22.07.2022
Мы добрались на такси до восточного автовокзала Чолпон-Аты, а затем выехали рейсовым микроавтобусом в Каракол (Пржевальск). Что-то около 137-ми км пути по автодороге вдоль побережья Иссык-Куля - где ближе к озеру, где подальше.
Участок дороги от Чолпон-Аты до Бостери включительно я отобразил в предыдущем посте. Поэтому начну повествование о поездке с того места, как маршрутка вышла из Бостери. Фотографии за 22 июля дополню фотографиями за 23 июля (расположив их не по хронологии, а в соответствии с географическим принципом). Пояснения к фотографиям за 23 июля помечаю звёздочкой «*».
Собственно, на что я обращал внимание? Конечно же, на пейзажи, а ещё - на домики, выполненные в простых формах русского сельского зодчества, на церкви и мечети. В основном, эти аспекты и отображены на фотографиях.
Горы восточнее Бостери:
Километровый участок перед деревней Булан-Сегетту, здесь дорога теснится между крутыми склонами горы Пришиб и озером:
Горы поблизости:
Какая-то турбаза западнее Булан-Сегетту:
Не берусь утверждать, что домики в традициях сельского русского зодчества XIX - XX вв. в этой местности однозначно преобладают. За последние десятилетия здесь же было возведено немало частных домов в новых архитектурных формах, но отчасти преемственных прежним. Во всяком случае, сельские домики в русских архитектурных традициях встречаются очень часто, и их очень много.
Сейчас их облик мало кому интересен. Но, увы, ведь когда-нибудь, по причине времени они значительной частью исчезнут. И вот тогда какой-нибудь участок с хорошо сохранившейся застройкой, наверное, станет привлекать внимание туристов как старинное культурное наследие русского населения XIX - XX вв. в Средней Азии.
Иногда я называю домики в традициях русского сельского зодчества просто «русскими домиками». Но это не вполне точное определение. Дело не только в том, что во многих из них ныне живут не русские, а киргизы. Может быть, некоторые такие домики и построены киргизами, перенявшими особенности быта у русского населения. Поэтому, думаю, правильнее называть домики: построенными в традициях русского сельского зодчества.
Вот, например, таковой домик в селении Булан-Сегетуу (в советское время - посёлок Комсомол) *:
Его надстроечка в сочетании с расположением на 4-скатной крыше довольно специфична для здешних мест. Но нельзя сказать, чтобы именно такой вариант строения был преобладающим среди местных домиков в традициях русского сельского зодчества.
Надстройка на здании в Корумду расположена со стороны фасада, чем напоминает домики между Москвой и Тулой, но на конструкции крыши располагается всё-таки иначе *:
Поля и тополя на фоне гор:
Кладбище восточнее Корумду:
Облик русских домиков довольно прост, но при этом не сводится к какому-то одному преобладающему варианту. Русские приезжали в поисках лучшей жизни в Киргизию из разных губерний и областей. И привносили с собой разную архитектурную специфику. И потому трудно обозначить какой-то типичный именно для Прииссыккулья облик русского сельского домика. Вот, например, в Темировке есть домики и примерно такие, как в Инжавинском районе Тамбовской области… :
…и как в Суджанском районе Курской области… :
…и как на Брянском ополье… :
…и как в Орловской области (по соседству с явно более поздней постройкой)… :
…и как в кромском Поочье Орловской области:
Промелькнул даже домик со вторым этажом таким, какой можно встретить иногда неподалёку от Великого Новгорода.
Но обращает внимание, что, как правило, стены сельских домиков на Иссык-Куле оштукатурены и побелены или покрашены. Тогда как, в Курской, Брянской, Орловской, Тамбовской областях домики обычно обшивались досками в той или иной местной традиции. Более того, стены домов в Прииссыккулье вообще выстроены не из дерева, а из камня. Потому как древесина вблизи Иссык-Куля всегда была в большем дефиците, чем в лесах или лесостепях Нечерноземья и Черноземья.
