страницы ссылок по темам dor-zhur: 1
ДФА, 2
ДЖ, 3
Продолжение 22.04.2023
За вершиной подъёма начинает открываться мне ландшафт, к которому я и стремился в поездке - это водосбор нижнего течения реки, название которой - Нуя:
Берёзки напоминают собой окрестности города Булаево. Но рельеф местности на северо-востоке Мордовии совершенно другой, нисколько на рельеф Западно-Сибирской низменности не похож:
Дорога, по которой еду, появилась сравнительно недавно. Судя по топографическим картам XX-го века - в 1970-е или в первой половине 1980-х. Вдалеке в левой половине кадра видна долина Алатыря:
А в прежние века дорога шла несколькими километрами левее, сближающимся курсом. Шла та дорога тоже по правобережью Алатыря, но ближе к реке, и известна аж с 1489 года. В тот год по ней перемещалось ногайское посольство.
Век с четвертью позже тою же, по-видимому, дорогой с запада на восток прибыли на водосбор Нуи и мои мордовские предки (пока что - на 25.04.2024 - однозначно утверждать ещё не берусь, что именно непосредственные предки; но почти не сомневаюсь в этом). Ну, или их близкие родственники /p.s.23.07.2024: моих мордовских предков/.
Та дорога и сейчас есть, но не вся асфальтирована. Обе дороги сливаются - вот примерно там, где дорога видна вдалеке:
До слияния дорог не поеду, поверну раньше.
Название реки Нуя как-то связано с мордовским словом, обозначающим жатву, уборку зерновых. Видимо, плодородными издревле слыли эти места.
Долина реки Нуя:
.
Каждый раз, вспоминая этот гидроним, я вспоминаю и то, как дедушка отвечал кому-либо из близких на юморной слегка укоризненный вопрос по какому-либо поводу: «А кто?..» (то-то или то-то). Он отвечал тоже с юмором, по-доброму иронично и как бы нехотя словами: «Ну, я». Мне так думается, что этот оборот речи невзначай передавался из поколения в поколение, хотя само название реки в семейной памяти подзабылось.
Добрался я до перекрёстка. Прямо дорога идёт к селению Береговые Сыреси (оставляя чуть левее сёла Болдасево и Папулево), от Береговых Сыресей - сразу же в селение Селищи и через Ную - в село Тарханово, что стоит при впадении Нуи в Алатырь:
Некоторые из этих населённых пунктов существуют с очень давних времён. За 1489 год упоминается Папула на дороге, коей ехали ногайские послы в город Темников.
Тарханова, скорее всего, была когда-то резиденцией тархана - сборщика ясака с Тургаковского беляка. Когда это было?.. Ну, быть может, то было даже ещё во времена максимального могущества Казанского ханства (т.е. примерно с середины 1400-х до 1480-х гг.).
Забавно, но в 1688 г. в деревне Тарханова упоминается некий Четбуратка Данилов/ич/ 4-х лет. Что-то это имя да означает в переводе. Может, из мордовского и получилось русское слово «чебурахнуться», превратившееся во всем известного ныне сказочного Чебурашку.
Когда-то в начале XVII века в Тарханово жили в т.ч. воротники. Историки полагают, что они обслуживали проездные ворота, стоявшие на двух дорогах через Алатырские засеки. Но та и другая дороги были довольно далеко от села по разные стороны. Одна где-то за устьем Инсара на западе, другая - где-то у места современного города Ардатова на востоке. Попробуй-ка быстро доберись! Нигде мне такая информация не попадалась, но, быть может, была сторожевая башня и на упомянутой старинной дороге «параллельной» Алатырю - в том месте, где она пересекала Ную? Т.е. непосредственно возле Тархан?
На том же кадре (выше) левее видно село Болдасево. Старинная дорога проходила как раз через то место (в XVIII в. в селе был перекрёсток вместо видимомого на фотографии).
Населённый пункт к 1613/14 г. уже существовал. Название его происходит от имени некоего мордвина Полдаса. Возможно, в первой трети XVII века деревня Полдасева располагалась ещё по правую сторону от линии современной дороги, раз она была записана «на речке на Силеи», а не на Пичинейке и не на Лепелейке.
Современное село Болдасево на фоне огромных лесов, что за Алатырем (зум):
Ну, а я поворачиваю направо - в сторону деревни Вечкусы. Умотался за время поездки не только я, но и ветер. Поэтому в спину он меня как-то не особенно подталкивает, хотя теперь он - попутный.
