страницы ссылок по темам dor-zhur: 1
ДФА, 2
ДЖ, 3
Продолжение 17.07., 22.07.2022
Тюркские племена появляются вблизи Иссык-Куля в середине I тыс. н.э. Это ещё не киргизы как таковые (они в это время жили немного восточнее - в верховьях рек Или и Чёрного Иртыша (то пространство ныне относится к Китаю, находится на западе его).
В помещении музея проходит экскурсия для небольшой группы иностранцев на английском языке. Я к ней не привязываюсь, но успеваю услышать, что слово «тюрк» означало: «человек с конём».
Реконструкция облика древнего тюрка:
Фотографии с экспонатами музея Чолпон-Аты привожу без звёздочки, с экспонатами музея Каракола - со звёздочкой «*».
Со 2-го века до н.э. по 5 в. н.э. на Тянь-Шане жили племена усуней. В первой половине 5 в. усуни были вытеснены с Иссык-Куля жестокими жужанями на Памир. В середине 6 в. жужане были вдребезги разгромлены восставшими тюрками. Вот примерно в это время и появляются тюрки в горах Тянь-Шаня. Но это ещё не киргизы как таковые.
Наконечник стрелы 6 - 9 вв. *:
И не так то просто выглядела этническая картина в целом. В V-VI вв. в регион Семиречья расселялись с запада согдийские племена, они были ираноязычными. Согдиана средневековья - это название не целостного государства, а скорее региона с основным центром в Самарканде и ещё одним крупным центром в Бухаре. Сами согдийцы расселялись вдоль шёлкового пути намного шире. Города согдийцев были важными центрами торговли на Великом Шёлковом пути. Однако же, их политическая история не очень полно изучена. Хотя в согдийских городах и чеканилась своя монета, но о полной суверенности согдийских городов средневековья говорить затруднительно: они подпадали под власть то одного, то другого более могущественного соседнего правителя - тюркского, китайского, арабского.
Согдийцы:
Реконструкция облика согдийца:
Тюрки при этом никуда не делись, а продолжали проживать в регионе наряду с согдийцами.
Вблизи Иссык-Куля обосновалось тюркоязычное племя племя чигили. Столицей их объединения был город Суяб, располагавшийся на Великом Шёлковом пути немного западнее Иссык-Куля - в долине реки Чу. В 8 в. город Суяб был столицей Тюргешского каганата, простиравшегося от Ташкента до Турфана. Иногда Суяб называют и согдийским городом.
Пёстрой была конфессиональная картина региона. До появления ислама распространены были на Тянь-Шане тенгрианство, зороастризм, буддизм, манихейство, христианство несторианского (еретического) толка. Несториане были представлены и согдийцами, и тюрками. Они жили и по долине Чу, и на Иссык-Куле. Археологи В.П. Мокрынин и В.М. Плоских, полагают, что тюркское племя джикиль (чигили), в 8-м веке приняло христианство. Из письменных источников известно, что несторианская церковь в 9-м в. была в Таласе. На основе археологических исследований известно, что, как минимум, существовали две несторианские церкви в Суябе - 8-го и 10-го вв. соответственно, а также несторианский монастырь 9-11 вв. на месте Таш-Рабата. Наибольшего влияния на Тянь-Шане несторианство достигло позже - в 13-м веке при ханах-чингизидах. Кроме того, известно о существовании армянского монастыря на берегу Иссык-Куля вплоть по 14 в. включительно.
Конечно, для того, чтобы увидеть наскальные рисунки, лучше отправиться в музей петроглифов под открытым небом, что расположен на северо-западной окраине Чолпон-Аты за ПМК. Но для тех посетителей, кто ещё не был в музее петроглифов, экспонируются в небольшом количестве наскальные рисунки и в чолпон-атинском краеведческом музее. Всадник на верблюде, пеший человек, горный козёл - работе этой более тысячи лет:
Судя по тому, что в музее петроглифов похожее изображение верблюда датировано 6 - 10 вв., можно предположить, что и это тоже (датировка его в экспозиции не приведена).
Каменные балбалы в музее Каракола (Пржевальска) **:
Перед зданием краеведческого музея в Чолпон-Ате тоже установлены балбалы. Каменные балбалы датируются в горах Тянь-Шаня 6 - 10 вв.:
Это типично тюркская традиция установления памятников усопшим с воспроизведением реального образа жившего когда-то человека:
Почему исчезают такие памятники после 10 века? По-видимому, это было связано с распространением радикальных воззрений, запрещавших рисовать и ваять людей и животных. Воззрения те были особенно сильны в исламе, но в виде ереси присутствовали в те века даже и в христианстве.
Вот, собственно, нет у меня в предках ближе прапрапрабабушки-узбечки никого из представителей тюрских народов. И по моей славянской внешности не скажешь, что во мне вообще есть что-то тюркское. Однако, я нахожу, что я и вот это изображение тюрка… что мы похожи:
Впрочем, на основе старинных фотографий и ещё одна моя прапрапрабабушка, невзирая на русское имя-отчество, была по происхождению, возможно, отчасти из какого-то народа или Сибири, или Средней Азии, или Центральной Азии. Ну, а моя прабабушка Юлия Павловна (её я и сам немного помню из детства), будучи российского дворянского происхождения, родилась в самом начале XX в. в Кульдже. Кульджа - город в Китае, но от Иссык-Куля он не очень далеко расположен. Так что регион пограничья Российской империи и Китая мне совсем не чужой.
Представлены в музеях монеты разных сменявших друг друга народов и правителей.
