Алтай. ч.47: Новосибирск, 1955-1957 гг.

Jul 30, 2020 14:16


страницы ссылок по темам dor-zhur: 1 ДФА, 2 ДЖ, 3 Продолжение

Содержание ч.47-й повествования составлено в основном по рассказам А.С. Чекушкина.

.

Летом 1955 г. Аркадий Степанович стал выпускником НИИГАиКа и устроился на работу в только-только организуемое аэрогеодезическое предприятие (см. ч.46: Новосибирск 1953-55 и выпуск из НИИГАиКа).

Его родители и жена к осени 1954 года оказались на Кавказе в Новосельском (ныне - Ачхой-Мартан) (см. ч.8: «Второй приезд Чекушкиных на Алтай, в Павловск»). В Новосельском родилась его старшая дочь. И вот где-то во второй половине лета 1955-го Аркадий Степанович приехал в Новосельское. Погостил сколько-то и уехал вместе с женой и дочерью. По пути они сначала заглянули в Чёрмозский район (севернее Перми) к родственникам Клавдии Максимовны. И только затем вернулись в Новосибирск.

Первая фотография по возвращению в Новосибирск подписана 20 сентябрём 1955 г., но, возможно, это - дата печати или отправки фотографии. Фотография была отправлена Степану Мартыновичу, Юлии Павловне и Илье Савельевичу в Новосельское, а затем сколько-то лет хранилась у Степана Мартыновича и Юлии Павловны в Павловске:





Жилищный вопрос стоял очень остро. Прежняя съёмная комнатка в Новосибирске, должно быть, стала тесновата для троих. А своего жилья по-прежнему не было. Снова приходилось снимать помещение. Теперь, по возвращению из Новосельского в Новосибирск молодая семья поселилась в пристройке к жилому дому на улице Линейной.

По сути дела, Аркадий Степанович и Клавдия Максимовна с дочерью поселились в каком-то сарайчике. Предназначался сей только-только построенный флигилёк для каких-то хозяйственных целей - может, под складское помещение, а может кур там держать или коров в холодное время года. Но на тот момент флигилёк ещё не был задействован, вообще никак. Получилось, что Аркадий Степанович, Клавдия Максимовна и Наталья Аркадьевна стали его первыми жильцами. Аркадий Степанович покрасил стены в сарайчике. И ещё стены, как могли, утеплили.

Зимой в помещении всё же было холодно, и один из углов помещения промерзал, даже покрывался инеем. Наталье Аркадьевне тогда было 9 месяцев, её укладывали спать посередине. А однажды, когда её поставили на пол, она сразу пошла.

Дом располагался по адресу: Новосибирск, ул. Линейная, 191. Хозяйку дома они все звали тётей Соней. Вблизи дома находилось трёхэтажное музыкальное училище, и звуки музыки были слышны оттуда.

Дом по улице Линейная, 191, за ним - музыкальное училище (весна 1956):



«Тётя» Соня и Клавдия Максимовна:



Друг Аркадия Степановича пришёл в гости:



Клавдия Максимовна с дочерью:




Аркадий Степанович:



Дочь хозяйки и хозяйка - «тётя» Соня (кадр за 1956-57):



Первые самостоятельные шаги (май 1956):



Тамара Алексеевна (сестра Клавдии Максимовны) приехала в гости (лето 1956):



И ещё небольшая выборка из числа фотографий, отснятых во время прогулок во дворе дома. Фотография за июнь 1956 г.:



...за июль 1956 г.:



...без точной датировки за 1956-57 гг.:



Аркадий Степанович и Клавдия Максимовна возле дома (август-сентябрь 1956):



Хозяйка с девочкой - вероятно, с внучкой (август-сентябрь 1956):



Два не очень резких кадра отсняты, по-видимому, в доме (1956-57):



.


Мойка посуды и игрушка в виде собачки (кадр 1956-57):



Вечер или утро (кадр 1956-57):



Снег выпал (начало зимы 1956-57 гг.):



Что там? :



Зима на улице Линейной:



.



.


Иногда Аркадий Степанович и Клавдия Максимовна ходили в кино и в оперный театр. За дочерью в таких случаях случалось присматривать однокурснику Аркадия Степановича - Геннадию Решетникову. Геннадий Решетников (кадр без чёткой датировки):



Какое-то спортивное мероприятие вблизи оперного театра (1956-57 гг.):



Работала Клавдия Максимовна в Новосибирске в аптеке в здании «сталинской» архитектуры. Аптека в Новосибирске (кадр 1956-57 гг.):



Аптека (кадр за май-июнь 1956):



Коллектив новосибирской аптеки (кадр 1956-57 гг.):



Клавдия Максимовна с коллегой Панной Яковлевной в какой-то праздничный день (кадр 1956-57 гг.):



С 1955 по 1957 гг. Аркадий Степанович работал в Новосибирске в стереоцехе у Олега Альбертовича Майера. Располагался стереоцех на Красном проспекте. Красный проспект - одна из главных улиц Новосибирска - длинный очень, идёт от пристани до старого аэропорта. Оперный театр, кстати, тоже находится на Красном проспекте.

