26 июля 2022.
После возвращения из Каракола-Пржевальска и из Жети-Огуза у нас оставалось ещё три с половиной дня до вылета. Вообще-то я полагал, что в один из этих дней мы съездим на экскурсию в Григорьевское ущелье. Но моё предложение не встретило энтузиазма, т.к. дорога к Григорьевскому ущелью на протяжении первых 40 км совпадает с дорогой в Пржевальск.
Была у меня идея взять такси и приехать на заснеженый перевал Кок-Айрык, на высоту 3889 м над уровнем моря. Но дорога, что ведёт через два перевала в Алма-Ату, ныне для авто не проезжая. От первого разрушенного её участка топать на подъём сколько то километров. А потом как добираться назад? Понятно, что мои не стали даже обсуждать варианты насчёт Кок-Айрыка.
Вид на дорогу, ведущую к перевалу Кок-Айрык из окрестностей селения Орнёк, с автотрассы (кадр за 28.07.):
Была у меня мысль взять в отеле напрокат велосипед, и съездить туда самому. Но тоже нет. Для такой поездки неплохо бы иметь инструменты и запчасти. И, кстати, имевшейся при себе карты 5-километровки тоже недостаточно для пеших выходов в горы.
Горы, однако, манили белыми вершинами, до которых от отеля по прямой - всего лишь километров 10 - 15. А нет ли на горных пастбищах суровых непривязанных пастушьих собак? Даже поспрашивал на этот счёт, местные все уверяют, что нет.
Ну, думаю, раз есть некая т/б «Барс» в урочище, где туризм возможен только горный (не пляжный, не курортно-радоновый и т.п.), то должны быть и какие-то варианты перемещений по горам. Посмотрел в отеле через вайфай яндекс-карты на телефоне. Кое-какие выводы, как лучше идти, сделал. Следующий по возвращению из Жети-Огуза день провёл как днёвку, а вот затем надумал всё же выяснить, каковы окрестные горные склоны вблизи Чолпон-Аты. Перед выходом оказалось, что почему-то нет телефонной связи с номером жены (позже выяснилось, что оператор повысил цену на тариф, и за рубежом входящие-исходящие звонки через её номер проходить перестали).
И вот, после долгих колебаний я всё-таки вышел на пешую прогулку в горы. Но не с рассветом, как уместно было бы, а лишь после завтрака, и то не сразу. В общем, вышел только в 11 утра по местному времени. Услугами такси не воспользовался, хотя можно было подъехать до т/б «Барс». В отель запланировал вернуться часам к 6 - 7 вечера, загодя до темноты. Забегая вперёд, могу сказать, что времени для собственно прогулки по горам вне автомобильных дорог у меня таким образом получилось всего лишь 4 часа (а возможно было довести это время часов до 15-ти). Разумеется, отправляясь в горы, я прекрасно понимал, что забраться на 4-тысячники за 4 часа не получится. И посему своей целью ставил просто пройти в горы сколько-нибудь повыше, но без излишнего авантюризма.
Подъём на вершину? За 15 часов могло бы получиться. Наверное. Ведь и сейчас не знаю, каковы там склоны вблизи вершин? Может, там необходимо альпинистское снаряжение, альпинистские навыки и желание заниматься альпинизмом? У меня ни того, ни другого, ни третьего. Но если к какой-нибудь из вершин поднимается тропа, то я вполне мог бы забраться на таковую вершину. Ну, а так в реале у меня остаётся лишь возможность преодолеть очень приблизительно что-то около половины набора высоты.
Сначала иду Чуйской улицей мимо микрорайона ПМК, в ларьке затариваюсь минералкой и минимальным перекусом. Дохожу до развилки. Вправо - к музею петроглифов, но я иду по асфальту прямо.
Телефонный роуминг интернета без вайфая - излишне дорогая на мой взгляд штука, и воспользоваться им не тороплюсь. А большой надобности и нет. Карты: 5-километровка и по памяти, что было видно на телефоне. Первый ориентир в пользу того, что иду верно - искусственный водоток, отводящий часть воды из речки Чолпон-Атинки на запад от города Чолпон-Аты:
Вообще-то я не уверен, что гидронимы «Чолпон-Ата» и «Чолпон-Атинка» - одно и тоже. Большая и Малая Чолпон-Атинки - два рукава дельты реки, протекающие через центр города Чолпон-Ата. А выше дельты, т.е. выше музея петроглифов? Вообще-то река подписана на картах как «Чолпон-Ата». Но я называю её и так, и этак.
Дорога проходит над водотоком, затем следует вдоль него и вдоль реки на небольшом расстоянии.
У дороги растёт спелая облепиха (виден жёлоб водотока и заброшка, что вблизи музея петроглифов):
Перед дачным посёлком дорога делает развилку. Мне - вправо:
Гора прямо по курсу выглядит очень уж крутой, но моя предполагаемая траектория движения должна быть левее:
Гора эта - Ак-Ала-Таш. А выбранная траектория проходит левее, между двух каньонов. И вот это направление становится хорошо видно. Но что-то очень уж круто над обрывами змеится тропинка впереди! :
Дополню фотографии, отснятые по пути в горы, фотографиями, снятыми через несколько часов при возвращении с гор - их обозначаю звёздочкой «*». Та же тропа чуть ближе **:
.
