Мордовия. ч.22: Храм в селе Широмасово.

Jun 27, 2024 23:31

страницы ссылок по темам dor-zhur: 1 ДФА, 2 ДЖ, 3 Продолжение

08.02.2024

Выхожу к заметённому ночным бураном морозному солнечному пространству, посреди которого стоит старинная сельская церковь. Исторический центр населённого пункта расположен здесь.

Церковь в селе Широмасове именуется Покровской, построено здание в 1821 году:





Где-то за видимыми домами расположен пруд, далее за ним - сельское кладбище, правее за кадром и прямо вдалеке (в сторону Нороватово и Теньгушево) - долина Мокши.

Церковь живо напомнила пейзажи 1980-х и 1-й половины 1990-х. Тогда почти все церкви пребывали примерно в таком заброшенном состоянии.

Ознакомлюсь с интерьером храма.



Вообще-то, церковь не совсем заброшена. Внутри есть временные деревянные настилы. Сложены из силикатного кирпича опоры для пола. Намечается реставрация.

Замечательны старинные росписи. Их вижу в меру сохранности в том виде, как они были нарисованы когда-то давно. Ещё совсем не отреставрированы. Художникам предстоит много работы.

Фрагменты росписи у выхода из храма:



Если смотреть из притвора на выход, то справа есть небольшой фрагмент, различить изображение на котором трудно:



Над аркой прохода из притвора в среднюю часть храма роспись сохранилась получше:



Но тоже трудно понять, кто изображен:



Вот и всё, что сохранилось от росписей притвора.

Гораздо полнее сохранились росписи средней (подкупольной) части храма.

Вид на купол с запада на восток:



Изображение Христа на восточной стороне купола:



Изображение рядом с изображением Христа:



Остатки росписи на северной стороне купола…:



…и на южной его стороне:



Лучше всего сохранились росписи на южной стене средней части храма. Вид Покровской церкви с южной стороны:



Во втором ярусе между центральным и восточным окном на южной стене расположена наилучшим образом сохранившаяся роспись храма - изображение Св. Апостола Матвея:



.



Между центральным и западным окном второго яруса на южной стене возвышается изображение ещё одного евангелиста - с книгой в руке. В православной традиции принято располагать в Библии евангелия в порядке: от Матвея, от Марка, от Луки, от Иоанна. Изображения апостолов, по всей видимости, располагаются по часовой стрелке. Стало быть, между центральным и западным окном во втором ярусе находится изображение Св. Апостола Марка:



.


А вот - облик храма с северной стороны:



На северной стене во втором ярусе по обе стороны от центрального окна расположено по фреске в сходном оформлении. Логично предположить, что изображены ещё два евангелиста - Апостол Лука и Апостол Иоанн.

Изображение Св. Апостола Луки (между зап-м и центр-м окнами во 2-м ярусе на сев. стене храма):



Изображение - судя по большому возрасту - Св. Апостола Иоанна (между центр. и вост. окнами во 2-м ярусе на сев. стене храма):



Если смотреть из средней части храма в сторону притвора, то во втором ярусе можно увидеть три сходно друг другу оформленных изображения. Слева от арки прохода (т.е. с южного края) изображена сцена непонятного содержания:



.



Непосредственно над аркой расположено изображение, связанное с рождением, но затрудняюсь сказать, с которым именно:



Изображение правее арки трудноразличимо:



Трудноразличима и роспись, расположенная напротив (т.е. левее прохода из основного объёма храма в алтарную часть):



Правее входа в алтарную часть во 2-м ярусе изображена, быть может (по осторожному предположению жены), молитва Христа в Гефсиманском саду:



Теперь перехожу к росписям, сохранившимся в 1-м (нижнем) ярусе храма.

В храме было три престола. Главный престол - в честь Покрова Пресвятой Богородицы, по нему и название храма - Покровский. Правый предел храма был в честь Св. Николая Чудотворца. Очевидно, по этой причине на картах XIX века село Широмасово фигурирует также как Никольское.

Под изображением Св. Апостола Матвея (т.е. между южным входом в храм и находящимся восточнее окном) расположено изображение Св. Николая Чудотворца:



По другую сторону от южных врат изображены два святых, но трудно понять, которые:



Левее выхода из средней части храма в притвор в 1-м (нижнем) ярусе изображены ещё двое - епископы или святители:



Левый престол храма был назван в честь Св. Митрофана Воронежского. Логично предположить, что роспись с его изображением расположена напротив изображения Св. Николая Чудотворца. Т.е. изображение Св. Митрофана Воронежского на северной стене храма - вот оно:



Кто изображён по другую сторону от северных врат храма - разобрать трудно:



Изображение в 1-м ярусе, справа от выхода из средней части храма в притвор, тоже трудноразличимо:



Узор между изображениями второго и первого ярусов, как будто бы, отдалённо перекликается с мотивом местных резных наличников.

Роспись алтарной части храма различима лишь немного над проходом:



В остальном, краски росписей в алтаре растеклись. Может, посредством ИИ и можно вычислить, как они располагались до того, как расплылись?.. Вместо тех былых росписей ничего, кроме красивых, но неопределённых по содержанию цветовых пятен не вижу. Свод алтарной части (слева направо):



Пока фотографировал росписи, пальцы занемели. Мороз, наверное, ~ -10̊ С.