Ставней в Темировке не видно. И вообще, ближе к Чолпон-Ате ставней не видно. Однако, восточнее ставни весьма обычны, как и наличники.
Довольно часто встречаются в Киргизии домики с балкончиками под скатами крыши в разных вариантах, например, вот - домик в Темировке:
Эта своего рода местная специфика мне редко попадала в кадр, хотя в Приисыккулье довольно распространена.
Домик с усложнённой формой крыши и простым орнаментом, тоже в Темировке:
Мечеть в Темировке:
Горы возле Темировки:
Селение Кашат, виден домик с надстроечкой на крыше с фасадной стороны - подобно тому как бывает между Москвой и Тулой, но здесь надстроечка в конструкцию крыши вписана иначе:
Простенький домик, по-видимому, в Кашате:
А вот и домик со ставнями и наличниками, декорированный резьбой - тоже, по-видимому, в Кашате:
Русские и сейчас живут в близлежащих селениях. И логично предполагать, что здесь - в Темировке, Григорьевке, Семёновке, Ананьево (и в деревнях поменьше) доля русского населения выше, чем в среднем по Иссык-Кульскому району. Ведь в этой местности располагались селения, которые к 1910 году уже считались старожильческими селениями русских крестьян. Но из маршрутки я их потомков почти не видел. Наверное, им незачем было ехать куда-либо в это самое время. А, кроме того, здесь же все местные - сильно загоревшие под южным Солнцем гор, и издалека не разобрать, где русский, а где киргиз. Даже если вспомнить Ульяновск, то много на его улицах слегка смуглых людей с чёрными как смоль волосами - а это русские, но разумеется с привнесением особенностей, свойственных внешности других народов Поволжья. По внешности не всегда можно понять.
Улица в Григорьевке:
Ведёт она в направлении населённого пункта Григорьевская Пристань:
Вид по той же улице в противоположную сторону, на Григорьевское ущелье, по которому течёт речка Чонг-Ак-Суу:
Магазин и кафе «Алмаз» в Григорьевке:
Дорога в Григорьевское ущелье:
Григорьевское ущелье - одна из главных природных достопримечательностей на севере Иссык-Куля. Оно же - ущелье Чон-Ак-Суу (в буквальном переводе «большая белая река»).
Ещё одна улица в Григорьевке:
Ещё один вид на Григорьевское ущелье, от магазина; видны те же домики селения *:
Окраина Григорьевки, а на переднем плане - один из водотоков, по которому через каналы-арыки течёт вода из речки Чон-Ак-Суу *:
В XIX веке окрестности Григорьевки стали одним из основных районов притока русских переселенцев на Иссык-Куль. И проезжая через ближайшие селения можно наглядно понять, почему это так. Да, озеро от этих населённых пунктов в стороне - до него 6 км. Поэтому здесь нет ныне таковой курортной зоны как в Долинке, Чолпон-Ате, Бостери, и курортноков тоже не видно. Зато имеется сравнительно пологое пространство протяжённостью более 30 км и шириной до 9 км, на котором возможно полевое возделывание сельскохозяйственных культур:
.
Для кочевников-киргизов в XIX веке это обстоятельство принципиального значения не имело. А вот для русских крестьян, страдавших в Средней полосе от чересполосицы и нехватки земель (при имевшихся на тот момент способах ведения сельского хозяйства) оно было очень актуально. И администрации новых административных единиц Российской империи именно такие земли определяло для переселенцев.
