Наиболее заметной архитектурной достопримечательностью в самом центре Саранска является собор Св. Феодора Ушакова:
Напротив собора установлен памятник патриарху Никону:
Он - уроженец эрзянского села Вильдеманова (ныне в Нижегородской области).
Отец Никона был обрусевшим мордвином, мать - русской.
Иногда утверждается, будто отец Никона был марийцем на том основании, что Аввакум называет его черемисом. Но этнонимом черемис, «какое-то время русские им обозначали вообще нерусское население, проживавшее ниже их по Волге» [5]. Так что всё-таки, был отец патриарха Никона мордвином.
Конечно же, патриарх известен как автор Никоновской церковной реформы. А ещё, патриарх Никон - деятельный участник воссоединения России и Украины. Патриарх обладал большим влиянием на государя. Он имеет и некое отношение к строительству Симбирской засечной линии. Он же стал инициатором крещения мордвы в Кадомском, Шацком, Тамбовском, Касимовском уездах.
Собор Св. Феодора Ушакова построен недавно - в 2006 г. И, конечно, не является самым старинным храмом города.
В Саранске эклектично сочетаются старинные здания, типовые многоэтажки и современные сооружения. Вот по одну сторону от собора за оградой-колоннадой притаилась старинная двухэтажка:
По другую сторону - часовня Александра Невского, построена в 2000 г.:
В третью сторону от собора - скульптурная композиция «Семья» (установлена в 2008 г., скульптор Н.М. Филатов):
На неё композиционно похожа скульптура «Семья с покупками», что установлена 2013 г. в Орле у «Гринна»:
А чуть правее саранской скульптурной композиции видна за деревьями церковь Иоанна Богослова. Хотя она и стоит в самом центре города, но столь неприметна среди других зданий, что я заметил её только на 4-й день пеших прогулок по центру города.
***
Церковь Иоанна Богослова - самая старинная вполне сохранившая свой облик постройка не только в Саранске, но и в Мордовии. Она была возведена в 1693 году:
Старинная кирпичная кладка в алтарной части храма:
Ведутся реставрационные работы:
.
Северный вход:
Колокольня храма возведена позже, и это заметно по архитектурному стилю:
Совмещённое из нескольких кадров изображение храма:
Когда-то в храме находились иконы и книги, которые с 1938 года являются экспонатами краеведческого музея.
Напрестольное Евангелие, напечатанное в Москве в 1677 г. - оно старше самого здания церкви Иоанна Богослова. Евангелие располагалось храме с 11 марта 1678 года - ещё в деревянном храме, стоявшим рядом с местом будущего каменного:
Покровец литургический (на дискос) середины или второй половины XVII века:
Икона «Святой дьякон Филипп», последняя четверть XVII века:
Икона «Пресвятая Богородица Знамение», последняя четверть XVII века:
А вот икона «Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов» первой трети XVIII века не указана как происходящая именно из церкви Иоанна Богослова города Саранска - впрочем и иного на её счёт тоже не отмечено:
Современный же интерьер храма представлен росписями преимущественно XX века. Храм и сейчас замечательно оформлен. Но внутри я не фотографировал.
В храме шло пасхальное богослужение. Оно завершилось крестным ходом вокруг здания храма. Священники кропили присутствующих святой водой, стараясь никого не пропустить из собравшихся, хотя бы и в дальних рядах. В православном пасхальном богослужении и крёстном ходу присутствует возвышенная радость и незримое утверждение надежды на благо и жизнь вечную.
***
От храма Иоанна Богослова направляюсь в сторону речки Саранки. Памятник архитектуры XIX века:
.
В предыдущий день где-то здесь неподалёку я заснял это здание гостиницы:
Но нет, я останавливался не здесь, а в апартаментах попроще.
Исторический центр Саранска - он вообще небольшой, не более чем километр на километр. Полоса в один-два квартала на юг от Саранки, её берега, да полоса в квартала три к северу от речушки. Пересечь исторический центр города в любом направлении можно пешком минут за десять. А я за четыре дня находил по нему в общей сложности около 12-ти часов - преимущественно по утрам и вечерам. Нет смысла в том, чтобы строить описание города по хронологии моих пеших перемещений - это было бы слишком хаотичное повествование.