Олег Альбертович Майер с сотрудницами стереоцеха (кадр 1956 г.):



В верхнем ряду слева направо - Белеванцева Ида Ивановна, Сандомир М.Я. (бригадир), Островская В.И., Скуэ Нина Петровна (исполнитель-монтажист), Васильева М.И. А в нижнем ряду - Савина Вера Павловна, Майер Олег Альбертович (начальник цеха), Пишелева П.С.

Прорисовщик Василий Трофимович Угланов (кадр 1955-57):



Аркадий Степанович Чекушкин где-то на полевых работах (вероятно, кадр 1955-57 гг.):



А тем временем в городе Кемерово жил Василий Иванович Чехутский - глава геодезического предприятия, с длинным названием: «Государственный топографо-маркшейдерский трест «Союзмаркштрест» экспедиция №305». Эта кемеровская организация была филиалом основного предприятия, располагавшегося в Ленинграде.

Его дочь - Нелли Васильевна (очаровательное создание) - представляла себя в будущем кем-то вроде Улановой. И она несколько раз пыталась поступить в соответствующий мечтам новосибирский ВУЗ. Но безуспешно. После очередной попытки надо ей было куда-то устраиваться на работу. После Новосибирска в Кемерово она уже не захотела возвращаться, и посему устроилась простой работницей в стереоцех. На то предприятие, где работал Аркадий Степанович.

Видимо, от неё то и узнал Василий Иванович Чехутский об Аркадии Степановиче. А задумывал Чехутский создать стереоцех и у себя в Кемерово. Мысль была хорошая. Летом геодезистов-полевиков засылали на работу в тайгу, но чем-то можно было их и долгой зимой занять, да и женский персонал тоже. Вот с этой идеей и приехал в 1957 году в Новосибирск Василий Иванович. Он предложил Аркадию Степановичу переехать в Кемерово. Заманчивым моментом стало предложение решить жилищную проблему. И Аркадий Степанович согласился.

Кадр за лето 1957 г. накануне переезда в Кемерово - в Новосибирске возле оперного театра:



Так Аркадий Степанович вместе с семьёй из Новосибирска переехал жить в Кемерово.

Вообще-то, если бы не жилищный вопрос, переезжать то ему не хотелось: после большого, динамичного, передового Новосибирска Кемерово поначалу казалось чем-то вроде захолустья. Но вскоре жизнь на новом месте наладилась, с людьми хорошими в Кемерово Аркадий Степанович и Клавдия Максимовна познакомились.

Жилищный вопрос, однако, этим переездом был решён отчасти. Действительно, в Кемерово строился дом, и Василий Иванович предложил выбрать квартиру в этом доме. Аркадий Степанович выбрал квартиру на 3-м этаже. Но в то время пока дом строился, на государственном уровне произошла некая реформа, согласно которой строящееся многоквартирное жильё из собственности геодезического предприятия было отобрано.

В то время, когда упомянутый многоквартирный дом ещё строился, Аркадий Степанович с семьёй поселился в одноэтажном доме, принадлежавшем предприятию - одну половину дома занимала одна семья, другую половину - другая. Так всё время в Кемерово и жили в одноэтажном доме (вплоть до нового переезда). Это жильё, конечно, ещё не было собственным: его нельзя было продать, и как-либо достраивать вообще-то тоже не разрешалось. Но это уже были вполне приемлемые жилищные условия. Да и огород рядом с домом существенно облегчал продовольственный вопрос.

Аркадий Степанович с семьёй переехал в Кемерово летом 1957 года. А вскоре В.И. Чехутский послал Аркадия Степановича в командировку в Новосибирск. Нужны были стереометры. Стереометр - такой прибор. Смотришь в него на фото-изображение земной поверхности, а там видишь нить. Если она «висит» над поверхностью или раздваивается, то винтом настраиваешь, и получаешь высотную отметку. И сразу, ведя эту нить, можно чертить горизонтали. В стереометрах другой конструкции может быть не нить, а такой шарик, висящий над изображением наподобие миниатюрной шаровой молнии.

Аркадий Степанович пришёл по месту прежней работы к Олегу Альбертовичу Майеру. Хорошо друг друга уже знали. Майер под два метра ростом, добродушный. Говорит: «Вот ты от меня сбегаешь… Хорошо, дам тебе три стереометра. А если согласишься взять мультиплекс, то выдам пять стереометров». Аркадий Степанович сразу смекнул, в чём дело. Мультиплекс был сложным, мудрёным в эксплуатации, и как им пользоваться, никто толком не знал. И деть его было некуда, и надобности в нём не было, и простой его выглядел не очень хорошо. К мультиплексу прилагались специальные очки: одно стекло их было синим, а другое - красным. И когда смотришь в оба стекла, то получалось объёмное изображение. Аркадий Степанович понял Майера, понимал, что и в Кемерово прибор останется не у дел, но согласился забрать мультиплекс и получил для создаваемого стереоцеха пять стереометров Дробышева. Приехал в Кемерово и позвонил с вокзала, что нужна служебная машина. На работе даже удивились: зачем это понадобилась машина?

Потом В.И. Чехутский стал вести разговоры, что надо бы как-то настроить мультиплекс. Но в конечном итоге этот прибор так и остался без дела. Зато стереометры очень даже пригодились.

Продолжение следует...

страницы ссылок по темам dor-zhur: 1 ДФА, 2 ДЖ, 3 Продолжение

7.54.Новосибирская обл., 8.Чекушкины

Previous post Next post
Up