Ныне западные «партнёры» пытаются втюхать мысль о том, как якобы злая царская администрация отбирала самые плодородные земли у казахов и других кочевых народов. На самом же деле, российские власти вовсе не желали ущемлять местное население; известны решения, принимавшиеся не в пользу переселенцев, а в пользу казахов, например. Однако же, и в те времена субъективно уже, по-видимому, понятно было, а позже было научно доказано, что в районах, хорошо подходящих для земледелия, земледелец на той же площади может получить продукции, достаточной для питания вчетверо большего населения, чем может получить скотовод (к сожалению, давно не попадалось то издание из серии «Молодая гвардия», названия не помню). И хотя кочевые угодья киргизов таким образом сокращались (в процентном отношении не сильно), но некоторые из киргизов приобщались к земледелию (и участки оседлого киргизского населения тоже понемногу появлялись вблизи озера). В результате численность русского населения росла, а численность киргизского населения не сокращалась. И царская администрация довольно успешно решала сразу несколько проблем: нехватку земельных ресурсов в европейских губерниях империи, задачу упрочнения положения российской власти в новых областях на периферии, повышение производства сельхозпродукции.
Таким же пейзаж остаётся и в Семёновке, названной так по Семёновскому ущелью (которое в свою очередь получило название в память об исследователе Тянь-Шаня - П.П. Семёнове-Тян-Шанском) :
Пейзаж между Семёновкой и Ананьево:
.
.
.
Горы вблизи Ананьево, а сразу за горным хребтом находится Казахстан (западнее Григорьевки за ближайшим горным хребтом расположен ещё один, и только за его вершинами - Казахстан, а здесь Казахстан ближе):
Домик со ставнями в Ананьево:
Ананьево - самое крупное селение вдоль северного побережья Иссык-Куля к востоку от Бостери. Поначалу называлось Сазановкой. Современное название получило в 1942 г. в честь уроженца села героя-панфиловца Н.Я. Ананьева. Одно время населённый пункт был административным центром Иссык-Кульского района (ныне центр района - город Чолпон-Ата).
В Ананьево в стороне, к северу от дороги промелькнула над домами и за деревьями верхушка православной церкви. Блестела на солнце. Церковь Св. Николая Чудотворца. Заснять не успел. Да, православные церкви в Киргизии есть. Но в отличие от мечетей расположены не на самом видном месте возле оживлённой автодороги, а стоят неприметно немного в стороне. Таковы церкви в Чолпон-Ате, Ананьево, Тюпе. Всего я видел в Прииссыккулье 4 православные церкви (есть и ещё), две из них посетил, а две (в Ананьево и в Тюпе) видел лишь поодаль и мельком.
Мечети же рядом с дорогой встречаются едва не в каждом населённом пункте. И это пейзажное сочетание с русскими домиками как-то… непривычно?.. странно?.. экзотично?... в общем, трудно формулируемо. Мечети всякий раз стоят вблизи дороги на самом видном месте. Откуда их столько, в столь небогатой стране? Глядя на них из микроавтобуса лишь предполагаю, что, как и в случае с Казахстаном, строительство мечетей профинансировано какими-нибудь арабскими шейхами. Ну, и действительно, так и есть. Более 2/3 всех мечетей построены в Кыргызстане на деньги саудитских фондов, а остальные большей частью - на турецкие и катарские финансовые вложения. Ситуация таковая вызывает опасения не только у меня - не мусульманина - но и у местных аналитиков стран Средней Азии. Дело в том, что через строительство мечетей в регион могут внедряться радикальные течения, а кроме того могут осуществляться и попытки влияния на политику светских ныне среднеазиатских государств.
На мой взгляд, пожалуй, ситуация содержит и потенциальный риск использования её враждебными силами для организации межконфессионального конфликта с попыткой выдавливания русского меньшинства из региона по сценарию 1916-го года. К счастью, население Киргизии - пока, во всяком случае, не радикализовано. И это очень хорошо: государство, в котором широко представлено более одной конфессии, должно быть светским. Богу - Богово, а кесарю - кесарево.
Немного восточнее - между Ананьево и Жаркынбаево - равнинная полоса земель вдоль озера становится заметно уже.
Продолжение следует…