Жёлоб и труба под дорогой для стока дождевой воды с гор в реку (вид в южную сторону):
Виден спортивно-оздоровительный комплекс «Барс», такая турбаза:
Барбарис шароплодный с синими плодами растёт и в этой местности.
На подходе к т/б «Барс» охранник подсказал, как пройти далее (через т/б нельзя). В общем-то я это приблизительно и так знал из яндекс-карт.
Рядом с дорогой находится гора Опол-Тоо (вид на юг) *:
Высота её - 2115,1 м, но со стороны дороги так просто не заберёшься. Другие склоны горы положе и безопаснее. Но на эту гору подниматься не собираюсь. Мне бы куда-нибудь повыше…
Вереница из нескольких багги **:
.
Это, наверное, те багги, что базируются на западе Чолпон-Аты возле базара. А те грунтовые горные дороги, по которым катают желающих, наверное, в одной из точек именуются «панорамой».
Высокие травы вдоль рукава Чолпон-Атинки, вид с моста вверх по течению:
Кусты облепихи и цветущие травы, вид с моста вниз по течению:
Выше моста по левому берегу Чолпон-Атинки асфальта нет. Вереница из трёх багги едет в сторону гор:
Вид в обратную сторону (на юг) *:
Вид в горы примерно с той же точки… *:
И ещё чуть ближе к горам *:
Небольшой табун по другую сторону реки:
Вид в обратном направлении: на берегу Иссык-Куля - Чолпон-Ата, справа - гора Опол-Тоо:
А впереди тропинка, в лоб поднимающаяся на склон, видна уже очень хорошо. Справа - ущелье речки Кашка-Суу, слева - ущелье речки Чолпон-Ата и заметно, как к нему из-за «сопочек» подходит ущелье речки Теке-Суу. А мой маршрут - по «сопочкам», что по центру:
Но это, конечно, всего лишь кадр по направлению вперёд. Он, конечно, не передаёт вполне того ощущения, когда находишься посреди всего этого ландшафта.
Этот же кадр с составе более широкой панорамы:
Конечно, лучше это всё обозревать непосредственно.
Вид на долину реки Чолпон-Ата (а устье долины речки Теке-Суу едва угадывается среди скал):
Там, где заканчивается автомобильная дорога, на реке строится мини-ГЭС:
Складывается ощущение, будто труба, по которой вода будет куда-то течь, будто труба эта на начальном участке имеет контруклон:
На самом деле это, должно быть, иллюзия, обусловленная тем, что труба залегает положе, чем склон.
Временное русло речки Чолпон-Ата (Чолпон-Атинки), устроенное строителями на время сооружения мини-ГЭС *:
Вообще-то грунтовая автомобильная дорога ещё не совсем заканчивается. Прямо-в-лоб-на-гору поднимается изгибами над обрывами пешеходная тропа. А грунтовая дорога поворачивает вправо. И безопаснее последовать ещё немного по дороге *:
Встретился в этом же самом месте автотурист. Русский, но я не обратил внимания, из которой он страны. Уже не первый день перемещается пешком по горам разными маршрутами. Он подтвердил мне мои представления, полученные на основе яндекс-карт. Относительно грунтовой дороги, что ведёт в ущелье Чолпон-Атинки по другому берегу, он пояснил, что дорогой можно двигаться в направлении ледника вплоть до видимых вдалеке в ущелье елей:
Но, разумеется, сегодня я до ледника уже не дойду - это надо было выходить раньше. Ещё он рассказывал, что сам недавно поднимался на ту гору, что слева, но было трудно, круто, и второй раз он на эту гору не полезет. А высота горы по его сведениям - всего 2600 м, при том что стоим мы на отметке около 2050 м. Ну, я не уточнил, что это за данные. По-видимому, из gps-навигатора. На самом то деле я знаю, что гугл-мэпс, например, усредняет отметку в точке с отметками прилегающих участков местности. В результате погрешность, например, на среднерусских водоразделах вблизи Змиёвки может составлять ±3м по вертикали. В горах она должна быть гораздо больше. На карте 5-километровке эта гора имеет отметку, судя по горизонталям, что-то около 2800 м. Вроде бы не очень большие погрешности для пешего туриста, но, получается, навигатор ввёл автотуриста в заблуждение.
Так вот, значит, грунтовая автомобильная дорога поворачивает вправо и заходит туда ещё на пару-тройку сотен метров:
И вот уже в том месте берёт начало ещё одна пешая тропа, она ведёт в распадок **:
.
Мордовник *:
Какие-то колючки **:
Тропа пересекает ручей, а потом круто поднимается вверх по распадку между скалами:
Тропа очень крутая и красивая. Очень круто идёт в распадок. Не могу сказать, что подниматься легко. А тут ещё валяется на тропинке чей-то окурок. Подумать только: кому-то захотелось на этом подъёме ещё и закурить…
Скалистый уступ *:
Вид с тропы:
.
Похожий вид, с чуть более высокого участка тропы **:
.
Вид на восток, вблизи - глубокий обрыв речки Кашка-Суу:
Изгибом тропа проходит рядом с очень крутым обрывистым склоном. Слышен водопад. Да, собственно, целый каскад водопадов виден в глубине каньона *:
В этом месте любителям селфи не следует забывать об осторожности - высокий скалистый обрывистый склон всего лишь в шаге от тропы.
Подъём тропы от края обрыва, вид в разные стороны **:
.
Продолжение следует…