Великий Новгород 2021. ч.7: Юрьев монастырь и Перынский скит.

Aug 25, 2021 22:10


страницы ссылок по темам dor-zhur: 1 ДФА, 2 ДЖ, 3 Продолжение

13 июня 2021 г. Автобусом добрались от хостела до железнодорожного вокзала. Там пересели на автобус №7а и направились в южном направлении.

Немного южнее Великого Новгорода расположено несколько очень даже примечательных мест. Три из них - Перынь, Юрьевский монастырь, Витославлицы - находятся недалеко друг от друга. Исходя из их географического положения, удобнее всего было бы начать пеший маршрут с Перынского скита. Но мы проехали мимо нужной остановки и вышли из автобуса только вблизи Юрьева монастыря.

Возможно, Свято-Юрьев - древнейший ныне действующий монастырь на Руси.

И, во всяком случае, Свято-Юрьев монастырь - один из наиболее древних монастырей России.





«Согласно легенде», Юрьев монастырь был основан в 1030 году князем Ярославом Мудрым [3] - на другом берегу Волхова относительно его княжеской резиденции. Поначалу Ярослав жил отнюдь не на месте новгородского Торга, и сначала его резиденцией было Рюриково городище [1]. Вот напротив него то Юрьев монастырь и находится. А ещё упоминается владение князя Ярослава в Ракомо [1] - село это расположено несколькими километрами южнее Юрьева монастыря.

Однако, также называют временем основания Юрьева монастыря и гораздо более позднюю дату - 1119 год [1].

Что за «легенда», и откуда такая разница в датировке?

Оказывается, ещё в 1030 году князь Ярослав Мудрый после победы над чудью повелел поставить между своей резиденцией в Ракомо и Новгородом деревянную церковь в честь Св. Георгия (Юрия). Вот эту дату и принято считать за время основания монастыря. Хотя сам монастырь впервые непосредственно упоминается в летописи только в 1119 году в связи со строительством каменного Георгиевского собора. Стало быть, 1030-й год - дата не то чтобы легендарная, а вполне таки историческая. Церковь Св. Георгия располагалась обособленно от населённых пунктов, при ней наверняка жил кто-нибудь из священников. Но проживал ли некий монах у храма с самого его основания, с 1030 года, или же прибыл позже - вопрос открытый. Поэтому и приводятся в качестве времени основания монастыря две даты, различающиеся аж на 91 год.

Для полноты картины, впрочем, необходимо отметить: есть версия, что Спасо-Преображенский монастырь в городе Муроме старше ещё на полтора десятилетия, т.к. возник он при деревянной церкви Всемилостивого Спаса, построенной в 1015 году. Однако, в этом случае опять же неизвестно: жил ли некий монах при храме с 1015 года или прибыл к нему гораздо позже? Да и храм муромский располагался не обособленно - хоть и за городом в лесу, но при укреплённой княжеской резиденции. Стало быть, при формальном сходстве в различиях датировки, оснований для более ранней даты из двух в случае с муромским монастырём меньше. Непосредственное же первое упоминание Спасо-Преображенского монастыря в Муроме относится к 1096 году [20].

Кроме того, в Крыму и на Северном Кавказе ещё ранее возникли греческие монастыри (Инкерманский в Крыму, монастырь на склоне горы Бештау на Кавказе) - они тоже находятся в границах Российской Федерации.

Но как бы то ни было, а Юрьев монастырь во всяком случае - древнейший на русском севере.

Наиболее значимой постройкой Юрьева монастыря является большой Георгиевский собор, возведённый в 1119 году под руководством зодчего Петра (тот же зодчий 6-ю годами ранее руководил и строительством Николо-Дворищенского собора).

Георгиевский собор стоит на месте упомянутого выше одноименного деревянного храма, возведённого ещё при Ярославе Мудром.

Георгиевский собор:



.



Неоштукатуренный участок кирпичной кладки собора:



Все остальные постройки монастыря, видимые ныне, были возведены в XVIII - XIX веках.

Колокольня над Святыми воротами:



Митрополичьи покои:



Крестовоздвиженский собор и Орловский братский корпус:



Те же ворота со стороны реки:



Напротив Юрьева монастыря на другом берегу широкого Волхова расположено Рюриково городище. Укреплённый пункт существовал там ещё в IX веке. От него остались хорошо различимые земляные валы. На Рюриковом городище стоит церковь Благовещения (зум):



Первое здание церкви было построено в 1103 г. при князе Мстиславе Владимировиче и, возможно, под руководством всё того же зодчего Петра [3]. Однако оно не сохранилось, по каким-то разрушилось (или разрушено) в первой половине XIV в. В 1342-43 гг. [1] церковь Благовещенья была построена заново на том же самом месте [3]. Здание сильно пострадало в середине XX века (от действий фашистских оккупантов) и пребывает в состоянии реставрационных работ.

Путеводитель так рисует картину былого: «...гости, прибывавшие в город со стороны Ильменя, словно через парадные ворота проплывали мимо Георгиевского собора и церкви Благовещенья на Городище» [3]. Немного дополним эту картину.

