22.07.2022.
Немного повторюсь.
Мы добрались до города Каракол, основанного по решению полковника Генштаба А.В. Каульбарса летом 1869 г. как русская крепость на одноименной реке. В период с 1889 по 1922 гг. город официально именовался Пржевальском. После революции - с 1922 по 1939 гг. - Караколом (мол, Пржевальский был царским офицером). С 1939 г. по просьбе населения города - Пржевальском. В 1992 г. местные власти вернули городу первоначальное название, но это тот редкий случай возвращения первоначального топонима, когда лучше бы этого не делали.
Мы вышли из микроавтобуса на Главном автовокзале:
Кассы находятся не в здании автовокзала, а рядом с ним. Причём имеется интересная особенность в оформлении билетов на рейсы. Сначала покупаешь билеты - например, в Чолпон-Ату. А на билетах шариковой ручкой обозначен… нет, не номер маршрута и не пункт назначения. А регистрационный номер микроавтобуса. И вот с этими билетами идёшь в один из стоящих поблизости микроавтобусов.
Но всё это - позже. А сейчас мы идём осматривать город.
Сначала любопытства ради зашли в большое здание автовокзала, очевидно, построенное во времена СССР, а ныне почти безлюдное:
Затем направились в западном направлении по улице Пржевальского.
Главным образом впечатления о городе - за 22 июля (а комментарии к фотографиям за 23 июля помечаю звёздочкой «*»).
Какой-то «Grand hall» рядом с автовокзалом (это банкетный зал «Тору Айгыр» и правее - гостиница):
Мечеть возле микрорайона «Восход» (зум):
Эта же мечеть с другой стороны *:
На улице Пржевальского ведутся дорожные работы. И, судя по глубине желобов, дождевой или талой воды здесь иногда бывает много:
По словам автомобилиста, подвозившего нас в город от мемориального комплекса Н.М. Пржевальского, ровный асфальт в городе принялись укладывать в этом году. Ну, и действительно, на пригородных дорогах автотранспорт пока идёт с лёгким потрясыванием на камешках асфальтового полотна.
Одноэтажные домики в традициях русского зодчества на улице Пржевальского:
.
Дом №142 на перекрёстке ул. Пржевальского с ул. Асаналиева, ставни и наличники детальнее:
Дом с похожим орнаментом наличников:
Увы, а вот этих русских домиков уже нет, но ознакомиться с их фасадами, ставнями и наличниками ещё можно:
.
Странная какая-то нумерация домов на этой улице: сторона одна и та же, а номера домов и чётные, и нечётные встречаются. Дом №133 по ул. Пржевальского на перекрёстке с ул. Московской - со ставнями и наличниками:
Дом по другую сторону перекрёстка:
Дом на противоположной стороне ул. Пржевальского:
И ещё один домик на этой же улице:
Даже по одному этому небольшому участку ул. Пржевальского видно, что частных жилых домиков в традициях русского зодчества в городе очень много. А ведь это - не исторический центр города, и, может быть, не самая русская в этнографическом плане его часть.
Город был основан 1 июля (по старому стилю) 1869 года как крепость и уездный центр Российской империи. Поскольку расположен на берегу реки Каракол, то и назван был так - город Каракол. Буквально переводится как «чёрное озеро». Но никакого озера в городской черте нет, и где оно находится или находилось, непонятно. Наверное, где-то выше в горах.
По сути, это может и не самый южный, но один из самых южных городов, основанных в границах Российской государственности, и где ещё сохраняется заметная доля русского населения.
В первые годы город был совсем небольшим. В 1872 г. в нём было всего 150 жителей, причём большей частью татар и узбеков. В середине 1870-х в европейских губерниях России случился неурожай, что привело в усилению крестьянских переселенческих потоков в восточных направлениях. Переселенческий поток в последующие четыре десятилетия только усиливался, во всяком случае это однозначно касается Каракола. Тем не менее, и к концу XIX века русские составляли только 36% из 8108 чел. городского населения, будучи при этом, однако же, относительным большинством. К 1913 г. число жителей города возросло почти вдвое. И поскольку на прошедший период времени приходятся столыпинские реформы, можно полагать, что русские к этому времени стали в городе и абсолютным большинством.
В 1889 г. по прошению генерал-губернатора А.Г. Колпаковского царским указом город Каракол был переименован в Пржевальск в память о заслугах похороненного рядом с городом великого русского путешественника и исследователя Центральной Азии - Н.М. Пржевальского. Город также связан с именами и других известных исследователей - В.И. Роборовского, П.К. Козлова.
В конце XIX - начале XX вв. Пржевальск уже стал своего рода культурным центром на Тянь-Шане. В городе было открыто несколько образовательных учреждений. Каждый собственник обязывался посадить фруктовый сад и аллею перед домом. В XIX в. Я.И. Корольковым была основана первая в Киргизии метеостанция. В первые годы XX в. открылась первая в Киргизии народная библиотека. В 1910 г. построен ипподром. В 1913 г. было основано уездное общество пчеловодов и вышел первый в Киргизии журнал «Пржевальский сельский хозяин». В это время в городе действовало более 60 небольших предприятий. В 1914 г. построена небольшая электростанция.
В 1922 г. Пржевальск был переименован в Каракол по тем революционным соображения, что Н.М. Пржевальский - это же царский офицер. В 1939 году городу вернули название Пржевальск.