Вот сейчас мы находимся на крутом северном берегу Саранки. Перед нами вид на южную сторону города. Сейчас покажу то, что находится в направлении на юг, потом - в направлении на юго-восток, а потом - в направлении на юго-запад. Ну, а чтобы было нагляднее, поясняю. На юго-запад (в кадре - слева) - ЦПКиО им. Пушкина, между ним и зданием Мордовского краеведческого музея им. Воронина проходит улица Красноармейская:
На ней заметна Успенская церковь и многоэтажки, в одной из которых на перекрёстке с улицей Республиканской расположен «Green Hostel». В нём-то я и останавливался. В Саранске всего два (ну, может, три) недорогих хостела. Второй - «Причал» - хотя и дешевле, но находится на объездной автодороге за городом в стороне от маршрутов городского транспорта, и остановись я в нём, то у меня не было бы времени на осмотр города, а только было бы время добраться из хостела и в хостел и завалиться спать. А вот из «Green Hostel»а - пять минут ходьбы хоть до музея, хоть до архива, хоть до места Саранской крепости…
Так, значит. А на юг у нас - краеведческий музей, улица Кирова, этнографический комплекс «Мордовское подворье», на юго-восток - музей А.И. Полежаева (о нём - в другой раз), церковь Иоанна Предтечи:
Вы спрашиваете: где церковь Иоанна Предтечи? Да вон же она вдалеке:
***
Сначала пройдём немного на юг.
В посте «ч.3…», рассказывая о мордовском фольклоре, я упомянул в том числе и иллюстратора сюжетов мордовского эпоса - художника А.С. Алёшкина.
Как мне представляется на основе прочитанного, сам А.С. Алёшкин был человеком неординарным, добрым, талантливым, и увлечённым энтузиастом.
Но оригиналов, ищущих в том или ином плане свою колею, с чуть большей вероятностью порой заносит. А.С. Алёшкин ушёл в западную христианскую конфессию. Едва ли в 1990-е, способствуя открытию лютеранской церкви с богослужениями на эрзянском языке, А.С. Алёшкин мог догадываться, что создаёт некий инструмент, который потенциально может быть использован коварным Западом для подрыва единства российского общества. А некоторые зарубежные силы, они то, конечно, жаждут не упустить возможность кем-либо поманипулировать.
Вот и насаждение мордовскому народу совершенно чуждой ему исторически лютеранско-евангелической церкви не способствует ни единству самой мордвы, ни единству мордвы и русских. И я вполне разделяю те опасения, что протестантская церковь может внести раскол в многовековое единство местных этносов по примеру воздействия на общество украинского сектантства.
Как бы это абсурдно на первый взгляд ни прозвучало, но исторически протестантизм более чужд мордвинам, чем православие - чехам, полякам, эстонцам, литовцам, латышам и финнам. На самом деле те хотя бы в древности имели начальный опыт взаимодействия с христианством именно в православной культуре, лишь грубо попранный и прерванный католическими захватчиками. А в регионе проживания мордвы христианство издревле было только православным.
Ну, раз упомянул лютеранско-евангелическую церковь «Вельмема» («Воскресенье»), то вот она - то ли перестроена в 2003 г. из купеческого особняка XIX века, то ли тот особняк отстроен заново и достроен с привлечением скандинавских мотивов по проекту А.С. Алёшкина:
Учредители лютеранско-евангелической кирхи пытаются заманить прихожан службами на мордовском языке (они ведутся на русском и эрзянском). Наверное, это было бы совсем ничтожно не только по эффекту, но и по замыслу, если бы в православных храмах службы велись не только на русском, но и на мордовских - эрзянском, мокшанском языках. Но это не так просто: православная церковь очень серьёзно относится к тексту Священного писания, а точный перевод на мордовские языки сопряжён с некоторыми трудностями.
