкзак. Протяжённость этого радиального выхода составила 32 км, занял он чуть более 7 часов. Утром температура воздуха была около -5°С. Оба дня погода стояла хорошая. Во второй день после обеда непродолжительно шёл снег. На открытых участках лыжню сильно заносит снегом за час.
День третий. О третьем дне ничего рассказать не могу: я успел на электричку днём ранее.
Ещё один вариант двухдневного похода в Думчинский лес. Опять же март-месяц, но вторая его половина.
День первый. Вышли из электрички в Думчино, прошли пешком до места стоянки, разбили лагерь. Радиальных выходов в этот день не предпринимали. Что касается питьевой воды - её можно набрать в п. Красный. Хотя возможность использования снега тоже не исключается.
День второй. Забавно, когда сквозь сон слышишь, как кто-то закидывает дрова в печку, а тем временем снится, что едешь в поезде. Сразу после завтрака желающие (6 человек) вышли на радиальную прогулку. Полями и глубокими лесными балками ходили на лыжах до д. Торкуновка. Возвращались той же дорогой. В Торкуновке закупили полтора литра цельного молока у местной бабули. Оно хранилось в погребе, и было холодным. По ходу движения иногда останавливаемся и маленькими глотками пьём молоко, а в молоке плавают ледяные кристаллы. Температура воздуха -7°С. Протяжённость радиального выхода составила около 10 км, занял он 4 часа.
близ Железницы.
А вот вариант однодневной прогулки. Выходим втроём на станции Железница. Пересекаем небольшой овраг. Снега там местами по пояс, несмотря на то, что вторая половина марта. На поле - прочный наст. Температура воздуха - около нуля. Погода изумительная. Примерно половина пути проходит по открытым местам, открываются красивые виды. Далее движемся через лес, по пути пересекаем глубокую балку. На краткий перекус - чай с мелиссой. Очень красиво в ельнике воспринимается сочетание снега и зелени, солнечных бликов и полутени. Сделав визит к знакомым туристам, расположившимся вблизи поляны Лесного Духа, возвращаемся назад по своей лыжне - это намного быстрее, да и легче.
Лучше, конечно, идти зимой в Думчинский лес на лыжах. Но можно и пешком. Примерно числа до десятого января снега немного. Позже придётся более жёстко придерживаться просёлочных дорог и натоптанных тропинок. В сильные оттепели нет резона идти в лес с лыжами, особенно с деревянными. Лыжник в пасмурную и не по-зимнему дождливую погоду удовольствие от прогулки едва ли получит. Да и по возвращению в город он может нелепо выглядеть под дождём, обходя лужи с лыжами в руках… А для пешего скольжение значения не имеет. Тяжеловато придётся тому, кто будет нести в рюкзаке печку, пробираясь через сугробы по колено в снегу. И всё же можно получить своеобразные впечатления и в сырую погоду. Как вам, например, паучок, оживший и плетущий паутину на былине над снегом? Это 6-го то января! Или вот ещё неподалёку проявляет признаки жизни насекомое, внешне напоминающее комара. А ночная тишина, нарушаемая потрескиванием костра и звуком падающего с сосен снега? Ощущение такое, как будто вокруг палатки в лесу кто-то ходит. Или, например, густой туман в утреннем ельнике?
Всё же лучше выбираться в Думчинский лес в ясную, в меру морозную погоду. При пеших прогулках тоже можно не ограничиваться массивом Думчинского леса. Вот вариант однодневной пешей прогулки.
Вышел на станции Думчино. 7-е января. Погода замечательная, ясная, небо синее. Температура воздуха -7°С. Ближайшим просёлком добрался до леса. Просёлок в лесу вскоре сменился тропинкой, а та исчезла вблизи дачного массива. Далее приходится пробираться заметёнными просеками. В конечном итоге из леса выхожу к деревне Железница. От Железницы в сторону Оки идёт просёлок, поверхность его скользкая. Снега на открытых участках лежит немного. По дороге перехожу речку Лисичку Лисицу, далее пешеходным мостом переправляюсь через Оку близ д. Жукова.
"речка Лисичка", т.е. Лисица. Саженые ельники южнее речки Лисички Лисицы.(февраль)
Выхожу на асфальтированную дорогу «Болотово - Клеймёново». С неё открывается широкий вид на Оку. От Покровской церкви, что расположена в селе Клеймёново, поворачиваю на деревню Пронина, а от неё по колее «Кировца» иду в направлении Паслово. Напротив разветвления балок колея «теряется». Далее пришлось перебраться через балку, пройти с километр по заснеженному просёлку. А затем - ещё 1 - 2 км по вспаханному полю, утопая в снегу по колено. В расположенном за полем овраге сделал передышку.
Перелески между д. Пронина и с. Паслово. Овраги вблизи села Паслово.
Тишина «космическая». Слышен не только звук автомобилей, проходящих по трассе (до неё 4 км), но и то, как кровь в висках стучит. Ни тенькая птиц, ни ветерка, ни голосов. Хотя вообще-то на протяжении дня ветер имел место. Форсирую овраг (эк меня в него занесло!), выбираюсь в Паслово и выхожу на просёлок. Далее по просёлку выхожу на станцию Оптуха, откуда уезжаю вечерней электричкой. Протяжённость пешего маршрута составила 38 км, затрачено на его прохождение 6 часов. Другими словами, шёл резво, насколько это было возможно. Вообще, хорошая получилась прогулка.