Где-то здесь мой маршрут начинает географически совпадать с той дорогой, которой более четырёх веков назад мои предполагаемые предки /p.s.23.07.2024: родственники моих предков/ прибыли в Парадеево.
Село Вечкусы, по левую сторону - долина реки Нуя, и можно различить село Инелей:
Дорога проходит юго-западным краем села Вечкусы. На сельскую улицу я не стал заезжать. Ограничился осмотром издали. Вид с северо-западной стороны, зум:
.
.
В 1623/26 гг. населённый пункт этот именовался как починок Порамзин по имени его первого поселенца - алаторского мордвина Порамзы Виряпина. Помимо него самого в 1623/26 г. в починке жили ещё несколько мордвинов собственников, в т.ч. выходцы из Арзамасского уезда.
В 1671 г. населённый пункт именовался как «деревня Вечкисева, а Поромзинской починок тож». Новое название образовано от имени мордвина Веткас, который к этому времени упоминается в переписи лишь косвенно, через отчество сына - Масейки Веткасова. Кем он был сам по отношению к первым хозяевам починка - неясно. Смысл же имени Веткас можно перевести на русский язык как «Любим», «Любимка». Соответственно, смысл топонима в буквальном переводе - «деревня Любимова». Как Вечкисева деревня фигурирует также и в 1688 г. На ПГМ 1808-го года она подписана как Вичкусова.
Речка в селе упоминается в материалах XVII - XVIII вв. под названиями Стумлея, Тумоевка, Тумаевка, Тулоевка, а на картах XX века - как Мочалище.
Юго-западный край деревни (зум):
Сельская улица:
Стожки во время поездки встречаются мне изредка. Выглядят они везде примерно одинаково, и лохматы как мордовский Бо-бо:
Дорога ведёт меня к основной цели путешествия - селу Парадеево. Оно уже за ближайшим холмом. А справа за речкой Мочалище, т.е. за Тулоевкой виден Парадеевский лес. Но с видимого вдалеке изгиба дороги я ещё взгляну на Вечкусы:
Вид с того изгиба дороги на село; справа - долина Нуи, где-то там она и впадает в Алатырь:
С 1864 года в селе Вечкусы стоял деревянный храм Михаила Архангела.
В 1905 г. было инициировано взамен деревянного строительство нового храма. Каменный храм был построен к 1909 г., но в советское время он оказался разрушен. Новый же одноименный ему храм был построен за год с небольшим и освящён совсем недавно - 21 июня 2022 года:
Храм в честь иконы Божией Матери «Троеручица» (зум):
Ещё раз окидываю взглядом деревню Вечкусы:
Мне остаётся только пересечь лесополосу, перевалив при этом через водораздел, и мне откроется вид на Парадеево и Дубёнки.
*
Читателю, однако, придётся запастись немалым терпением, чтобы дождаться поста с описанием современного Парадеево. Ведь я не просто так приехал в село.
На момент поездки я полагал, что мои непосредственные предки жили в Парадеево свыше 265-ти лет. В этой связи довольно внимательно изучил историю села. И по хронологии целесообразно рассказать сначала о истории села, а затем перейти к его современному облику.
На самом то деле, в день поездки я ещё не знал, из которого населённого пункта Ардатовского уезда Симбирской губернии мои предки Чекушкины переселились в Западную Сибирь, на пространство между Омском и Петропавловском. У меня было две рабочие версии на этот счёт, и да - со временем одна из них подтвердилась. Однако, не версия о выезде из Парадеево.
На текущий момент мне абсолютно точно известно пять населённых пунктов Мордовии, где в XVIII - XIX вв. жили мои непосредственные предки (Чекушкины и не только). Это - Ефимовка, Козловка (Саранского уезда), Сабур-Мачкасы, Сайгуши и ближайшие к ним Киржеманы. А как же Парадеево? И по сей день пока не удалось в точности установить, но в качестве основной рабочей версии (с двумя подвариантами) я полагаю, что жили они и в Парадеево.
Получается, что предки - если они и жили в этом селе - то покинули его ровно столетием раньше, чем я полагал в день поездки. А то, может, жили мои предки в Парадеево и не 165, а только около 70-ти лет. Ну, этот вопрос я ещё, возможно, выясню.
