страницы ссылок по темам dor-zhur: 1
ДФА, 2
ДЖ, 3
Продолжение 17.07., 22.07.2022
Продолжаю повествование об экспозиции краеведческих музеев Чолпон-Аты и Каракола (Пржевальска). Пояснения к экспонатам музея Чолпон-Аты привожу без звёздочки, а к экспонатам музея Каракола - со звёздочкой «*».
.
Во второй половине XVIII - первой половине XIX вв. киргизы, несмотря на упорное сопротивление, были захвачены Кокандским ханством.
Власть Кокандского ханства была нежеланной для киргизов. Но сбросить её они не могли. И стали искать защиты от кокандских правителей у Российской империи.
Судя по карте-экспонату краеведческого музея города Каракол, в период с 1786 по 1863 гг. было отправлено никак не менее 8-ми депутаций от киргизских племён в Российскую империю *:
Основной просьбой было принятие киргизов в российское подданство.
Музейный экспонат - репродукция картины Ж. Кожахметова «Кыргызские послы в приёмной у генерал-губернатора Западной Сибири»:
Киргизские делегации были не единственной причиной, по которой Российская империя вступила в войну против Кокандского ханства. Была необходимость и в том, чтобы не допустить Британскую империю в Среднюю Азию. Англо-саксы норовили реализовать свои колониальные устремления в Средней Азии через Кокандское ханство. Военные действия Российской империи против Кокандского ханства с перерывами продолжались с 1850 по 1876 гг.
Первыми были приняты в российское подданство кыргызские племена, проживавшие вблизи Иссык-Куля. Произошло это начале 1855 года. А жили в то время вокруг Иссык-Куля представители племени бугу, по северному побережью западнее современных Чолпон-Аты и Долинки - племя саяк, а к юго-западу от озера и по долине Чон-Кемина - племя сарыбагыш.
Затем последовали новые сражения русских войск с войсками Кокандского ханства. В 1860 году произошла битва при Узун-Агаче, в 1862 г. русское войско взяло крепости Токмак и Пишпек, в 1863 г. - крепости Джумгал и Куртка, в 1864 г. - крепость Аулие-Ата. В 1860-х гг. российскими подданными стали кыргызы, жившие по долинам Чуи, Таласа, Нарына. Однако, Киргизия и на этот раз ещё не полностью оказалась в границах Российской империи. Депутации киргизских племён, проживавших на юге Киргизии, к российским представителям власти новых административных единиц имели место ещё и в 1872 - 1873 гг. Присоединение южных племён кыргызов к Российской империи осуществилось только в результате окончательной победы над Кокандским ханством в 1876 году.
Едва Тянь-Шань стал доступен для изучения, как в горы отправились русские исследователи-путешественники. П.П. Семёнов-Тянь-Шанский уже в 1856 году отправился в научную экспедицию на Тянь-Шань и провёл в ней около двух лет.
Первое русское поселение на Иссык-Куле - это укрепление Сибирского казачьего войска Аксуйское (оно же Теплоключенка, ныне Ак-Суу восточнее современного Каракола-Пржевальска). Аксуйское укрепление строилось в 1864 г. и стало центром нового Каракульского уезда. Примерно в это же время появились и первые русские крестьяне-переселенцы. Летом 1869 года был основан уездный центр Каракол (в последующем - город Пржевальск). В 1871 г. на западе Иссык-Куля появилась почтовая станция, возле которой в 1884 году поселился отставной солдат М.И. Бачин. В последующем на том месте возник созвучный названием город Рыбачье (нынешнее название города являет собой буквальный перевод на киргизский - Балыкчи). К 1886 году на Иссык-Куле помимо Теплоключенки оказалось ещё пять русских селений: Сазановка (ныне Ананьево), Преображенское (ныне Тюп), Новоконстантиновка (ныне Джергез), Алексеевка (ныне Ой-Тал), Сливкино (затем Покровка, ныне Кызыл-Суу). В последующем приток крестьян-переселенцев на Иссык-Куль несколько возрос. Появлялись новые поселения.