В начале XI века гости, прибывавшие по воде к Новгороду с Ильменя, сначала оставляли слева от себя княжеское владение в Ракомо. По идее, с расстояния в два-четыре километра оно вполне могло быть заметно с озера. Затем гости видели по левую сторону от себя Перынь на истоке Волхова, а затем и деревянный Юрьевский храм (позже - Юрьев монастырь с одноименным каменным собором). А напротив монастыря, по правому берегу Волхова гости видели княжескую резиденцию на Рюриковом городище.

На Рюриково городище мы переправляться не будем: для этого надо искать лодку.

Выходим к песчаному пляжу - он раскинулся прямо у стен монастыря:



Вид на исток Волхова и на озеро Ильмень:



Идём в сторону Перынского скита. В 2007 году, едучи на велосипеде, я это расстояние между монастырём и скитом едва заметил. А теперь мы идём довольно долго, и время от времени нам докучают слепни.

Перынь - название древнее. Названо так урочище было по той причине, что в древности там располагалось языческое капище, где язычники поклонялись Перуну. Будучи ещё язычником, князь Владимир Святославич распорядился установить в Киеве идолы языческих богов. В Новгороде, а точнее - в Перыни - в 980 году (не ранее) идол Перуна был установлен тысяцким Путятой и посадником Добрыней - дядей Малуши (матери князя Владимира) [1]. Идолам Перуна приносились жертвы, в т.ч. и человеческие [1].

Позже, когда князь Владимир раскаялся во многом, он принял христианство и решил крестить Русь. Первая попытка крещения новгородцев была предпринята в 990 г. Однако, она дала результат меньший ожидаемого. Большинство новгородцев вскоре вернулись к язычеству. И тогда в 992 году князь Владимир отправил в Новгород епископа Иоакима Корсунянина и войско во главе с теми же Добрыней и Путятой [1]. После ожесточённого, хотя и непродолжительного, конфликта вооружённая сила принудила таки новгородцев к принятию христианства.

Перынского идола Перуна с великим позором свергли, тащили к реке и били плетьми, а идол по легенде в это время вопил [6], злился, а проплывая под Волховским мостом даже швырнул на него палицу, пожелав новгородцам нехорошего. Текст того пожелания несколько различно воспроизводится. Но так или иначе, а смысл его в том, что мост в последующие века стал местом массовых драк между жителями Софийской и Торговой сторон, а также местом казней [1].

В конце концов идола сплавили вниз по реке. А на Перуновом холме в некое столь же давнее время построен был деревянный храм - видимо, для того, чтобы впредь не допустить прежних языческих жертвоприношений. В 1230-х гг. [2] на месте деревянного храма был построен небольшой каменный - церковь Рождества Богородицы:



Известно, что Перынский монастырь существовал ещё в XII веке - в числе 15-ти новгородских монастырей [1]. Упразднён он был в 1764 году [3].

В XIX веке, при настоятеле Юрьева монастыря Фотии, возник Перынский скит [3]. Строения его, за исключением древней церкви Рождества Богородицы, относятся к XIX веку.

Перынский скит расположен в сосновом бору. Растут здесь не только высокие сосны, но и другие породы деревьев. Среди деревьев проходит тропинка, по ней можно прогуляться:



Возле Перынского скита на берегу Волхова ныне есть небольшой песчаный пляж. Река Волхов начинается всего в нескольких сотнях метрах от пляжа. Погода солнечная. И мы искупались - можно сказать, на истоке Волхова. Берега самого Ильменя - низкие, заболоченные, береговая линия озера непостоянна, и выходить непосредственно к самому озеру здесь неудобно. К тому же, приблизиться к озеру по берегу мешает речка Ракомка.

Пока мы располагались на пляже, небо со стороны Ильменя понемногу синело и синело. Стали слышны грозовые раскаты. И мы поторопились в сторону автодороги, дабы нас не застали врасплох какие-нибудь перуны. Точного расстояния до автобусной остановки я не знал, но имел представление, что она недалеко (конкретнее - в 700 м). Мы как раз успели дойти до остановки и расположиться под навесом в ожидании автобуса, как понемногу начался дождь. Молнии на юге сверкали мощные, но изредка и довольно далеко. Они били, должно быть, где-то посредине Ильменя.

Продолжение следует...

страницы ссылок по темам dor-zhur: 1 ДФА, 2 ДЖ, 3 Продолжение

Источники информации к 7-й части:

1. Смирнов В. История Великого Новгорода. М., «Вече», 2006.

2. Великий Новгород. Туристская карта. ФГУП «Новгород АГП», 2002.

3. Великий Новгород и его окрестности. Путеводитель. М., АЯКС-ПРЕСС, 2005.

6. Перынский Рождества Богородицы скит. Великий Новгород, 2006-2009.

20. Муром. Спасский мужской монастырь. https://sobory.ru/article/?object=00632

7.53.Новгородская область

Previous post Next post
Up