Тюргешские монеты 7 - 8 вв. *:
Тюргешские и согдийские монеты 7 - 9 вв.:
Монета тухусского чекана и монета чекана Чача, обе - 8-го в.:
Кто такие тухусы? Такие согдийцы, о которых информации вообще очень мало. Известно, что владения тухусов располагались вблизи города Суяб. А согдийское государство Чач приходится на местность вблизи Ташкента.
Монеты «тухусов» 8-го века *:
Тюркские монеты 8-го века (внизу справа), монеты саманидов (иранских правителей завоёванных ими земель Средней Азии; собственно они то и вышли из-под власти арабов) 9 - 10 вв. (посередине справа), монеты протокараханидского чекана (некие тюрскские правители) 10 в. (внизу слева), фельс /название разменной монеты/ чекана караханидов (уйгурской династии, завоевавшей Семиречье и Среднюю Азию) 10 - 12 вв. (вверху справа), монеты кара-китайского чекана (государство кара-китаев простиралось в Средней и в Центральной Азии) 12 - 13 вв. (вверху слева):
В 9-м веке на востоке Тянь-Шаня появляются кыргызы, переселившиеся с берегов Енисея. Но то пока ещё речь идёт не о пространстве Киргизии, а о той части Тянь-Шаня, что расположена ныне в Китае.
В 9-м же веке в Семиречье происходила вторая волна согдийского расселения, на сей раз согдийцы спасались от арабского завоевания. Но уже в 11 веке согдийцы как этнос вовсе исчезли, растворившись среди других народов. В наибольшей степени с согдийскими предками соотносятся современные узбеки и таджики, но поучаствовали согдийцы и в формировании других народов.
Караханидские дирхемы 10 - 12 вв. *:
Тёрочник 6 - 12 вв. и кувшин 12 - 13 вв.:
Хум 10 - 12 в. из окрестностей Григорьевки, предназначался для хранения жидкостей и зерна *:
Хум 10 - 12 вв. (а в Греции отчасти похожие большие древние глиняные ёмкости именовались пифосами):
Глиняный сфероконус 12 - 13 вв. неясного предназначения (предполагается, что предназначался для транспортировки ртути):
Керамическая лампа 10 - 14 вв.:
Стрелы времён монгольских завоеваний, 13 - 14 вв. *:
Судя по форме наконечников, меткие монголы стремились не только нанести раневое отверстие, но ещё и сделать ранение площадью побольше, а повреждения тканей - серьёзнее.
Железная кольчуга, к сожалению, без указания датировки и племенной принадлежности *:
Монеты чекана чагатаидов 13 - 14 вв.:
Чагатаиды - монгольская династия по имени улусного хана Чагатая, современника Батыя.
Монеты империи тимуридов 13 - 14 вв. *:
Вот тут, по-видимому, имеется опечатка: ведь основатель Тимуридского государства - Тамерлан - жил в 14 - начале 15 вв.
Надгробные камни - кайраки - с арабскими письменами, 14 в.:
Видимо, кайраки получили распространение как своего рода альтернатива установлению балбалов. На первый взгляд может показаться, что это чисто мусульманский элемент культуры. Но на самом деле ничуть не менее мусульманских были распространены в Семиречье надгробные камни христиан-несториан с эпитафиями, выполненными посредством сирийской и тюркской письменности. И как раз они датируются XIII - XIV вв. А во второй половине XIV века и несториане, и армянские христиане в Семиречье исчезают. В качестве одной из главных версий называют две опустошительные эпидемии чумы. Но средневековая чума неизбирательна. Поэтому, конечно, очень логичным выглядит объяснение исчезновения христиан кровавыми походами Тамерлана в конце XIV - начале XV вв.
Тоже камень с арабской надписью, без датировки *:
Ну, я не знаю ни арабского письма, ни средневекового сирийского, и что за камни, уточнить на текущий момент затрудняюсь.
Латунный кумган (кувшин) 15-го в.:
Китайский кувшин *:
Макет озера Иссык-Куль:
Береговая линия озера не всегда была точно такой, как сейчас. Уровень озера за века претерпевал изменения, отдельные участки его побережий претерпевали вертикальные тектонические сдвиги.
В результате оказались затопленными многие поселения и даже города. В восточной части озера - сравнительно недалеко от Каракола - под водой скрыты остатки столицы усуней - города Чигу. В восточной же части Иссык-Куля, пребывает, возможно, что в отчасти затопленном состоянии, армянский монастырь с мощами Св. Апостола Матвея. Археологи ищут под водой и один из дворцов Тамерлана (ну, того, который разорил Елец помимо прочего). Ныне археологи-водолазы находят на дне Иссык-Куля на глубине нескольких метров артефакты далёких времён - оборонительные сооружения большого древнего города сер. I тысячелетия до н.э. (где-то у северного побережья), сакские курганы, фрагменты строений, керамику (в т.ч. и вблизи Чолпон-Аты):
.
.
Собственно кыргызы появляются в горах западного Тянь-Шаня только после катаклизма монгольских завоеваний. Переселение киргизов - сначала на Тенир-Тоо - происходило в XIII - XV вв., а к концу XV века на севере Тянь-Шаня сложилось объединение кыргызских племён, вобравшее в себя и прежнее автохтонное население региона. Именно к этому времени кыргызы становятся господствующим этносом на Тянь-Шане.
Продолжение следует…
страницы ссылок по темам dor-zhur: 1
ДФА, 2
ДЖ, 3
Продолжение