Не исключаю, что по мере изучения может вдруг обнаружиться даже, что мои непосредственные предки в Парадеево не жили вовсе (хоть это и представляется маловероятным). /P.s. 23.07.2024: в Парадеево жили не собственно мои предки, а их родственники./ Но и в этом случае поездка в Парадеево и изучение истории села вовсе не напрасны для изучения семейной истории.
Дело в том, что село Парадеево оказалось ключевым пунктом для понимания истории возникновения и распространения в пространстве фамилии Чекушкиных.
А вот возникла фамилия Чекушкиных не в Парадеево, по всей видимости, да и не на востоке Мордовии. Возникла она веками раньше, чем я представлял себе это всего года три тому назад. Из соображений хронологии мне придётся сначала рассмотреть миграционные связи более широкого географического региона, затем переместиться в повествовании в регион возникновения фамилии. А прежде того… У истории фамилии Чекушкиных, как оказалось, есть ещё и своего рода как бы предыстория.
История и предыстория фамилии переплетаются с историями других фамилий, историями сёл и деревень, являются частью общей истории страны, продолжаются в современность.
Семейная легенда о возникновении фамилии Чекушкиных, со слов моего дедушки Аркадия Степановича, утверждает следующее (к этой цитате я буду возвращаться неоднократно):
«Жил в одной из губерний центральной России - может, в Тамбовской, а может, в какой другой, но не сильно далеко от неё - крепостной крестьянин по фамилии Андреев. Сам он был невысокого роста. Надумал он взять в жёны крепостную по прозвищу Кочерга. А она была высокой. Увидал их барин вместе и давай смеяться. «Да ты же чекушка!» - говорил барин, намекая на рост жениха. По велению барина так их и женили. И получил крепостной Андреев прозвище Чекушка, а дети их стали носить фамилию Чекушкины». «После отмены крепостного права они (потомки упомянутого крепостного) уехали из деревни в Западную Сибирь, в село Барское».
Так семейная легенда звучит в целом, не в даваясь в вариации рассказчиков, пришли ли крепостные к барину за разрешением, или же барин повеселился, встретившись со свадьбой проездом.
В первый раз я опубликовал легенду в посте
« Как появилась фамилия Чекушкин. ч.1: семейное повествование» и ещё тогда попытался проанализировать географический и временной аспект легенды, насколь мне это было возможным в тот момент. Теперь, спустя десятилетие, я, наконец то, «вдруг» существенно продвинулся в генеалогических поисках по этой линии. Семейная история, казалось бы уже забытая, заиграла красками. И забегая вперёд, могу сказать, что семейная легенда - это что-то наподобие информационного файла-архива многовековой истории. На самом деле в ней отображено не одно, а два похожих события, произошедших в разные времена и в разных местностях. Второе событие отношу к концу XVIII века, но… фамилия к тому времени уже была! Первое произошло гораздо раньше, но… крепостного права тогда ещё не было!
Но не буду вносить сумбур в и без того сложное, разноплановое повествование. Пора перейти к более-менее хронологическому изложению.
В общем, читателю предстоит глубокое погружение в историю.
А начну я повествование о событиях нескольких столетий с личности человека, который вообще-то не претендует на роль предка Чекушкиных, но который, возможно, имеет не слишком далёкое родственное отношение к родоначальнику фамилии.
Продолжение следует…
страницы ссылок по темам dor-zhur: 1
ДФА, 2
ДЖ, 3
Продолжение Источники:
1) Мордовский фронтир в зеркале приказной статистики (первая четверть XVII века). / ред. В. А. Юрчёнков и др. Саранск, НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия, 2017.
2) Книга переписная князя Ивана Путятина 179 году. / сост. В.Д. Кочетков, С.В. Видяйкин, О.И. Марискин, В.А. Нестеров. Чебоксары, 2021.
3) Видяйкин С.В. Народ и власть: налоги и повинности дворцовых крестьян алатырского уезда в XVII - начале XVIII в. / науч. редактор В.А. Юрченков. Саранск, 2011.
4) Парадеев Е.И. Писцовая книга В. Киреева и Г. Молчанова 1677-1678 гг. и другие сведения об Арзамасском уезде 16-17 вв. Санкт-Петербург, 2019. www.PARADEEV.com
5) План Генерального Межевания Ардатовского уезда Симбирской губернии. 1808 г.
6) Топографические карты 1970-х - 1980-х гг.
7) Вечкусы, Церковь иконы Божией Матери «Троеручица». sobory.ru›article/?object=52792