В 1882 году у северо-восточного побережья Иссык-Куля был основан Свято-Троицкий православный монастырь (существовал до трагических событий 1916 года).
Судя по картам Пржевальского переселенческого подрайона Семиреченской области (в частности, за 1911 г.), старожильческие русские поселения (казачьи и крестьянские) располагались на северном побережье Иссык-Куля к востоку от Бостери, у восточного побережья озера в окрестностях Тюпа и Пржевальска (в т.ч. самый большой участок переселенческих земель), на юго-востоке озера у Покровки. Кроме того, до 1910 года небольшими участочками локально возникли русские поселения Рыбачье (Балыкчи), а в 1910 г. (насколько можно разобрать) Чулпак-ата (Чолпон-Ата) и селения к западу от неё. Вблизи Пржевальска возникли также осёдлые поселения таранчей (уйгурский этнос) и дунган, а вдоль южного побережья Иссык-Куля к этому времени уже появились и небольшие участки осёдлого киргизского населения. В остальном же пространстве вблизи Иссык-Куля продолжали проживать кочевые киргизские племена. Одна из карт, по-видимому, за второе десятилетие XX в.:
К сожалению, фотокопия карты в музее - чёрно-белая, и потому тональность заливки на легенде и на самой карте может ввести в заблуждение совсем уж несведущего посетителя. Во избежание недопонимания поясняю, что наиболее тёмная заливка на карте соответствует землям, определённым для поселения русским переселенцам.
Расположение казачьих участков и участков крестьян-переселенцев в Семиреченской области можно нагляднее рассмотреть на основе карты 1911 г. по ссылке:
http://www.etomesto.ru/map-kazakhstan_almaty_semirechenskaya-oblast-1911/ В то время население большей части Российской империи ещё не называло кыргызов киргизами. Представления о казахах в Российской империи издавна были более ясные (именно их тогда называли киргизами, киргиз-кайсаками либо кайсаками, а казахами стали именовать после революции, чтобы лучше отличать в написании от казакóв). Но о живших далее киргизах представления в России до середины XIX века были довольно смутными. Их именовали кара-киргизами или чёрными киргизами, подразумевая со всей очевидностью выраженный южный загар. И затем вплоть до революции даже исследователи в статистических обзорах обычно пользовались сложившимися к тому времени обозначениями.
Экспонаты русского быта в краеведческих музеях Чолпон-Аты и Каракола (Пржевальска) тоже представлены *:
Но они столь обычны для меня, что я их почти не фотографировал. Вот, скажем, из этих утюгов - примерно такой, как слева, был ещё на моей памяти у деревенских дедушки Коли и бабушки Тани; а такой, как справа, я и теперь нередко вижу в семейной обстановке, хотя он и используется давно уже не по назначению, а больше как гирька *:
Темы трагических событий 1916-го года я коснулся в повествовании о Чолпон-Ате. Здесь повторяться не стану, как не стану вдаваться и в тематику революционных лет.
Ну, а история советского периода - она есть не то что в экспонатах краеведческих музея. Достаточно выйти на улицу - и зримое материальное наследие советской эпохи не заставит себя долго ждать своим появлением.
Отмечу, что в настоящий момент отношение к русским туристам на Иссык-Куле очень даже доброжелательное. И одними из самых доброжелательных местных, на мой взгляд, являются музейные работники.
В музее Каракола работник музея - киргиз - даже хотел подарить мне трекинговую карту восточного Прииссыккулья. Просто так. Но я буквально за два часа до этого купил в одном из кафе точно такую же карту за 300 сом (там было несколько на разные горные участки). И, поблагодарив, пояснил, что такая у меня - вот, лежит в рюкзачке. Может быть, следовало просто принять карту, чтобы человеку было приятно? Но зачем бы мне точно такая же вторая карта? Один из двух экземпляров лежал бы потом среди множества карт, не будучи разворачиваем. А о доброжелательности сотрудника музея я и так помню.
Продолжение следует…
страницы ссылок по темам dor-zhur: 1
ДФА, 2
ДЖ, 3
Продолжение