Иссык-Куль. ч.16: дотюркские времена в музеях Чолпон-Аты и Каракола.

Nov 11, 2022 20:52


страницы ссылок по темам dor-zhur: 1 ДФА, 2 ДЖ, 3 Продолжение

17.07, 22.07.2022

Замечательные краеведческие музеи есть в Чолпон-Ате и в Караколе (Пржевальске).

Второй из них не надо путать с музеем им. Н.М. Пржевальского, расположенным не в самом Пржевальске (Караколе), а поблизости от него - в населённом пункте Пристань-Пржевальск. Речь же здесь пойдёт именно о городских краеведческих музеях.

В этих двух музеях представлены, конечно же, разные экспонаты. Но общая концепция построения музейных экспозиций похожа. И я объединю в одном повествовании оба музея. Экспонаты их дополняют друг друга.

Так получилось, что в музее Чолпон-Аты я отснял больше фотографий, чем затем в музее Каракола (Пржевальска). Их отображаю обычным образом. Пояснения к экспонатам каракольского краеведческого музея снабжаю звёздочкой «*».

Мамонты и вблизи Иссык-Куля обозначились *:



Понятное дело, что люди жили в горах Тянь-Шаня (и вблизи Иссык-Куля в том числе) с глубокой древности.

Каменные орудия труда II тысячелетия до н.э.:





Очень похожий пестик для ступки, кстати, я видел в экспозиции афинского метро.

Каменные серпы II тысячелетия до н.э.:



Каменная мотыга *:



Как именовали себя люди, жившие на Тянь-Шане в столь далёкий бесписьменный период - сейчас никто не знает. Археологи же говорят о том, что северная Киргизия попадала в ареал распространения андроновской археологической культуры, а затем вся Киргизия - в ареал расселения сакских племён:



Информация эта требует небольшого пояснения.

Андроновская культура была распространена во II тыс. до н.э. Относительно её в учёной среде имеется ряд дискуссионных вопросов. Но в самых общих чертах обычно увязывают эту культуру с представителями индо-иранских по языку народов, отмечая при этом же, что андроновская культура оказала большое влияние на становление славянских, финно-угорских народов. Внешне андроновцы были европеоидами, преобладающй гаплогруппой андроновцев была R1a. Впрочем, предполагается и то, что андроновцы представляли собой не одну культурную археологическую общность, а, как минимум, две - алакульскую и фёдоровскую, различающиеся происхождением и дальнейшим развитием.

Андроновцы были осёдлым населением. Основу их хозяйства составляли земледелие и скотоводство, развита была бронзовая металлургия. Считается, что именно андроновцы первыми изобрели колесницу.

Что же касается саков, то судя по отображённому на карте ареалу, под саками здесь понимаются скифо-сарматские племена вообще (частью которых были и саки). Племена эти были расселены позже андроновцев в степных, лесостепных, полупустынных и соответствующих им горных регионах. Ну, и в самом деле, в археологическом плане саки плохо дифференцируются от остальных скифо-сарматских племён, да и древние письменные источники их слабо различали. В более конкретном же значении саки были расселены в юго-восточной части скифо-сарматского ареала. Они отмечены южнее Амударьи, но в большей степени расселены они были восточнее - к востоку от Сырдарьи, по рекам Или, Чу, Талас, в горах Тянь-Шаня и Памиро-Алая. Известны саки здесь с I тыс. до н.э. по первые века н.э. Относились к ираноязычной группе народов. Внешне саки были индоевропейцами, в генотипе довольно широко была распространена гаплогруппа, увязываемая с индоевропейским населением. В основном саки были кочевниками-скотоводами, местами (в частности, местами на территории Казахстана) вели осёдло-кочевой и даже земледельческий образ жизни. Как и у скифо-сарматских племён вообще, у саков были выражены черты матриархата.

Сакский орнамент 5-го века до н.э. со всей очевидностью похож на орнамент причерноморских скифов:



Фигурное литьё саков 8 - 3 вв. до н.э. *:



Бронзовые серпы 5 - 2 вв. до н.э.:



Бронзовый кинжал 7 - 3 вв. до н.э. и бронзовые ножи 5 - 3 вв. до н.э. *:



Бронзовый казан *:



Реконструкция облика сака из долины Кетмень-Тюбе, т.е. неподалёку от Ферганской долины (8 - 3 вв. до н.э.) и фото сакского шлема (5 - 3 вв. до н.э.):



Облик женщины племени саков, восстановленный на основе исследований Чельпекского могильника (это вблизи Каракола-Пржевальска):



Сакская керамика 6 - 3 вв. до н.э.:



.



Началом эпохи Великого переселения народов принято считать 4-й в. н.э., когда конница гуннов вторглась в Европу, прошла её почти всю с востока на запад и инициировала многочисленные события, выразившиеся в перемещении целых народов по Европе, да и за пределы её. Но сами то кочевники степей и полупустынь пришли в движение ещё ранее.

Эпоха Великого Переселения народов перекроила не только этнографическую карту Европы. Скифо-сарматские племена исчезают. Их прямыми потомками по языку ныне являются осетины. Но в генетическом аспекте скифо-сарматские племена влились во множество народов Евразии. И наибольшая доля скифо-сарматского происхождения обнаруживается ныне в генофонде разных народов населения Среднего Поволжья.

Исчезла - ещё до эпохи великого переселения народов - культура, характерная для саков, в горах Тянь-Шаня.

Во 2 в. до н.э. саки были вытеснены из окрестностей Иссык-Куля племенами усуней, которые сами к тому времени были вытеснены племенами хунну из Ганьсуйского коридора (это ныне в Китае). Происхождение усуней не вполне ясное. По-видимому, изначально это были европеоидные племена, в какой-то степени близкие к сакам и массагетам, но по мере смешения с другими центральноазиатскими народами становившиеся всё более сходными с ними. Столицей усуней был город Чигу, располагавшийся на берегу Иссык-Куля в восточной его части (ныне сей археологический объект находится под водой в юго-западной части залива Тюп). Усуни жили на Тянь-Шане по 5 в. н.э.

Великий Шёлковый путь возник во 2-м в. до н.э. Главный вариант Великого Шёлкового пути проходил намного южнее Иссык-Куля - через Кашгар. Но была и ветвь Великого Шёлкового пути, проходившая возле самого Иссык-Куля. И кого здесь на протяжении веков только не было!

Продолжение следует…

страницы ссылок по темам dor-zhur: 1 ДФА, 2 ДЖ, 3 Продолжение

5. Киргизия

Previous post Next post
Up