Попытаюсь осмотреть колокольню. В стене колокольни видна узкая-узкая лестница, ведущая вверх:



Она столь узка, что поднимаюсь, обтирая рукавами куртки противоположные стены. Лестница крутая, в нижней части ступеньки частично обледенели. Выше лестница делает поворот и выводит на второй ярус колокольни.

Вид на свод притвора, справа и слева зияет по почти одинаковому провалу кирпичей:



Крыша не закрывает помещение полностью. Поэтому имеется небольшой участок дальнего вида в южном направлении, в Рязанскую область. Слева заметен купол Покровской церкви в селе Кочемирово - до него около 10 км, а видно то гораздо дальше! :



Где-то правее, на правом берегу Мокши расположены пос. (бывш. город) Кадом, села Старый Кадом и Пургасово, но за деревьями они не различимы:



И такой вид - уже со второго яруса колокольни! Колокольня высокая, но выше первого яруса лестницы нет:



Вид на подкупольное пространство колокольни:



Северо-восточнее храма в селе есть так и не осмотренная мной улица Бараева и несколько относящихся к ней проездов…:



…с обликом сельских домов, в целом характерным для данной местности. Иногда - с частными особенностями. Вот дом со своеобразно вынесенными вперёд наличниками весьма распространённого здесь варианта декоративной резьбы:



Осматривать оставшуюся (из трёх) улицу я не пошёл. По той лишь причине, что не мог понять, где - заметённые улицы, а где - заметённые проезды и въезды:



Опасаясь ненароком забрести в чей-нибудь двор незваным гостем, я не стал делать полный круг по деревне, а пошёл «на выход» уже знакомыми улицами - Кирова и Советской.

Мои предки, их родственники и односельчане 4 века назад уезжали из селений Кадомского уезда, должно быть, и через Широмасову, переселяясь на восток, в Алатырский уезд. Кто-то наверняка перемещался правым берегом Мокши и левым берегом Алатыря, да на левобережье Алатыря обосновался. Кто-то перемещался также, но пройдя через Пузские засечные ворота, обосновался на правобережье Алатыря. А кто-то перемещался на восток через город Темников по древней посольской дороге. Трудно сказать, как в точности перемещались мои непосредственные предки. Но после осмотра села мне случилось проделать в транспорте похожий путь, хотя вообще-то я этого совсем не планировал.

Вид с окраины Широмасово в сторону Куликовки:



Я видел речку Шокшу, ставшую лексической основой для названия эрзянского субъэтноса - мордвы-шокши. Отчётливо как на ладони видел опоры моста, возведённые по случаю ожидавшегося в 1903 г. (но не состоявшегося) проезда Николая II.

Видел старинные здания в Куликовке, в т.ч. красивые из красного кирпича - к сожалению, без крыш. Видел двухэтажное здание бывшей школы (а изначально - Троицкой церкви). Видел деревянное здание с закруглёнными верхами окон - едва не единственное таковое, повстречавшееся мне вне Саранска.

Немного видел село Шокша. Очень смутно припоминаю церковь. А больше запомнились деревянные домики - сравнительно широкие, без особого резного декора, и почти чёрные цветом древесины. В общих чертах примерно такого облика и пропорций, как этот дом в Широмасове:



Впрочем, отнюдь не все домики в Шокше именно такие.

Видел центральную улицу в Теньгушеве со множеством старинных зданий - каменных и деревянных, чаще одноэтажных.

Видел огромные леса на противоположном берегу Мокши. И почти запустевшие деревни посреди этих лесов. Вот, например, деревня Телимерки (кадры рано утром ещё по пути в Широмасово):



Мне случилось пересечь большое пространство, отделявшее мордву-шокшу от остальных эрзян. Мордва издавна жила и в этом пространстве, но была представлена преимущественно не эрзянами, а мокшанами.

Кстати, вот - праздничная мокшанская женская обувь с подковой на пятке (экспонат на витрине ж/д станции Зубова Поляна):



Короб для ягод - кептерня, XX в. (экспонат на той же витрине):



Немного я видел город Тéмников - самый старинный город Мордовии. Успенскую церковь, несколько старинных зданий (как минимум, в одном из них имеются массивные арчатые своды).

Между прочим, в период с 1795 по 2010 гг. в окрестностях Темникова работала Кондровская обёрточно-бумажная фабрика (с 1919 г. фабрика «Красная Роза»). Выпускала бумагу самого разного назначения (в т.ч. была крупнейшим производителем «промокашек»), с 1969 г. - многокрасочные обои (экспонат Чамзинского краеведческого музея):



Несколько раз дорога пересекала реку Мокшу. Она тут повсюду выглядит как бы примерно одинаковой ширины.

Какие-то деревни и сёла с деревянными домиками и иногда - с церквями. Заснеженные поля, леса, перелески, холмы. В общем, посмотрел я таки и западную половину Мордовии. Но эта незапланированная «экскурсия» по западной Мордовии проходила таким образом, что я мало чего запомнил из увиденного. Да и не фотографировал по пути.

Ну, а теперь снова перемещаюсь в своём повествовании на восток Мордовии.

Продолжение следует…

страницы ссылок по темам dor-zhur: 1 ДФА, 2 ДЖ, 3 Продолжение

9.сельская-старина, 7.13.Мордовия

Previous post Next post
Up