В 1992 году Пржевальск был переименован в Каракол. При всём моём уважении к первоначальным названиям населённых пунктов, это тот случай, когда лучше было бы первоначальное название не возвращать, и для себя я его не вполне воспринимаю. В принципе, само по себе название как название. Но оно и менее информативно относительно города, и недолго вообще-то город под этим названием изначально существовал. Лучше было бы оставить ему название в память о Н.М. Пржевальском.
Вплоть до развала СССР русских в городе было много. Но после многие русские уехали из Киргизии. Коснулась эта тенденция и Каракола-Пржевальска. Уехали, однако же, не все.
В абсолютных числах самым русским городом Кыргызстана является Бишкек (в городе-миллионнике русские составляют 16,64%). В процентном отношении самый русский город Кыргызстана - это или Бишкек или Каракол.
По официальным данным в Караколе русское население в 2009 г. составляло 18%. Если ориентироваться на общие миграционные тенденции региона, то можно предположить, что ныне - к 2022 году - в городе ещё остаётся примерно 13 - 15% русского населения. Это, ориентировочная оценка, неточная.
Ныне Каракол - крупнейший город вблизи Иссык-Куля и областной центр с населением в 86 тыс. чел. Хотя по меркам областного центра это, конечно, небольшой город.
В повествованиях о путешествии в Киргизию я именую город то как Каракол, то как Пржевальск. А иногда как Каракол-Пржевальск (для пространственного различения от посёлка Пристань-Пржевальск).
Выходим к кольцевому перекрёстку улиц Пржевальского и Абдрахманова. Монумент с портретами эпического богатыря Манаса и семи иссык-кульских аке (мудрецов):
Здесь мы ловим маршрутку с обозначением «на пляж» и едем до мемориального комплекса Н.М. Пржевальского, расположенного в 6 км от города у посёлка Пристань-Пржевальск.
О посещении мемориального комплекса я рассказывал в предыдущих двух постах. Поэтому теперь продолжу повествование о городе Пржевальске.
Посетив музейный комплекс, мы снова приехали в город на этот же перекрёсток. И пошли теперь в направлении центра города по ул. Абдрахманова.
Балконы со стрёмной шиферной облицовкой:
Разные варианты балконных решёток на 4-этажных зданиях:
.
Более высоких жилых зданий в городе не строили по той, видимо, причине, что в Средней Азии иногда случаются сильные землетрясения.
У перекрёстка улиц Абдрахманова и Бектенова расположена одна из главных архитектурных достопримечательностей Каракола-Пржевальска - дунганская мечеть, построенная в традициях китайского зодчества:
.
Издали мечеть почти не видна за зеленью деревьев. Мечеть была возведена без единого гвоздя в 1904-1907 гг. под руководством приглашённого из Китая архитектора Чжоу-Сы. В строительстве мечети принимали участие 20 китайских резчиков по дереву и местные мастера. Инициатором и спонсором строительства был некий Ма-Ю-Тон, принявший себе довольно претенциозное имя - Ибрагим Ажы (ажо - это, между прочим, титул правителя древних кыргызов). Даже в советское время здание оставалось мечетью с перерывом в период с 1929 по 1947 гг., когда оно использовалось как склад.
Точно не знаю, но, наверное, немусульманам вход в мечеть не разрешён. Или разрешён? Во всяком случае, внутри почти никого, а туристы толпятся перед мечетью, и внутрь не заходят. Но с интерьером каждый может ознакомиться через широкие открытые проёмы дверей:
Красивое, конечно же, здание:
.
Планировка улиц в Караколе-Пржевальске преимущественно прямоугольная. Улица Абдрахманова - главная из тех, которые проходят параллельно реке Каракол. Она соединяет кольцевую развязку на севере города с центральным сквером города и его государственными учреждениями и далее - с парком Победы. Пять полос автомобильного движения. Вдоль улицы растут деревья, коих так мало в Караколе! Они дают тень, и идти по улице можно сравнительно комфортно. Но здесь до самого центрального сквера нет больше старинной застройки. Вдоль улицы стоят типовые хрущёвки с некоторым местным колоритом. И отчасти поэтому сразу от мечети я направляю маршрут нашего передвижения в сторону базара. А в большей степени потому ещё, что возле базара отмечено на интернет-ресурсах кафе дунганской кухни. И логично, что после ознакомления с дунганской мечетью можно ознакомиться и с дунганской кухней.
Улица Бехтенева, на которую мы повернули, сразу же предстаёт каким-то изогнутым проездом без асфальта и без какого-либо укрытия в виде тени:
Вообще, городу очень даже недостаёт зелени. На его улицах негде укрыться от палящего Солнца. А печёт оно так, что свет ощущаешь физически всей незакрытой поверхностью.
Ворота с орнаментом, весьма похожим на греческий:
Домик в традициях русского зодчества со ставнями и орнаментированными наличниками на перекрёстке улиц Бехтенова и Жусаева:
.
.
Дом на противоположной стороне ул. Бехтенова:
Дом №73 по той же противоположной стороне ул. Бехтенова:
Дом №50 по ближней к нам стороне ул. Бехтенова:
Ещё один жилой дом - на противоположной стороне улицы ближе к базару:
Вышли к базару. Но искомое «кафе» оказалось всего лишь забегаловкой, основу предложения которого составляла всякая выпечка. А мы искали несколько иное. И, повернув теперь налево, побрели по улице Жамансариева.
Полузаброшенное здание №169, когда-то было аптекой:
Ещё одно «не сильно обжитое» здание, номер его, похоже - 178:
Дома №№ 176 и 174:
Вид на улицу Жамансариева чуть правее и мечеть на той же улице:
.
Понемногу приближаемся к улице Токтогульской.
Продолжение следует…