.
БАСТЫЕВО.
1997
7-е января. Имелось у меня желание повторить в какой-то мере пешую прогулку, имевшую место ровно годом ранее. В тот раз я прошёл по маршруту «ст. Думчино - с. Клеймёново - ст. Оптуха». На этот раз запланировал лыжный маршрут «ст. Бастыево - с. Спасское-Лутовиново - р. Сухая Зуша - ст. Думчино». За день до выхода на маршрут почему-то усиленно читал литературу про волков. Как чувствовал, что называется…
Электричка идёт до Бастыево часа полтора. Вышел на станции Бастыево. Температура воздуха -14°С (это в центре Орла, за городом - ещё ниже). Мимо станции проходит асфальтированная дорога на Спасское-Лутовиново. По дороге перехожу через ручей. Затем сразу схожу с дороги влево и начинаю движение по днищу балки. Колея «Кировца» заснежена, но скольжение хорошее. Солнце светит сзади сквозь пелену облаков. На снегу - множество следов - особенно заячьих.
Судя по колее, трактор заходил вверх по днищу балки на километр, там развернулся и укатил восвояси. Дальше колеи нет, только слабо различимый под снегом просёлок. Едва я прошёл по просёлку метров 20, как заслышал - что-то не то в лесу происходит. Остановился, прислушался. Откуда-то издалека с верховьев балки донёсся мелодичный звук. Волки? Кроме лыжных палок, бинокля, перерисовки с карты да коробка спичек у меня при себе ничего нет. Не лучше ли убраться восвояси? Разворачиваюсь и начинаю движение в обратном направлении. Только выкатил на тракторную колею, как справа от меня раздался вой. Громко и, как мне показалось, совсем близко - буквально где-то за деревьями выше бровки склона. Ретироваться, похоже, поздно. Я остановился и осмотрелся. Днище балки не занято древесной растительностью. Ближайшие деревца слишком низкие. А за ними на склонах стоят только берёзы с высокими гладкими стволами, лишёнными веток до самых крон. Карабкаться на любую из этих берёз - всё равно, что карабкаться на железобетонный столб уличного освещения. Прислушиваюсь. Издалека со стороны Бастыево донёсся ещё один звук. А не гудок ли электровоза? И точно - вскоре послышался шум поезда.
Ну, успокаиваю себя, это поезд гудит, а звук по лесу эхом разносится. А тот звук, что близко показался - так это со страху. У страха глаза велики. Начитался вчера, вот и мерещится!
Успокаивая себя таким образом, снова разворачиваюсь и продолжаю движение по запланированному маршруту. Прошёл по днищу балки ещё с полкилометра. Заметённый просёлок по ходу движения отклоняется вправо до подошвы склона. Одновременно минует небольшое всхолмление. Поднимаюсь по поверхности его, перевожу взгляд с концов лыж вперёд… Глазам своим даже не поверил! Впереди в 100 - 150 метрах на днище балки - два силуэта! По днищу балки во встречном направлении шли волки. И тут же они, резко увеличивая темп, направились влево (если смотреть с моей стороны). Резвые такие, живые. А у меня даже фотоаппарата при себе нет: дома забыл. Впрочем, я всё равно не успел бы им воспользоваться. Волков видел, наверное, секунды четыре. Едва они домчались до березняка, как сразу растворились в нём. Как будто и не было. Даже промелька меж стволов незаметно.
Едва волки скрылись за деревьями, я начал лесенкой взбираться на противоположный - и, соответственно, ближайший ко мне - склон. Поднявшись за бровку, сразу же оказался на другом заснеженном просёлке. Направился в сторону Бастыево. Шёл «как танк». И очень резво. Затем повернул влево - в просвет, вышел к яблоневому саду, пересёк его и оказался на автодороге «Бастыево - Спасское-Лутовиново».
После непродолжительных колебаний я отказался от идеи продолжить запланированный маршрут. Направился в Бастыево. Вдоль дороги имеется лыжня, но плохенькая. Перешёл через железную дорогу, а затем кратчайшим путём - садами и полями - направился во Мценск. В общей сложности прошёл около 11 км. До ближайшей электрички времени ещё было много, поэтому я уехал автобусом.
Забавно: вскоре довелось посмотреть по телевизору мультфильм «Дело было зимой». Актуальный такой мультфильм оказался: и мороз, и забытый в моём случае фотоаппарат, и волки, и неудобные стволы деревьев. Есть некие общие черты в этих двух историях.
Как бы то ни было, эта встреча лет на 8 отбила у меня желание выходить зимой далеко за город в одиночку. Волки не так опасны, как их малюет молва (p.s.2016 - конечно, не то чтобы вовсе безопасны - в этом отношении разные факторы имеют значение) . Но зато впечатление они производят сильное. Во всяком случае, я не единственный, кто в этом убедился.
СТРАНИЦА ССЫЛОК