Учредители евангелической церкви и не скрывали, что желали бы через разделение по вере обособить мордву от русских - мол, а то совсем мордовские языки забудут. Но на самом деле внедрение чужеродной конфессии лишь принесёт мордовскому этносу дополнительные проблемы (помимо разобщения с исторически близким русским народом). Мордовины - народ не очень многочисленный. По состоянию на 2010 г. в России проживало 744 тыс. мордвинов (около 60% эрзяне и около 40% мокшане). Но только 333 тыс. из этого числа проживают в самой Мордовии. А остальные рассеяны аж до самого Дальнего Востока - преимущественно в той же самой широтной полосе, что и русские. Вместе с русскими расселены и в Казахстане, и в Средней Азии.
По данным переписи 2021 года в Мордовии всего лишь 291 тыс. мордвинов, 43 тыс. уточнили свою самоидентификацию как эрзя, 10 тыс. - как мокша. Доля лиц, владеющих соответствующими языками ещё ниже: мордовским без уточнения 121 тыс., эрзянским - 36 тыс., мокшанским - 19 тыс.
Затрудняюсь теперь уже за давностью прочитанного указать источник, но попадалась мне информация, что та или иная замкнутая популяция испытывает негативное давление близкородственных скрещиваний при численности меньшей, чем 300 тысяч. Для сравнительно просто устроенных биологических видов, это, может, менее актуально. Но человек как раз устроен непросто. Так вот, кластеризация по конфессиональному признаку и замыкание в себе популяции мордовского этноса ни к чему хорошему не приведёт, в т.ч. и для мордвы. И не только не поспособствует сохранению мордовской культуры, но и наоборот.
***
Но, конечно же, и мордва, и русские в Мордовии остаются православными. Вопреки козням Запада. В целом конфессиональный состав Мордовии таков (среди полагающих себя верующими): православные 91,2 %, мусульмане (сунниты) 6,6 %, западные христианские конфессии 0,4 %. При этом доля православных составляет среди мордвы 95,0 %, среди русских 90,1%, а доля мусульман среди татар 80,9 %.
Если смотреть от места саранской крепости на юго-запад, то видно здание церкви Иоанна Предтечи, возведённое в 1800 г. Вот это здание (зум):
Чуть другой ракурс:
Церковь Иоанна Предтечи вблизи:
Теперь переместимся от обзорной точки, что на месте саранской крепости, в юго-восточном направлении. Возле парка им. А.С. Пушкина расположена Успенская православная церковь:
Построена она была в 1802 г., и именовалась поначалу как Никольская, а современное название получила по ещё более старинной, но несохранившейся Успенской церкви, с коей длительное время составляла одно целое:
А с другой стороны от парка - это уже перемещаемся на юго-восток от места крепости - расположена очень красивая православная Трёхсвятская церковь, возведённая в 1761 г.:
.
Некоторое время в её стенах располагался краеведческий музей.
Ну, а если переместиться на левобережье Саранки, то недалеко от центра расположена Троицкая церковь, возведённая в 1771 г.:
О Трёхсвятской и о Троицкой церквях я уже упоминал в посте «Саранск, пугачёвская палатка». В посте «Саранск, место крепости» упоминал о здании Саранской митрополии, в нём вроде тоже есть храм.
А вот не упоминал ещё о построенной в 2012 г. на левобережье Саранки по другую сторону от центра часовне Георгия Победоносца:
Остальные же храмы Саранска расположены вне исторического центра города, их я не видел.
Продолжение следует…
Источники:
1)
Богатова О.А. Этнокультурная идентификация и религиозные практики населения Мордовии. // Финно-угорский мир, 2009. №3.
2)
Мокшин Н.Ф. Патриарх Никон - просветитель мордовского народа. // 2017.
3)
Национальный состав населения и владение языками Республика Мордовия. Саранск - 2023.Т.5.
4)
Мокшин Н.Ф. Проблемы этнической самоидентификации мордовского народа в свете итогов всероссийской переписи населения 2010 г. 2014.
5) Нестеров В.А. Над картой Чувашии. Чебоксары, Чувашское кн-е изд-во, 2017.
6) Фролов Д.В. Первый век саранской истории. Саранск, Изд. К.Шапкарин, 2014.